Получи документы

Экспериментально-исследовательская деятельность как метод познавательного развития дошкольника

Людмила Пановская
Экспериментально-исследовательская деятельность как метод познавательного развития дошкольника

Экспериментально-исследовательская деятельность как метод познавательного развития дошкольника

Людмила Пановская

Экспериментально-исследовательская деятельность как метод познавательного развития дошкольника

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №93 «Солнечный лучик»» общеразвивающего вида

г. Владивостока.

Публикация «Экспериментально-исследовательская деятельность как метод познавательного развития дошкольника» размещена в разделах

Опыт работы по направлению: Экспериментально-исследовательская деятельность как метод познавательного развития дошкольника

Подготовила:

воспитатель старшей группы

Пановская Л. В.

г. Владивосток

2018

СОДЕРЖАНИЕ

1. Информационно-аналитическая записка. 3

2. Пояснительная записка. 5

3. Актуальность. 6

4. Цели и задачи. 7

5. Предполагаемый результат. 8

6. Основная часть. 9

7. Перспективно-тематический план кружка «Юный исследователь». 14

Список используемой литературы. 24

Приложения. 25

1. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

Появившись на свет, маленький человек начинает свой путь длиною в целую жизнь. С первых минут и до последних дней человек неустанно познаёт мир, в котором он живёт.

Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т. д. Дети дошкольного возраста способны к освоению таких фундаментальных понятий, как пространство и время, действие и покой, изменение и развитие, живое и неживое, строение, назначение материалов предметов. На каждом возрастном этаже познание мира, осуществляется своими специфическими способами.

Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать самим дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии её связей, отношений закономерностей, в преобразовании опыта. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка; он настроен на познание мира, он хочет познать этот мир.

Достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими изучаемыми объектами и со средой обитания.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года – практически единственным способом познания мира. Моя работа направлена на развитие исследовательской деятельности детей. Основная задача, в поисково-исследовательской деятельности дошкольника, возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Поэтому учу детей не всему, а главному, не сумме фактов, а уместному их пониманию, не столько стараюсь дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке. Организую учебный процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия, согласно которой ребенок является не объектом обучения, а субъектом образования.

Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться. Моя задача помочь детям в проведении этих исследований, сделать их показными.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую опыты. Их провожу как во время организованной деятельности, так и в самостоятельной. Опыты способствуют развитию у детей мышления, логики, творчества, позволяют показать наглядно связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставили детям возможность самим найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Дети с огромным удовольствием проводят опыты с бумагой, тканью, резиной, пластмассой, песком, глиной.

Опустив, бумагу в таз с водой узнаём, что бумага размокла и порвалась, из бумаги нельзя шить одежду. Проделав опыты, с деревом и металлом узнаём, что дерево легче, чем метал, потому что не тонет в воде. Проводя, опыты с воздушным шариком убедились, что резина растягивается при надувании, опустив его в таз с водой, наблюдаем, что он не тонет, не пропускает воду, не размокает.

В процессе проведения опытов стараюсь задействовать каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокус, они необычны, а главное ребята всё проделывают сами.

В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям.

В процессе экспериментов отмечаю : идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения, классификации, обобщения.

В результате всей проделанной работы с детьми, я поняла, что дети лучше учатся чему-либо, если сами включаются в работу. Практическое соприкосновение с жизнью и есть тот метод, благодаря которому дети познают мир, явления природы. Они становятся раскованнее, могут отстаивать свою точку зрения. Эта работа помогает развить у детей мелкую моторику рук, некоторым перешагнуть через робость, неуверенность в своих силах.

Педагог должен чувствовать и видеть, что именно происходит с ребёнком, как и насколько он «включён» в атмосферу сотрудничества, какова степень его «отдачи».

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность. В деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет, если?

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента :

-дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

-идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы;

-развивается речь;

-происходит накопление фонда умственных умений.

-формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определённого результата;

-развивается эмоциональная сфера ребёнка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Ребёнок дошкольного возраста узнаёт окружающий мир посредством ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности.

Чем разнообразней исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

3. АКТУАЛЬНОСТЬ

Опытно-экспериментальная деятельность - эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и является одной из актуальнейшей проблем современности.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.

Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Опытно-экспериментальная деятельность обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.

Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Опытно-экспериментальная деятельность тесно связанна со всеми видами деятельности, с такими, как наблюдение и труд, развитие речи, изобразительная деятельность, формирование элементарных математических представлений.

4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Задачи:

1. Образовательные:

-расширять знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;

-быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;

-учить решать проблемные задачи;

-закреплять знания о свойствах воздуха, воды, магнита, мыла.

2. Развивающие :

-развивать умение анализировать и делать выводы, приобщать к познавательному общению;

-развивать любознательность, память, логическое мышление, творческое воображение, умение фантазировать;

-развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь -способствовать развитию познавательных интересов;

-развивать навыки проведения опытов.

3. Воспитательные:

-учить способам самостоятельного познания через творческую экспериментальную деятельность;

-продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

-воспитывать умение выслушивать мнение товарища, не перебивать;

-воспитывать интерес к экспериментированию, проявлять терпение, настойчивость.

5. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Для детей:

-расширение перспектив поисково-познавательной деятельности;

-сформированность первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту;

-развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.

Для педагогов:

-повышения теоретического опыта и профессионализма;

-внедрение современных форм и методов работы по экспериментальной деятельности дошкольников;

-личностный и профессиональный рост;

-самореализация.

Для родителей:

-повышение уровня экологического сознания;

-расширение опыта взаимодействия с детьми.

6. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Для результативной и качественной работы в данном направлении разработан перспективный план кружковой работы «Юный исследователь», включающий в себя 3 этапа:

1. Аналитический – анализ ситуации, определение основных его целей и расширение представления детей об окружающем мире.

2. Организационный – скоординировать действие педагога, детей и родителей по созданию предметно – развивающей среды. Создать в группе мини лабораторию для исследовательской деятельности детей.

3. Практический – осуществление исследовательской деятельности детей для расширения знаний об окружающем мире.

Деятельность детей в кружковой работе распределена по пяти направлениям:

1. «Береги своё здоровье». Игровая – исследовательская деятельность : «Что мы знаем о микробах» (Приложение 1).

2. «Секреты воздуха». Игровая - исследовательская деятельность : «Воздух – невидимка» (Приложение 2).

3. «Кристаллизация». Игровая – исследовательская деятельность : «Выращивание кристаллов соли» (Приложение 3).

4. «Земля и космос». Игровая – исследовательская деятельность : «Этот загадочный космос».

5. «Магнетизм». Игровая – исследовательская деятельность : «Магнит и его свойства».

Критерии необходимые при выборе темы экспериментирования :

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

Задачи должны быть выполнимы, их решения должны принести реальную пользу участниками исследования.

Для обеспечения возможности проведения опытов, наблюдений, экспериментов, мной, совместно с родителями, была создана предметно-развивающая среда познавательный центр «Детская лаборатория почемучек».

Основное оборудование лаборатории.

Вода, песок, воздух:

ёмкости для игр с водой разного объёма и формы, камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена, воздушные шары т. д.

Магнетизм и утилизированный материал:

проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки, разные виды бумаги, магниты различной величины, скрепки, компас, металлические изделия, батарейки, пластик, поролон и т. д.

Цвет, свет, запах:

гуашь, акварельные краски, зеркала, прозрачные стёкла, ароматизированные свечи, духи, фонарики и т. д.

Приборы помощники, медицинский материал: лабораторная посуда, весы, пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл, микроскопы, песочные часы, лупы, увеличительные стёкла, линейки и т. д.

Требования к объектам опытов и экспериментов :

1. Максимальное соответствия избранного объекта целям и задачам.

2. Безопасность объекта для детей.

Приёмы при работе экспериментально - исследовательской деятельности с детьми :

1. Совместная работа воспитателя и детей.

2. Помощь воспитателя детям.

3. Работа воспитателя по указанию детей.

4. Работа руками детей.

5. Дробление одной процедуры на несколько мелких действий.

6. Как сознательно используемый прием иногда допускаю неточности в работе, давая тем самым возможность внести исправления.

В зависимости от характера наблюдений и экспериментов требования к их проведению несколько различаются. Могут выделить три основных вида экспериментов :

1. Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в «Уголке природы» или на участке. Подготовкой к случайным экспериментам является постоянное самообразование по всем разделам биологии, географии, землеведения. Кроме того, от воспитателя требуется постоянная психологическая готовность разглядеть в природе что-то новое и интересное.

2. Плановые наблюдения и эксперименты. Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Предлагая детям поставить опыт, сообщается цель или задачу, которая должна быть решена, даётся время на обдумывание и затем привлекаются дети к обсуждению методики и хода эксперимента. В процессе работы поощряем детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формирование выводов. После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место – почистить и спрятать

3. Эксперимент как ответ на детские вопросы. Возникают спонтанно. Особенной подготовки не требуют.

Экспериментально – исследовательская деятельность тесно пересекается с образовательными областями программы.

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал». В. А. Сухомлинский.

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ». «Умейте открыть перед.

Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ». «Умейте открыть перед.

Игровая деятельность как средство познавательного развития младшего дошкольника. Конспект занятия «В гостик малышарикам» В гости к малышарикам Ход занятия Воспитатель: Ребята, вы любите мультфильмы? Дети: да! Загадка. Отгадайте-ка друзья, Что за мультик.

Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития экологического образования дошкольников "Экспериментально-исследовательская деятельность, как средство развития экологического образования дошкольников" Ибрагимова Г. М., воспитатель.

Игра как метод развития коммуникативных навыков дошкольника Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка очень рано, впервые заявляя о себе на третьем году жизни. Тогда же появляются.

Презентация «Мастер-класс «Использование детской журналистики как средства познавательного и личностного развития дошкольника» Мастер — класс    «Использование детской журналистики как средства познавательного и личностного развития дошкольника» (для старшего дошкольного.

Исследовательская деятельность как метод развития познавательной активности детей .

Познавательно-исследовательская деятельность как средство формирования познавательного интереса у старших дошкольников Аннотация: В статье рассматривается необходимость создания и развития познавательно-исследовательской деятельности в ДОО для того, чтобы.

Познавательно-исследовательская деятельность как средство формирования экологического мировоззрения дошкольника Цель: 1. Продолжать повышать свой профессиональный уровень. 2. Продолжать учить узнавать с детьми удивительный мир исследования. 3. Глубже.

Экспериментально-исследовательская деятельность «Термодинамические явления» Экспериментально - исследовательская деятельность «Термодинамические явления» Старшая группа Воспитатель: Горбач Наталия Викторовна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментально-исследовательская деятельность как метод познавательного развития дошкольника
Опубликовано: 21 октября 2018 в 09:59
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД