МААМ-картинки

Мастер-класс «Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательных способностей детей»

Людмила Королёва
Мастер-класс «Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательных способностей детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Психологический настрой «Фонтан радости»

- Уважаемые гости, приглашаю вас встать в круг радости. Предлагаю каждому из вас поделиться частичкой своей радости, позитива, хорошего настроения друг с другом. Давайте протянем руки и сделаем фонтан радости, а на счет три частички доброты разлетятся вокруг, даря нам отличное настроение и заряд бодрости.

Спасибо. Попрошу занять свои места.

Вводная часть.

Публикация «Мастер-класс „Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательных способностей детей“» размещена в разделах

Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Становится очевидным, усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение экспериментальной деятельности в практику работы детского сада.

Сегодня я хочу поделиться своим опытом работы на тему «Экспериметально - исследовательская деятельность как средство развития познавательных способностей детей»

И так, экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью дошкольника - это эффективное и доступное средство интеллектуального развития дошкольника. В процессе исследовательской деятельности у ребенка развиваются все познавательные функции : память, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации и обобщения, восприятие, внимание, а также речь и моторика. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний и сведений.

Экспериментирование требует от воспитателя умения грамотно планировать эту деятельность. Я отобрала и систематизировала познавательный материал, разработала перспективный план изучения материала. Это позволяет постепенно знакомить детей с каким-либо явлением, рассмотреть его с разных сторон. В группе есть уголок экспериментирования, в котором находится необходимое оборудование. Мелкий и сыпучий материал находится в контейнерах. Детская лаборатория постоянно обновляется и пополняется. Особое внимание я уделяю соблюдению правил безопасности. Дошкольники в силу своих возрастных особенностей еще не могут следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. А любопытство побуждает детей пробовать на вкус все странное и новое. Увлекаясь работой, они забывают об опасности, поэтому игра в уголке проводится небольшими группами и под моим наблюдением.

В работе нам помогают любознательные персонажи из сказок и мультфильмов. Главное достоинство экспериментирования в том, что его можно связать со всеми видами деятельности : наблюдение, труд, развитие речи, ФЭМП, изобразительная деятельность, а так же: оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания

Эксперименты могут быть 2 видов :

Демонстративные: Когда имеется всего один объект, который находится в руках у педагога. Педагог сам проводит опыт (демонстрирует его, а дети следят за ходом и результатами

• Плюсы

• Является менее трудоемким

• Исключены ошибки при проведении опытов

• Проще следить за соблюдением дисциплины

• Уменьшен риск нарушений правил безопасности и возникновения непредвиденных ситуаций

• Проще решаются вопросы гигиены

• Минусы

• Объект виден под каким-то одним углом зрения

• Сведена до минимума личная инициатива детей

• Низкий эмоциональный уровень восприятия

• Нет индивидуального подхода

• Пассивность детей

• Восприятие осуществляется в основном с помощью одного (зрительного) анализатора

Фронтальные: имеется много объектов и они находятся в руках у детей.

Плюсы:

• Хорошо видны мелкие детали

• Возможность рассматривания со всех сторон

• Высокое эмоциональное состояние

• Включение всех анализаторов

• Процесс обучения индивидуализирован

Минусы:

• Трудно найти много объектов

• Труднее установить контакт с детьми

• Несинхронность в работе детей

• Труднее следить за ходом процесса познания, за качеством усвоения знаний каждым ребенком

• Повышается риск возникновения различных непредвиденных или нежелательных ситуаций

В итоге хотелось бы сказать: Систематические занятия по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах - являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию его интеллектуальных способностей, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

3. Практическая часть

Предварительная работа: Чтение легенды о магните, стихотворений, чтение энциклопедии для детей, загадывание загадок, просмотр мультфильма «Фиксики» «Магнит»

1. Сейчас я хотела бы провести один из видов фронтального экспериментирования в игровой форме «Золушка»

Цель:

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста.

Задачи:

-Познакомить детей со свойством магнита: притягивает металлические предметы.

-Развивать активность, любознательность (Познание).

-Формировать умение работать сообща, обсуждать, договариваться (Социально – коммуникативное).

-Формировать грамматически правильную речь. Активизировать словарь детей : магнит, притягивает, исследовательская лаборатория (Речевое).

Материал и оборудование:

тарелочки с крупой вперемешку с гайками, болтиками, магниты,

Организационный момент:

В круг быстрее становитесь

И друг другу улыбнитесь.

Смелей вперёд!

Нас много здесь открытий ждёт!

Предлагаю вспомнить с детьми сказку “Золушка”, где злая мачеха перемешала разную крупу и заставила перебирать Золушку. Кто ей помог? (голуби).

А сейчас злая мачеха перемешала рис с шурупами, болтами и гайками и опять заставила перебирать Золушку, птицы помочь в этот раз не могут.

Может быть, мы сможем помочь? Как это сделать быстрее? (При помощи магнитов).

Все дети встают вокруг стола, на котором находится поднос с крупой, берут магниты и выбирают шурупы, гайки.

Вывод: Магнит притягивает металлические предметы.

2. Сейчас я хотела бы провести один из видов демонстрационного экспериментирования в игровой форме «Змейка»

Необходимые материалы: стеклянная банка с водой, металлические скрепки, собраны змейкой, магнит.

Достану магнитом змейку из стеклянной банки с водой, не опуская руку в банку.

— Ребята, какой можно сделать вывод?

Дети: — Магнит действует через стекло.

— Как вы думаете, только ли через стекло действует магнит? (ответы детей)

И снова предлагаю детям вид фронтального экспериментирования : попробуйте управлять металлическим предметом с помощью магнита, который находится под деревянной крышкой стола.

Какой можно сделать вывод?

Вывод: магнит действует через дерево.

4. Заключительная часть поиграем в игру «Притягивает – не притягивает» (С мячом) или дети работают со схемой у доски «Какие предметы притягивает магнит?» или предложить игру «Ловись, рыбка»,

Рефлексия: дети рассказывают, что интересного они узнали. Я предлагаю им взять себе «Солнышко» (разноцветные круги в виде солнца)

Желтое солнышко – очень понравилось

Оранжевое солнышко – не очень понравилось

Красное солнышко – не понравилось

Публикации по теме:

Лэпбук, как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста «Лэпбук» – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста Современные требования, предъявляемые.

Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возрастаДидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста «Дидактические игры своими руками» Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра –.

Консультация для воспитателей «Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» «Чудо - папку открываю, все что знаю, вспоминаю!» Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно – воспитательной.

Презентация «Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста» Что такое лэпбук? Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга). Это самодельная.

Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» Сегодня я хочу познакомить вас с совершенно.

Лэпбук как средство развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста Лэпбук как средство развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста. С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый.

Обобщение опыта по теме самообразования «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей» Видео Министерство образования Республики Мордовия МБДОУ «Кемлянский детский сад «Радуга» комбинированного вида Обобщение педагогического опыта.

План самообразования «Констуктивно-модельная деятельность как средство развития познавательных способностей детей с Нода» План работы по самообразованию воспитателя МБДОУ «Детский сад № 67» компенсирующего вида по теме «Констуктивно – модельная деятельность,.

Социальный проект «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста» Социальный проект «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста» (1,6 – 3лет).

Экспериментально-исследовательская деятельность как метод познавательного развития дошкольника Экспериментально-исследовательская деятельность как метод познавательного развития дошкольника Людмила Пановская Экспериментально-исследовательская.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательных способностей детей»
Опубликовано: 9 февраля 2019 в 20:19
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательных способностей детей»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Королёва (УИ 750760) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД