Екатерина Моторина
Маркеры игрового пространства как элемент предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Маркеры игрового пространства как элемент предметно – пространственной среды в ДОУ с учётом ФГОС
Организация предметно-игрового пространства и предметно-развивающей среды является необходимым условием для формирования игровой и познавательной деятельности ребенка. Задача дошкольного учреждения состоит в том, чтобы создать такую предметно-развивающую среду в группе, которая обеспечивала бы ребенка всевозможным материалом для его активного участия в разных видах деятельности. Пространство игровой комнаты необходимо организовать таким образом, чтобы оно позволяло детям свободно перемещаться, одновременно играть нескольким группам детей, чтобы в случае необходимости любой ребенок мог уединиться для занятия индивидуальной деятельностью.
Публикация «Маркеры игрового пространства как элемент предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС» размещена в разделах
- Маркеры игрового пространства, ширмы для игр
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Решение этой задачи невозможно без создания маркеров игрового пространства. Маркеры игрового пространства – это игровые предметы и конструкции, указывающие на место событий, в которых разворачивается сюжет. Это может быть домик с внутренней обстановкой, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т. п.
Слайд (с описанием ниже)
Такие маркеры будут :
- служить стимулом и опорой для развертывания детьми сюжетных комбинаций;
- решать развивающие задачи (игровая, продуктивная, познавательно – исследовательская, коммуникативная);
- способствовать развитию двигательной активности ребенка;
- трансформируема;
- вариативна;
- отвечать гигиеническим требованиям;
- безопасна в использовании детьми;
- эстетична;
- соответствовать возрастным категориям детей от 3 до 7 лет;
- занимать мало места при хранении.
Выполняя требования ФГОС по организации предметно-пространственной развивающей среды мы задумались об изготовлении маркеров игрового пространства. Просмотрели, что предлагают и как делают такие маркеры в интернете и сделали свои. Для их изготовления мы использовали современные, доступные и безопасные для детей материалы: листы картона, цветной скотч, самоклеющуюся пленку, ламинатор. Конструкции игрового пространства, легко складываются, переносятся и обрабатываются, что позволяет их использовать, как в помещениях, так и на улице. В сложенном состоянии маркеры занимают мало места, а в разложенном трансформируются в разнообразные масштабные объекты.
Вот, что у нас получилось.
Многофункциональная ширмы. Они могут устанавливаться как вертикально, так и горизонтально, в зависимости от сюжета игры. Чехлы закрепляются на каркасе с помощью липучек. Трубы диаметром 20 мм соединили между собой с помощью пластиковых уголков. Учитывая рост детей, определили размеры макетов. Секции между собой соединили специальными двойными крепежами. Весь материал достаточно прочный, доступный. После того как был сделал каркас, приступили к пошиву чехлов. На ширму прикрепляются маркеры обозначения и выделения, аппликации и атрибуты, отображающие сюжет игры (например, на каркас в сюжетно – ролевой игре «Самолёт» к ширме прикрепляется обозначение «Аэрофлот»).
Применение маркеров игрового пространства
в сюжетно – ролевых играх
Различные способы использования многофункциональных ширм в группе подсказывают сами дети. В соответствии с сюжетом игры дети из маркера создают нужную постройку даже уголок уединения, добавляют атрибуты, распределяют роли. Благодаря соблюдению принципа доступности, у детей есть возможность самостоятельно изменять пространство в своей группе в любое время. По окончании сюжетно - ролевой игры маркер легко складывается и убирается в определенное место для хранения, занимая мало места в группе.
Игровые маркеры условно можно разделить на настольные и напольные.
Настольные или мини-маркеры удобны тем, что с ними можно играть за столом с мелкими игрушками, конструктором. Это может быть многокомнатная квартира, гараж, или лесная опушка настольный театр и др. Такие маркеры способствуют развитию воображения и творчества.
Напольная ширма предназначена для сюжетно-ролевых игр (освоение социальных ролей и профессий и пр., как уголок уединения, разделение пространства, развития двигательной активности, а используя кусочки ткани яркой расцветки, которые можно закрепить прищепками или кольцами, использовать ширму для театральных постановок. При помощи этого многофункционального маркера можно обыграть огромное количество сюжетов с дополнительным съёмным материалом.
Все элементы предметно - пространственной среды группы соответствуют требованиям по обеспечению комфортности, надёжности, безопасности их использования.
Маленький ребенок постоянно изменяется, развивается. И вместе с ним должно изменяться пространство группы, т. е. быть вариативным. В связи с чем, в нашей группе игровой, дидактический, наглядный материал периодически изменяться (в зависимости от темы недели, времени года, интересов детей в данный период, реализации проекта, в соответствии со вкусами и настроением детей) с целью стимулирования игровой, двигательной, познавательной и исследовательской активности детей.
Доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности, свободный, функциональный, а не витринный. Атрибуты для игр находятся на уровне роста детей: ребенку достаточно удобно их взять, перенести с места на место. Материалы для детских игр хранятся в удобных и практичных емкостях (пластиковых, картонных, деревянных коробках и т. п.) с яркими метками, облегчающими выбор.
Предметно-развивающая среда должна способствовать раскрытию индивидуальных возможностей малыша, которые даны ему природой. В нашей групп предметно-развивающая среда оснащается как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков (поло ролевое воспитание) : куклы, машины, одежда для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры, книги, материал для творчества и т. п. Центры, созданные для мальчиков способствуют воспитанию мужских начал: выносливости, силы, воли, уважения к противоположному полу, сверстникам; развитию самостоятельности, справедливости, взаимопомощи. Для девочек формированию женских начал: аккуратности, бережливости, этики общения, эстетических качеств, нравственности, любви к ближнему, женственности, умению выглядеть красиво и опрятно.
Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развития ребенка.
Применение маркеров игрового пространства
в образовательной деятельности
Большое применение ширма находит в организованной образовательной деятельности, совместной деятельности по всем образовательным областям.
Используя ширму в ОД мы можем решать множество задач, например: формировать целостную картину мира или элементарные математические представления.
Согласно ФГОС ДО процесс обучения и вся образовательная деятельность должна проходить в форме игры. Ребенок должен принимать активное участие в содержании образовательного процесса.
Так вот наша познавательная образовательная деятельность проходит в форме игры, т. е. мы можем постоянно перемещаться по группе, а не сидеть за столами. Но любое занятие требует наглядного демонстрационного материала.
В группах имеется магнитная доска и мольберт, но постоянно передвигать их или переносить с собой вместе с наглядным материалом за детьми не предоставляется возможным.
А вот использование ширмы нам дает такую возможность. Ширма очень легкая, ее можно переставить целиком, либо легко отсоединить нужную секцию и перенести с собой в другую часть группы.
Дидактическим играм всегда придавалось большое значение во всестороннем развитии детей, их интеллектуальной активности. С помощью дидактических игр дети приучаются к самостоятельному мышлению, использованию полученных знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной игровой задачей. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на интеллектуальное развитие дошкольника в целом.
Возможны различные варианты дидактических игр и упражнений, в зависимости от поставленных образовательных задач педагогом и оформления пособия.
Для пополнения и закрепления словарного запаса по темам: «Лес», «Деревья», «Грибы», «Ягоды», «Цветы», «Времена года», «Птицы», «Дикие животные» мы использовали маркер «ширму-трансформер» с динамическими полями «Лес. Дорога». В тоже время этот маркер дополняется мягкими модулями и может быть использован для реализации двигательной активности детей. Координируя речь с движением, мы отрабатываем словарь: дети называют и выполняют действия птиц (летают, сидят, клюют, строят гнезда) или как птицы подают голос (чирикают, каркают, кукуют, щебечут). Также можно закрепить знания детенышей диких животных, один ребенок называет маму, а другой детенышей.
Кроме того, используя одновременно модульно-каркасный конструктор «Машинка» и съемные динамические панели «Дорога. Город», дети разворачивают игровой сюжет, связанный с поездками по городу, автомастерской и заправочной станцией, отрабатывая темы: «город», «транспорт», «профессии», «профессии автотранспорта», «домашние питомцы», «дикие и домашние животные». Закрепление составных частей транспорта (например, машина или автобус – кабина, кузов, колеса, фары) с последующим конструированием из мягких модулей.
Используя модульно-каркасный конструктор «кораблик» и динамическую панель ширмы-трансформер, мы предлагаем детям отправится на нем в морское путешествие.
Отрабатываются следующие темы:
• «Обитателей морей и океанов»,
• «Речные рыбы»,
• «Животные жарких стран»,
• «Профессии на корабле».
Развиваем грамматический строй речи: образовываем прилагательные (Я вижу дельфиний хвост, черепаший панцирь, и т. д., формируем связную речь и воображение (За пальмой спрятался жираф) и т. д.
Знакомство со структурными частями корабля (лодочки) : палуба, карма, якорь; с профессиями на корабле, развитие глагольного словаря «Кто что делает?» ( Примеры: Капитан управляет кораблем, повар (кок) готовит еду, матрос моет палубу, рулевой стоит на палубе).
Если это рыболовецкая лодка, то закрепляется название речных рыб и согласование их с числительными (Я поймал две зубастых щуки, много колючих ершей, трех лещей и одного сома).
Маркеры желто-красного и синего цвета (модульная игровая мебель) трансформируются в дом, отрабатывается речевой материал, игровые действия, поло ролевое поведение по теме: «Семья».
А динамические панели ширмы-трансформера «Магазин» и «Медицинский кабинет» помогают отработать представления детей о профессиях врача, продавца; ролевые действия продавца-покупателя, врача-пациента; речевой материал и элементарные математические представления (на количество и счет, величину, геометрические формы, сенсорные эталоны, представления об овощах и фруктах, элементарные валеологические представления о здоровом образе жизни и прочее.
С помощью этих маркеров можно отработать речевую активность, познакомить с устным народным творчеством и произведениями детской художественной литературы. Кроме того, имеются возможности для развития познавательной и исследовательной деятельности детей.
Применение маркеров игрового пространства
в двигательной деятельности
Обыгрывая сюжетом, дети вовлекаются в двигательную активность, превращаются в птичек, рыбок, различных животных (диких или домашних, имитируя их характерные движения, закрепляя таким образом основные движения.
Многофункциональную ширму можно использовать на физкультурных занятиях, в индивидуальной работе по развитию двигательных навыков детей, при проведении подвижных игр, игр-эстафет, тем самым решать задачи физического развития дошкольников.
В этом случае очень удобны ширмы, изготовленные из пластиковых труб, с подвижными креплениями. Если поставить секции ширмы горизонтально на пол, то ее можно использовать для закрепления навыков в подлезании. Если секции ширмы поставить раздельно друг от друга на специальные подставки, то появляются новые функциональные возможности: можно закреплять прыжковые, беговые навыки и участвовать в играх-эстафетах.
Применение маркеров игрового пространства в театрализованных и режиссерских играх
Театрализованные игры способствуют развитию речи, памяти, целеустремленности, усидчивости, отрабатываются физические навыки. А также позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Театральное искусство, близко и понятно детям ведь в основе театра лежит игра.
Театрализованные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи. Ребенок может проявить свои эмоции, чувства, причем не только наедине с собой, но и публично, не стесняясь присутствия слушателей, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
Ширма дает нам возможность работать с разными видами театров: куклы би-ба-бо, варежковый или пальчиковый театр. Дети легко трансформируют мягкие модули, ширмы-трансформеры, атрибуты к режиссерским играм.
Созданная нами совместно с родителями в группе предметно-развивающая среда позволяет обеспечить свободную творческую деятельность в соответствии с желаниями и склонностями детей. Используя маркеры, ребёнок самостоятельно организовывает и преобразовывает игровое пространство, игра увлекает и доставляет радость. Действуя в игровой ситуации приближенной к реальным условиям жизни, ребёнок легче усваивает материал любой сложности. Наша роль заключается в том, чтобы показать детям возможности использования окружающего пространства в разных видах детской деятельности. Таким образом, мы убедились, что игровые конструкции являются необходимым условием для формирования игровой и познавательной деятельности ребёнка, а также развивают детскую фантазию и воображение. Они расширяют представления детей на основе знакомства с явлениями социальной действительности:
- о труде людей, их общении, взаимоотношениях;
- закрепляют способность строить сюжеты с большим количеством персонажей;
- учат самостоятельно вести ролевые диалоги;
- обогащают словарь детей;
- совершенствуют лексико-грамматический строй речи;
- развивают: любознательность, воображение, внимание, память, мышление и творческие способности детей.
Свой опыт использования игровых маркеров мы рекомендуем для работы другим педагогам, родителям в семейном воспитании.
В дальнейшем мы планируем создание новых креативных маркеров пространства, оптимально соответствующим всем требованиям ФГОС ДО, выявить недоработки, устранить их, по возможности усовершенствовать модели.
Используемые информационно-образовательные ресурсы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. -М. : УЦ Перспектива, 2014.
2. «От рождения до школы». Основная образовательная программа /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016
3. Савицкая Н. М., Сафонова Л. О., Лаврентьева О. И. Маркеры игрового пространства // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №1. — С. 118-127. — URL (https://moluch.ru/th/1/archive/24/718/)
4. Денисова Татьяна Владимировна, Болдышева Елена Сергеевна, учителя-логопеды, ГБДОУ Детский сад №74, г. Санкт-Петербург, Россия. Маркеры игрового пространства. Конструируем игровое поле своими руками : фотографии и рекомендации (https://pedsovet.su/dou/5855_igrovoe_prostranstvo)