Приложение МААМ

Мастер-класс для педагогов детского сада «Квест-игра в формировании представлений дошкольников о мире профессий»

Любовь Попова
Мастер-класс для педагогов детского сада «Квест-игра в формировании представлений дошкольников о мире профессий»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс для педагогов детского сада:

Квест-игра в формировании представлений дошкольников

о мире профессий

Цель: оказание практической помощи педагогам в использовании квест-технологии в вопросах ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста

Ход мастер-класса:

Квест-игра большое значение имеет в создании условий для получения детьми максимально разнообразного спектра впечатлений о мире профессий, формирования у них положительного отношения к людям труда, их занятиям, приобретения начальных трудовых умений в различных доступных видах деятельности.

Публикация «Мастер-класс для педагогов детского сада „Квест-игра в формировании представлений дошкольников о мире профессий“» размещена в разделах

Если говорить о квесте как форме детского мероприятия, то это командная игра-приключение с определенным сюжетом. Идея игры проста — команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Основная особенность такой организации игровой деятельности в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к следующему. Задача игры — преодолеть все препятствия и достичь цель, например, раскопать клад, разгадать тайну древних профессий, отыскать артефакт, построить новый город для Незнайки, выбрать интересную для себя профессию в городе мастеров, в найти ключи от профессий и др. Кроме того, преимущества квеста — шквал положительных эмоций, непередаваемые ощущения настоящего приключения, полное погружение в атмосферу интересных заданий, призы и подарки.

Основными задачами квест-путешествия по ознакомлению с миром профессий являются:

• формирование у дошкольников представления о социальной роли труда взрослых и значимости отдельных профессий в жизни общества;

• воспитание уважения к результатам труда людей разных профессий;

• расширение и активизация словаря по теме мероприятия;

• обогащение сюжетно-ролевых игр детей;

• обучение их способам взаимодействия со сверстниками в командных играх.

Для того чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо пользоваться принципами и определенными условиями:

1) доступности заданий (они не должны быть чересчур сложными для ребёнка);

2) системности (задания должны быть логически связаны друг с другом);

3) эмоциональной окрашенности заданий с помощью декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря;

4) разумности по времени (необходимо рассчитывать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес до конца квест-игры);

5) все игры и задания квеста должны быть безопасными;

6) использования разных видов детской деятельности во время прохождения квеста (задания должны быть многообразными – познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, коммуникативная, изобразительная и др.).

7) дошкольники должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся (например, найти ключ и расшифровать слово или спасти доброго персонажа от злого);

8) следует продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, но при этом не потеряют к нему интерес;

9) роль педагога в игре — направлять детей, «наталкивать» на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.

Виды квест-игры по структуре сюжетов:

1. Линейный - основное содержание квеста построено по цепочке. Разгадаешь одно задание – получишь следующее, и так пока не дойдешь до финиша.

2. Штурмовой – каждый игрок решает свою цепочку загадок, чтобы в конце собрать их воедино.

3. Кольцевой – отправляется по кольцевой траектории: выполняя определенные задания вновь и вновь возвращаются в пункт «А».

Рекомендации по организации и проведению квестов.

Структура квест-путешествия

1 этап – мотивационно-ориентировочный. Организационный момент включает:

• Вступительное слово ведущего с целью переключения внимания детей на предстоящую деятельность, повышения интереса, создания соответствующего эмоционального настроя. Можно использовать прием — получение электронного письма от Волшебника Города Мастеров.

• Деление детей на группы по 5–7 человек (в соответствии с индивидуальными предпочтениями или случайным выбором, объяснение правил квест-путешествия, раздача группам карт Города мастеров или маршрутных путеводителей, на которых представлен порядок прохождения профориентационных зон.

2 этап – основной. Путешествие по профориентационным зонам и выполнение игровых заданий. Важно продумать расположение профориентационных зон и маршрут каждой команды, чтобы избежать их пересечения друг с другом.

3 этап – рефлексивно-оценочный. Оценка (итоги, призы).

Практическая часть мастер-класса. Педагоги работают в команде, планируют квест-игру, участвуют в прохождении игровых заданий квест-игры.

Алгоритм создания и прохождения квест- игры:

1 шаг. Определите, для какой целевой аудитории будет предназначена игра (Например: для мальчиков к 23 февраля – знакомство с профессиями военных, для девочек к Дню воспитателя – закрепление представлений о профессиях работников детского сада, для мальчиков и девочек – закрепление представлений о людях разных профессий).

Первое задание педагогам: Определитесь с целевой аудиторией

2 шаг. Сформулируйте цель игры - ради чего вы планируете ее провести и чего достичь в результате. Например, цель — раскрыть секреты работы поваров, кондитеров, пекарей в приготовлении характерных для каждой профессии, отработать в практической деятельности, имеющиеся у детей представления о труде людей данных профессий.

Цель – закрепить представление детей о людях разных профессий в Городе мастеров в стране Трудолюбия.

Второе задание педагогам: Сформулируйте основную цель игры.

3 шаг. Продумайте инструкцию к игре, сначала приблизительно, в общих чертах, отвечая себе на вопрос: «Что необходимо делать участникам, чтобы цель игры оказалась достигнута?». Также необходимо придумать интригу игры и главного героя.

Пример инструкции: выполнить задания мастеров в Городе мастеров и получить от них волшебные слова, чтобы расколдовать страну Трудолюбия от лени. Затем пропишите инструкцию дословно. Прописать начало и конец квеста — они должны быть яркими, запоминающимися, интригующими.

Рекомендации «Как начать квест-игру». Начать квест можно следующим образом. Покажите детям свиток-письмо от волшебницы, в котором она сообщают о проблеме в стране Трудолюбия и карте, с помощью которой можно найти волшебные слова. Но в целях сохранности тайны карта была разорвана на несколько частей и спрятана в разных местах. Одну ее часть они прилагают к письму вместе с первой подсказкой, где искать следующую часть.

Рекомендации «Как закончить игру». Из полученных слов дети и взрослые выложат пословицу (заклинание) «Труд человека кормит, а лень портит».

Третье задание педагогам: Придумайте начало квеста, интригу и героя игры и конец игры.

4 шаг. Необходимо продумать игровые задания. Подобрать задания, продумать их виды (головоломка, ребус, кроссворд, задание-опыт, практическое задание и т. п., последовательность, логическую взаимосвязанность, придумать оформление (в конвертах, воздушных шариках, в бутылках и т. п.). Задания должны быть разнообразными, динамичными, включать различные виды деятельности (игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, конструктивную, изобразительную, музыкальную и др.). Оптимальное число заданий для дошкольников — 6–10. Все задания для квеста пишется на отдельных листочках и прячутся в тайниках — «станциях». Тайники должны быть такие, чтобы каждую записку участникам приходилось добывать и отыскивать.

Приведу несколько идей, где спрятать записку с заданием:

1) Заморозьте в кубике льда.

2) Спрячьте в шоколадном яйце. Для этого аккуратно разверните его, горячим ножом разделите половинки, вытащите контейнер, вложите в него вместо игрушки записку с заданием, соберите всё как было.

3) Положите в контейнер, привяжите к нему бечевку и вывесите за окно. Задача участников — наматывать бечевку на карандаш, пока не покажется записка.

4) Запеките в печенье. Спрячьте в крупных макаронах. Закопайте в миске с крупой. Предупредите детей, что руками рыться нельзя, можно только использовать китайские палочки, или вилку, или раздувать мелкую крупу через коктейльную трубочку.

5) Спрячьте в шкатулку и закройте ее на навесной замочек. Поиск ключа может стать отдельным заданием-развлечением.

6) Сделайте множество свертков, и лишь в одном из них спрячьте записку.

7) Спрячьте контейнер в литровой банке с соком. Задача участников — с помощью трубочек одновременно всем вместе выпить сок и достать задание.

8) Постройте замок из кубиков и внутрь положите записку. Задача — достать ее, не разрушив строение (например палочкой).

Необходимо продумать переходы от одного задания к другому — они должны быть необычными, с элементами сюрприза.

Для составления маршрута прохождения игры используют разные варианты:

1) маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены, а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);

2) карта-схема (схематическое изображение маршрута);

3) участники могут узнавать о том, куда дальше идти после того, как выполнят задание на станции (от организатора; ответ на задание и есть название следующей станции; нужно найти спрятанную подсказку на определенной территории).

Рекомендации по изготовлению карты. Обязательный атрибут игры-приключения — карта. Используйте половину листа ватмана — чтобы изображения были крупными и игрокам было комфортно ее читать. Нанесите на нее все точки маршрута, дайте им игровые названия, дополните ее рисунками по теме, а потом состарьте и разрежьте на части (или аккуратно порвите — чтобы выглядело естественнее).

Примеры игровых заданий квеста для педагогов.

Волшебница: Начинаем путешествие по Городу Мастеров. Нам необходимо знать люди, каких профессий живут в этом городе?

Задание «С помощью схем-моделей угадайте, какая профессия зашифрована».

Расческа, фен, ножницы (Парикмахер)

Фонендоскоп, белый халат, лекарства (Врач)

Краска, забор, ведро, кисточка (Маляр)

Ткань, ателье, нитки, швейная машинка (Швея)

Письмо, почтовый ящик, газета, журнал (Почтальон)

Вы правильно назвали все профессии города Мастеров. Вам в помощь карта.

(Вместе с волшебницей следуя карте, находят Улицу Мастеров)

«Улица Мастеров»

Волшебница: Мы с вами находимся на улице Мастеров. Здесь работают люди разных профессий. У них перепутались все инструменты. Они просят вас подобрать им инструменты для работы (куклы в костюмах разных профессий.)

Задание «Подберите нужные инструменты для работы».

Волшебница: Назовите, какие инструменты вы подобрали повару, учителю, строителю, автоинспектору, швее, художнику, врачу и др.? Получают первое слово (Труд) и подсказку (кроссворд). Отгадайте кроссворд.

Отгадай легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Ответ: хлеб.)

Воспитатель вписывает в кроссворд

слово «хлеб» под цифрой 2.

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стены позолочены,

Ставни заколочены.

И стоит новый дом

На столбе золотом. (Ответ: колосок.)

Осталось разгадать последнюю загадку:

Булки, баранки,

Батон и буханки

Он из теста

Испек спозаранку.

(Ответ: пекарь).

Кроссворд

Пекарь: Здравствуйте! Я Пекарь. Вы находитесь на Хлебной площади Города Мастеров.

Встанем мы, когда вы спите,

И муку просеем в сите,

Докрасна натопим печь,

Чтобы хлеб к утру испечь.

Игровое задание от пекаря «Замесите тесто» (воспитатели выполняют задание. Пекарь благодарит и вручает им следующее слово (кормит). Отправляются дальше по карте.

Четвертое задание педагогам: Придумайте два игровых задания к своему квесту. Предложите интересные переход от задания к заданию.

5 шаг. Мысленно проиграйте полностью всю игру и пропишите методические особенности ее проведения: продолжительность, особенности организации игрового пространства, время и место проведения, необходимые материалы.

6 шаг. Понимая возможности игры, ее потенциал, продумайте вопросы для обсуждения, содержательного анализа после игры.

Таким образом, использование квест-игры в образовательной деятельности способствует повышению самостоятельности, инициативности, любознательности, познавательной активности, интереса к людям разных профессий.

Публикации по теме:

Оформление территории детского сада. Мастер-класс для педагогов «Рыбка желаний»Оформление территории детского сада. Мастер-класс для педагогов «Рыбка желаний» редлагаю вашему вниманию скульптуру для оформления территории детского сада На территории нашего детского садика имеется газон в виде.

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

Консультация для педагогов «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников» ЧАСТЬ 3Консультация для педагогов на тему "Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников". СЛАЙД.

Квест-игра для детей и родителей «Знакомство с территорией детского сада»Квест-игра для детей и родителей «Знакомство с территорией детского сада» Все дети любят путешествовать. Сегодня воспитанники средней группы «Почемучки» вместе с родителями отправились в путешествие по территории.

Квест-игра «Насекомые» (старшая группа детского сада) ВидеоКвест-игра «Насекомые» (старшая группа детского сада) Видео Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию квест - прогулку, которая прошла у меня сегодня во вторую смену на вечерней.

Квест-игра «В мире профессий» для детей старшего дошкольного возрастаКвест-игра «В мире профессий» для детей старшего дошкольного возраста Цель: • Закрепить знания детей о труде взрослых, профессиях. • Уточнить представление о наиболее доступных и необходимых для развития их.

Квест-игра для подготовительной группы «В мире профессий»Квест-игра для подготовительной группы «В мире профессий» Цель: Систематизация знаний детей о профессиях, о роли труда взрослых в обществе, активизация ролевого взаимодействия взрослых и детей.

Лэпбук «В мире профессий»Лэпбук «В мире профессий» Данный лэпбук был изготовлен с целью расширения представлений воспитанников о различных профессиях, орудиях труда, необходимых для работы,.

Практическое использование ИКТ технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого.

Сценарий квест-игры «Остров сокровищ» на участке детского сада Место проведения: территория детского сада. Цель – создание условий для развития познавательных способностей детей в воспитательно-образовательном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов детского сада «Квест-игра в формировании представлений дошкольников о мире профессий»
Опубликовано: 23 марта 2020 в 19:32
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов детского сада «Квест-игра в формировании представлений дошкольников о мире профессий»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Попова (УИ 1970618) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД