Валентина Булгакова
Мастер-класс для педагогов «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: показать приемы и методы работы с произведениями устного народного творчества, познакомить с многообразием фольклора в развитии речи детей.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2021
1. расширить представление коллег о вариантах использования фольклорных форм при организации режимных моментах с детьми дошкольного возраста;
2. способствовать повышению уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивации на систематическое использование в практике фольклорных форм;
3. способствовать сплочению коллектива педагогов.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Я рада приветствовать вас на мастер-классе «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста».
Фольклор - это история народа, его духовное богатство. Народное поэтическое слово помогает духовно обогатить среду, в которой растут наши дети. Пользу малых фольклорных жанров доказывать не приходится, это очевидно.
Ценность фольклорных произведений для детей обусловлена, прежде всего, их высокой интонационной выразительностью. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звуки и слова, обращения заставляют детей замирать на какое-то мгновенье, невольно заставляют прислушиваться к речи. Фольклор даёт прекрасные образцы русской речи, подражание которой позволяют ребёнку успешнее овладевать родным языком, развивать речь, закрепить словарь; воспитывать правильное звукопроизношение.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи речевого развития, для этого педагогу необходимо ежедневно использовать в работе различные жанры фольклорного творчества русского народа.
И чтобы включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.
Я рада вас видеть сегодня, друзья.
Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».
Едва не замерзли в дороге, в пути,
Но все равно на мастер-класс вы пришли? (да)
Хочу я услышать ваш честный ответ,
Детей вы любите? Да или нет? (да)
Чтоб деткам своим во всем помогать
Вы новое что-то хотите узнать? (да)
Кошмар этот помним со студенческих лет
Мы скучные лекции слушаем? (нет)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда вас прошу мне во всем помогать,
Практическую часть нам пора начать.
1. Поговорки и пословицы - один из самых активных и широко распространенных памятников устного народного поэтического творчества.
Используя в своей речи пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Приведите примеры пословиц и поговорок, где встречается число 7.
1). Семеро одного не ждут.
2). Семь раз отмерь, один раз отрежь.
3). У семи нянек дитя без глазу.
4). Один с сошкой, а семеро - с ложкой. И др.
Задание – вспомнить пословицы или поговорки о следующих предметах:
1. Ложка. (Дорога ложка к обеду. Один с сошкой, семеро с ложкой.)
2. Книга. (С книгой жить – век не тужить.)
3. Иголка. (Куда иголка, туда и нитка.)
4. Шило. (Шила в мешке не утаишь.)
5. Яблоко. (Одно гнилое яблоко может сотни других испортить. Яблоко от яблони не далеко падает.)
6. Камень. (Под лежачий камень вода не течет.)
7. Перо. (Что написано пером – не вырубишь топором.)
Русский народ сложил много пословиц о дружбе. Вот одна из них.
Новых друзей наживаю, а старых не забываю.
Объясните смысл этой пословицы. А теперь произнесите эту пословицу хором громко, а теперь тихо, грустно, радостно. (Повторение с изменением силы голоса, с разными эмоциями.)
2. Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи.
1. Нет ног, а хожу, 1. Кто ходит ночь
Рта нет, а скажу. И ходит день.
Когда спать, Не зная, что такое лень?
Когда вставать.
(Часы)
2. Не портной, а всю жизнь 2. Ползун ползёт,
с иголками ходит. Иголки везёт.
(Еж)
3. И комковато, 3. Меня режут – трут,
И ноздревато, Колотят – бьют,
И мягко, и ломко, А я всё терплю-
А на столе всех милее. Людям добром плачу.
(Хлеб)
4. Ночью не спит, 4. А у нашей Анютки
Мышей сторожит. Зверь в атласной шубке,
Возле печки греется,
Без водички моется.
5. Красные лапки,
Длинная шея.
Щиплет за пятки – 5. В воде купался,
Беги без оглядки. Да сух остался.
(Гусь)
6. В городе Тит стоит, 6. Сам не берёт
Ничего не говорит, И воробьям не даёт.
Сам с грядок не берёт
И воронам не даёт.
(Пугало)
7. Растёт она вниз головой, 7. Белая морковка
Не летом растёт, а зимой. Зимой растёт.
Чуть солнце её припечёт,
Заплачет она и умрёт.
(Сосулька)
8. Шёл я мимо, 8. То блин, то полблина,
Видел диво: То та, то эта сторона.
Над домом у дорожки
Повисло пол- лепёшки.
(Луна, месяц)
9. Сидел на заборе, 9. Не ездок,
Пел да кричал, А со шпорами,
А как все собрались, Не сторож,
Взял да замолчал. А всех будит.
(Петух)
4. Потешки способствуют развитию связной речи, регулируют интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от её содержания, закрепляет правильное произношение отдельных звуков.
Заучивание потешки «Наша-то хозяюшка»
Наша- то хозяюшка
Сметлива была.
Всем в избе работушку
К празднику дала.
Чашечку собачка
Моет язычком.
Мышка собирает
Крошки под окном.
По столу котище
Лапою скребет.
Половичку курочка
Веничком метет.
1. Рассматривание иллюстрации к потешке «Наша-то хозяюшка…»,
2. Чтение, разбор непонятных слов.
3. Обыгрывание потешки по ролям с участниками мастер-класса, постоянно проговаривая текст потешки.
4. Участники мастер-класса повторяют потешку с опорой на схему.
5. Сказки – это одно из самых доступных средств полноценного развития речи каждого ребенка. Сказка может служить основой и для различных речевых упражнений. Сказку можно не только пересказывать, можно придумывать задания на формулировку предложений или игры со словами и буквами в сказочном контексте.
1.«Придумай сказку». Из сундука достаются герои из разных сказок. Предлагается придумать новую сказку (выбираются несколько участников.
(С остальными участниками проводятся другие игры.)
2. Пальчиковая игра «Репка».
Репку мы сажали,
(Кисти обеих рук складываем вместе и отодвигаем друг от друга, как будто «роем норку»)
Репку поливали.
(Правая рука в кулачке. Наклоняем кулачок в лево и вправо, имитируем «поливание репки»)
Вырастала репка,
(Обе руки ставим на стол, пальцы сжаты в кулачки и прижаты друг к другу. Медленно начинаем расправлять пальчики на обеих руках, при этом руки прижаты друг к другу.)
Хороша и крепка, вытянуть не можем,
(Пальчики правой руки соединены в «щепотку». Левая рука стоит на столе, пальцы ее раскрыты. Медленно начинаем потягивать «щепоткой каждый пальчик левой руки, как будто тянем репку»)
Кто же нам поможет?
Тянем - потянем, тянем – потянем, УХ!
(Затем тянем за один пальчик левую руку вверх – «вытянули репку»)
3. «Я назову, а вы продолжите».
Младший и средний возраст
Мышка - … (норушка)
Лягушка - … (квакушка)
Зайчик - … (побегайчик)
Лисичка - … (сестричка)
Волчок - (Серый бочок)
Медведь - … (косолапый)
Петушок - (Золотой гребешок)
Гуси - (Лебеди)
Сестрица - (Алёнушка)
Братец - (Иванушка)
Серый … (волк)
Баба - … (Яга, костяная нога)
Коза - … (дереза)
Красная (шапочка)
Курочка - … (Ряба)
Муха - … (Цокотуха)
Старшая и подготовительная группа
Крошечка – … (Хаврошечка)
Царь … (Салтан)
Царевна - … (лягушка)
Сивка … (бурка)
Финист - … (Ясный сокол)
Никита … (Кожемяка)
Серебряное … (копытце)
Цветик - … (семицветик)
Илья … (Муромец)
Добрыня … (Никитич)
Соловей - … (разбойник)
Василиса … (Прекрасная)
Царевич … (Елисей)
Мальчик … (с пальчик)
Конёк – (Горбунок)
Гадкий … (утёнок)
4. «Волшебный клубок»
Назовите волшебные принадлежности из сказок, передавая клубочек друг другу (волшебная палочка,сапоги-скороходы,скатерть-самобранка, ковер
самолет, волшебный клубок, шапка-невидимка)
5. Логоритмика «Колобок». В развитии речевой и психической деятельности детей положительную роль играют занятия логоритмикой. В данных занятиях также можно использовать сюжеты из сказок.
6. Фольклорные игры. Малые фольклорные формы помогают уловить интонационную выразительность, повышение и понижение голоса. Для достижения этой цели можно использовать игру
1.«Петух и сон казака».
Участники встают в круг. Считалкой выбирают казака, который должен закрыть глаза и сесть в середину круга. Участники ходят по кругу, приговаривая:
Кто с утра нам спать мешает?
Песни звонко распевает?
Спать мешает казаку и кричит»…
(Один участник из хоровода кричит «Ку-ка-реку!»). Казак просыпается и старается отгадать, кто кричал.
Аналогично второй куплет.
Все коровы во дворе
Размычались на заре.
Непонятно никому….
(Один ребенок громко кричит… «Му-Му-Му!»)
Третий:
Вот казак заснул опять,
Но недолго ему спать!
Уточки утят не зря,
Учат крякать…
«Кря-кря-кря!»
И последний куплет:
Надоело казаку,
кря-кря-кря с ку-ка-реку!»
Казак просыпается и говорит:
«Я не лягу больше спать,
вас я буду догонять!».
(участники разбегаются, а тот, кого поймал казак, становится новым ведущим).
7. Подведение итогов мастер-класса. Участники делятся впечатлениями, что понравилось, что не понравилос? Что нового узнали?
Уважаемые педагоги!
Используйте в работе с детьми малые фольклорные формы УНТ, развивайте речь и творческие способности детей, и вы получите массу положительных впечатлений от проделанной вами работы!
Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!