МААМ-картинки

Мастер-класс «Блоки Дьенеша — эффективное средство математического развития дошкольников»

Татьяна Галиуллина
Мастер-класс «Блоки Дьенеша — эффективное средство математического развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель. Повышение уровня профессионального мастерства педагогов в процессе активного общения по освоению опыта работы с дошкольниками по их математическому развитию с использованием блоков Дьенеша.

Задачи.

– Донести до осознания педагогов необходимость работы с блоками Дьенеша.

– Познакомить педагогов с вариантами применения данного дидактического материала на практике в работе с детьми дошкольного возраста.

Публикация «Мастер-класс „Блоки Дьенеша — эффективное средство математического развития дошкольников“» размещена в разделах

– Обучить педагогов методам и приемам использования блоков Дьенеша в педагогическом процессе.

Развивать интерес к оригинальной образовательной игровой технологии, желание активно привлекать педагогов к применению данной технологии на производственной практике.

– Вызвать у педагогов желание к активному сотрудничеству, взаимопониманию.

Раздаточный материал : блоки Дьенеша, наглядный материал к играм.

План.

1. Знакомство с блоками Дьенеша.

2. Практические игры и упражнения с блоками.

3. Рефлексия.

Ход.

I. Знакомство с блоками Дьенеша.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать вас на мастер-классе. Мы сегодня будем говорить о логических блоках, которые разработаны венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем для ранней логической подготовки мышления детей к усвоению математики. Некоторым из вас я напомню, а некоторых я познакомлю с тем, что из себя представляет это дидактическое средство. Одновременно с излагаемой информацией мы с вами будем играть с ними. В конце нашей встречи вы должны ответить на вопрос, почему это средство названо логическим.

Итак, что из себя представляют блоки Дьенеша.

Логический набор состоит из 48 геометрических фигур.

а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);

б) трех цветов (красный, синий, желтый);

в) двух размеров (большой, маленький);

г) двух видов толщины (толстый, тонкий).

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

В играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств.

На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств, например: не красный.

Давайте, разберемся, что обозначает каждый символ.

Откройте коробки и рассмотрите блоки. Убедитесь, что каждая фигура обладает набором определённых признаков.

2. Практические игры и упражнения с блоками.

Предлагаю сразу включиться в игру. Дошкольники очень любят выкладывать из фигур разные постройки, рисунки как по заданию, так и по замыслу. Поэтому вам предлагаю построить из фигур данного набора машину, но с соблюдением одного условия: все колёса машины должны быть абсолютно одинаковыми.

(Педагоги выполняют задание.) Давайте сделаем вывод. Почему одни справились с заданием, другие нет.

Да, совершенно верно. В наборе нет двух абсолютно одинаковых фигур. Они всегда будут отличаться друг от друга хотя бы одним признаком (или формой, или размером, или цветом, или толщиной). Казалось бы, невозможно выполнить задание. Но всё-таки некоторые из вас догадались, что из двух тонких блоков можно сделать один толстый блок, сверху положив блок такого же цвета, что и толстый блок – другое колесо машины. Автором специально задумано так, что толстый блок равен по толщине двум тонким блокам. Только сообразительность, умение анализировать фигуры по всем признакам позволяет добиться положительного результата.

Вот в такой простой игре мы можем показать детям своеобразие данного средства. В процессе манипуляций с блоками дети устанавливают, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, толщину, что с ними можно играть: выстраивать дорожки (например, синие, или дорожку из квадратных брусков, башенки и т. д.) Поскольку блоки представляют собой эталоны форм, цвета, они помогают в запоминании программного материала, в установлении сходства и различия между предметами. Сегодня в процессе мастер-класса я познакомлю вас с некоторыми формами организации работы с логическими блоками. Постройка машины может быть организована как на занятии, так и в индивидуальной работе, в самостоятельной деятельности детей. Ознакомление детей с признаками блоков может быть и в подвижных играх. Мы сейчас поиграем с вами в игру «Кто ты?». Для этого каждый из вас должен взять из набора по одному блоку и встать в круг. Блоки вы держите перед собой. Нам нужен будет водящий. У него нет в руках блока. Он должен пробежать за кругом, остановиться, постучать о спинку того, около кого остановился, и спросить: «Тук-тук, ты кто?» А тот, к кому постучались, должен назвать все признаки своей фигуры: форму, цвет, размер и толщину. Если признаки фигуры названы правильно, они меняются местами. Водящим становится тот, кто правильно назвал все признаки фигуры. Игра продолжается. Всем понятны правила игры?

(Проводится игра «Кто ты?»)

Игра позволяет детям акцентировать внимание на все признаки фигур. Дети обозначают эти свойства словесно, анализируют друг друга, сравнивают фигуры по толщине и величине приёмами приложения, наложения (если в нём есть необходимость) или на глаз.

Сейчас я хочу показать вам универсальность данного средства. Одна и та же игра имеет разную степень сложности, что позволяет использовать его в работе с детьми разного уровня развития, в разных возрастных группах. Поиграем в игру «Построй дорожку». Можно играть в парах. Можно выкладывать дорожку на полу, на столе. Чтобы усилить мотивацию, можно провести игру в соревновательном плане. «Кто быстрее построит дорожку?» Будьте внимательны. Надо построить дорожку так, чтобы рядышком не было двух одинаковых по форме фигур. (Педагоги выкладывают дорожку).

2-й, более сложный вариант игры: построить дорожку так, чтобы рядышком не было 2-х одинаковых по форме и цвету фигур. (Педагоги выкладывают дорожку, предлагаю проанализировать правильность выкладывания дорожек друг у друга).

3-й ещё более сложный вариант игры: построить дорожку так, чтобы рядышком не было 2-х одинаковых по форме, цвету и величине фигур. (Педагоги выкладывают дорожку, предлагаю проанализировать правильность выкладывания дорожек друг у друга).

Почему 3-й вариант игры выполнялось дольше? Какие мыслительные операции развиваются в игре? Умение анализировать, сравнивать, абстрагироваться от несущественных признаков. У ребёнка развивается способность удерживать в памяти названные существенные признаки, сосредоточенность, внимания. И это ещё не всё.

Кроме логических блоков для работы необходимы карточки, разработанные профессором Семадени (5х5см, на которых условно обозначены признаки блоков : цвет обозначается бесформенным пятном, форма – контуром фигуры, величина – силуэтом большого и маленького домика, толщина – условным изображением человеческой фигуры (толстого и тонкого). Существуют и карточки с отрицанием. Это те же самые изображения, но перечёркнутые крест- накрест. Такие карточки означают отсутствие данного признака у фигуры.

Давайте попробуем поиграть с этими карточками. Первая игра называется «Фигурки играют в прятки». Я выложу с помощью карточек признаки той фигуры, которую вы должны найти у себя в коробке. (Проводится игра «Фигурки играют в прятки», предлагаю обосновать свой выбор. Далее предлагаю «спрятать» (закодировать) фигуру одному из педагогов, используя коды отрицания).

Существует множество интересных игр, предложенных в разных пособиях и специальных альбомах для детей разного возраста. Некоторые из них находятся перед вами.

На столах представлено название, содержание игры и наглядное сопровождение к ней. (На столах представлены игры «Лото», «Волшебное дерево», «Преобразование слова», «Игра с тремя обручами», «Волшебная фабрика», «Засели жильцов в домик», «Помоги заблудившимся фигурам выйти из леса», «Домино», «Поймай тройку»). Вы сейчас ознакомитесь с названиями игр и по желанию разделитесь на группы по интересам. Как только вы поняли содержание игры, переходите к другому столу, к другой игре. (Педагоги знакомятся с содержанием игр, переходя от одного стола к другому. Если есть необходимость, включаюсь в проведение игр).

3. Рефлексия

Уважаемые педагоги, мастер-класс подходит к концу. Я хотела бы вернуться к вопросу, который поставила в начале нашей встречи. Почему это средство названо логическим? (Выслушиваю ответы педагогов. Оно позволяет моделировать разнообразные логические структуры и решать логические задачи с помощью специально созданных ситуаций).

Одной из поставленных мною задач была дать вам понять насколько необходимо применение данного дидактического материала в работе с детьми дошкольного возраста. Скажите, пожалуйста, эта задача была реализована мной?

Для оценки полезности нашего мастер-класса я предлагаю вам составить синквейн. Синквейн происходит от франц. слова «пять». Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в нем нет рифмы, но есть смысл. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме в пяти строках. Все о чем мы с вами говорил сейчас нужно представить в 5 строках.

1 строчка – 1 существительное. Это и есть тема синквейна.

2 строчка – 2 прилагательных.

3 строчка – 3 глагола

4 строчка – на четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, с помощью которой вы дадите оценку нашей деятельности. Это может быть крылатое выражение, цитата. И мы определим, что произошло с вами в течение нашей встречи. Может быть вы чему - то научились, может быть кому - то было интересно. Может быть наш мастер – класс вас вдохновил на новые дела.

Пример:

«Мастер-класс

Волнующий, интересный

Заинтересовывает, Учит. Вдохновляет.

Новые знания достигаются путем изучения и ценой усилий.

На мой взгляд, мы сегодня плодотворно потрудились, и новые знания, приобретенные в ходе мастер- класса пригодятся вам в дальнейшей работе.

Спасибо всем участникам за активное сотрудничество и взаимопонимание.

Публикации по теме:

Метод экспериментирования как эффективное средство развития познавательных способностей старших дошкольников Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее: она все больше требует от человека не шаблонных, привычных действий,.

Терабанд, как эффективное средство развития физических качеств дошкольников при реализации ФГОС "Терабанд, как эффективное средство развития физических качеств дошкольников при реализации ФГОС" «Жизнь требует движения». Ничто так не.

Блоки Дьенеша как универсальное средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста Игры для 2-3 лет: • Нужно найти фигуры, которые соответствуют определенному признаку: - найди все фигуры красного (желтого, синего) цвета;.

Блоки Дьенеша как универсальное средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста Важнейшая задача детского сада — интеллектуальная подготовка ребёнка к школе. На современном этапе в дошкольных образовательных учреждениях.

Интерактивная тематическая папка  «лэпбук» как эффективное средство развития познавательной активности младших дошкольников «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Конструктивная деятельность из строительного материала — эффективное средство развития дошкольников Конструктивная деятельность из строительного материала, эффективные средства развития дошкольников Аннотация: в статье рассказывается о.

Мастер-класс «Блоки Дьенеша» Мастер-класс на тему: «Конструирование из блоков Дьенеша» Цель: продолжать знакомить детей с различными видами конструирования из различных.

Мастер-класс «Блоки Дьенеша» для педагогов дошкольного образования Мастер-класс «Блоки Дьенеша» для педагогов дошкольного образования Составила: воспитатель Лебедева Светлана Геннадьевна Цель мастер-класса:.

Опыт работы «Дидактические игры как эффективное средство коммуникативно-речевого развития дошкольников» ОПЫТ РАБОТЫ по теме «Дидактические игры как эффективное средство коммуникативно-речевого развития дошкольников». Слайд №1. (заставка с.

Опыт работы на тему «Театрализованная деятельность — эффективное средство развития речи дошкольников 6–7 лет» Статья «Опыт работы на тему: «Театрализованная деятельность – эффективное средство развития речи дошкольников 6-7 л. Театр — это волшебный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Блоки Дьенеша — эффективное средство математического развития дошкольников»
Опубликовано: 16 марта 2019 в 09:40
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Блоки Дьенеша — эффективное средство математического развития дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Галиуллина (УИ 169131) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД