Папки-передвижки

Метод экспериментирования как эффективное средство развития познавательных способностей старших дошкольников

Наталия Новикова
Метод экспериментирования как эффективное средство развития познавательных способностей старших дошкольников

Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее: она все больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и обязательно! - инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.

Публикация «Метод экспериментирования как эффективное средство развития познавательных способностей старших дошкольников» размещена в разделах

Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников, отвечает также современным требованиям концепции, модернизации российского образования: «развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны».

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

Мной была изучена литература по данному вопросу таких известных ученых, как Л. Н. Прохорова, Т. А. Балакшина, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбина, И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир, А. И. Савенков, О. В. Афанасьева и пр.

Изучив теоретический материал по данному вопросу, я сделала вывод о том, что необходимо углубить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно, т. к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.

Отсюда вытекает необходимость расширить и углубить знания о данном методе обучения, что и было сделано в предоставляемом опыте работы. (см. презентацию).

В целях систематизации развивающей работы с детьми по направлению разработала перспективный план работы с детьми и родителями по опытно – экспериментальной деятельности для старшей группы, который могут использовать другие педагоги в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста.

При выборе темы соблюдаю следующие правила:

1. Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.

2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).

3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

В условиях детского сада я использую только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:

Во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.

Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.

В-третьих, они практически безопасны.

В-четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:

- постановка проблемы;

- поиск путей решения проблемы;

- проверка гипотез, предположений;

- обсуждение увиденных полученных результатов;

- формулировка выводов.

Таким образом, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении эффективен для развития познавательной активности детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Применение экспериментирования также оказало влияние на:

повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);

повышение уровня развития познавательных процессов;

совершенствование речевого развития старших дошкольников (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь).

Публикации по теме:

Игры-экспериментирования как средство развития исследовательской деятельности старших дошкольников Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее.

Лэпбук, как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста «Лэпбук» – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста Современные требования, предъявляемые.

Презентация «Лэпбук — средство развития речи и познавательных способностей дошкольников» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию опыт работы по теме : «Лэпбук - средство развития речи и познавательных способностей дошкольников».

Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возрастаДидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста «Дидактические игры своими руками» Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра –.

Презентация «Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста» Что такое лэпбук? Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга). Это самодельная.

Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» Сегодня я хочу познакомить вас с совершенно.

Лэпбук как средство развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста Лэпбук как средство развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста. С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый.

Мастер-класс «Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательных способностей детей» Психологический настрой «Фонтан радости» - Уважаемые гости, приглашаю вас встать в круг радости. Предлагаю каждому из вас поделиться частичкой.

План самообразования «Констуктивно-модельная деятельность как средство развития познавательных способностей детей с Нода» План работы по самообразованию воспитателя МБДОУ «Детский сад № 67» компенсирующего вида по теме «Констуктивно – модельная деятельность,.

План работы воспитателя по самообразованию «Лэпбук, как средство развития познавательных способностей»План работы воспитателя по самообразованию «Лэпбук, как средство развития познавательных способностей» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 215 г. Ижевск» План работы воспитателя по самообразованию на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Метод экспериментирования как эффективное средство развития познавательных способностей старших дошкольников
Опубликовано: 16 февраля 2019 в 21:42
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД