Мастер-класс «Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста»

наталья чернова
Мастер-класс «Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила: воспитатель IКК Чернова Н. А.

Своё выступление мне хочется начать с высказывания:

«Без игры, нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский

Цель моего выступления: показать педагогам эффективность использования игровых технологий в обучении грамоте и передать педагогический опыт в проведении игр.

Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте является одной из наиболее актуальных. От того, как ребенок в дошкольном возрасте будет введен в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Игровые технологии помогают эффективно решать задачи по обучению грамоте, строить интересный педагогический процесс. Применение игр помогает организовать деятельность ребёнка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. Игру можно применять в различных вариантах, обновляя речевой материал и включая в неё дидактический материал для формирования основ грамоты разноуровневого характера.

Выбрав тему, поставила перед собой цель:

Использование игровых технологий в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Для реализации данной цели, я поставила перед собой следующие задачи:

1. Создавать условия для познавательных интересов и самостоятельности у детей.

2. Способствовать развитию психических процессов (речи, мышления, памяти, внимания, воображения, восприятия и т. д.).

3. Создавать условия для позитивной социализации, личностного развития детей.

4. Расширять и обогащать диапазон игровых умений и навыков у детей, используя игровые технологии в различных видах деятельности детей.

Изучив и обобщив литературу по использованию игровых технологий, в работе с детьми по обучению грамоте я выделила несколько групп:

I. Использование в образовательной деятельности игровых и литературных персонажей.

Образовательную деятельность я начинаю с сюрпризных моментов. Вводится сказочный герой, который выполняет разные функции: приносит задания, просит детей о помощи, помогает детям их выполнить, проверяет правильность выполнения задания.

II. Создание игровой ситуации. Создается так называемое «единое игровое поле», в ходе путешествий дети выполняют разнообразные задания. При этом сюжетная линия проходит через все этапы образовательной деятельности. Например: путешествие в сказочную страну, путешествие в зимний лес, полет в космос. Образовательная деятельность такого рода вызывает огромный интерес у детей, оживление, радость.

-Посмотрите у меня посылка от черепахи Тортиллы. Она пригласила сказочных героев к себе на День рождения. Но Дуремар-продавец лечебных пиявок, запутал все пути-дорожки. Надо выполнить все задания Я смогу открыть посылку только с вашей помощью.

Я приглашаю вас коллеги мне помочь, мне нужно 6 человек. Возьмите по 1 волшебному камешку. У кого красный садятся за стол, где лежат красные камешки, у кого голубой- за стол с голубыми камешками. Тем самым вы поделились на две команды.

Итак, мы сможем отрыть волшебную посылку, выполнив 1- е задание «Слоговые домики». Цель: развитие умения определять слоговую структуру слова.

На картинках сказочные герои: Гном, Незнайка, Буратино, Мальвина, Дюймовочка, Фунтик, Карлсон, Кот в сапогах.

Гостей нужно поселить в домики. Определите количество слогов в каждом слове и «поселите» героя в нужный домик.

1, 2, 3, 4, 5, пора соревнование начинать.

Пока участники готовятся, у меня для вас коллеги тоже есть игра.

Начнем с чистоговорок «Закончи строчку».

Ра-ра-ра-начинается (игра).

Ру-ру-ру-очень любим мы (игру).

Ры-ры-ры-жить не можем без (игры).

Послушайте стихи и добавьте подходящие по смыслу слова.

Заслоняет слон окно,

Стало в комнате… (темно).

Мы от страха все притихли:

На арену вышли. (тигры).

Чтобы было где писать,

В школе нам нужна. (тетрадь).

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука.

Я для отдыха, для сна,

Называюсь. (тишина).

Ответы участников мастер-класса.

III. Использование наглядного занимательного материала.

1пара-Открываем посылку, а в ней посмотрите коробочка и 2 - е задание «Паровоз». Цель: определение позиции звуков в слове.

Дети размещают картинки в вагоны, соответствующие позиции заданного звука в слове. В 1-й вагон помещаются картинки, в названиях которых изучаемый звук стоит в начале слова, во 2-й – с изучаемым звуком в середине слова; в 3-й – с данным звуком в конце слова.

2 пара- задание «Веселые путешественники».

Цель: дифференциация звуков Д-Т. Картинки, содержащие в названиях звуки Д-Т, изображения грузовика и автобуса. Поместить в кузов грузовика только тех животных, в названиях которых есть звук Д, а в автобус – со звуком Т. Затем рассказать какие животные едут в машине, а какие в автобусе.

А для вас коллеги новая игра, что бы вы не скучали.

Игра «Подбери родственное слово к слову «игра» перекидываем мяч.

(Однокоренными словами (то есть слова с корнем "ИГР")

со словом "Игра" являются такие слова:

игровой,

проигрыш,

игрушка,

игральные,

играть,

игрок,

сыграть,

выигрыш,

обыграть,

игрушечный,

игротека,

игротерапия.

Ответы участников мастер - класса.

Отлично с заданием справились!

IV. Использование игровых ситуаций и стихотворных текстов.

Для формирования звукобуквенной связи, для усвоения зрительного образа букв используются занимательные стихотворные тексты, которые помогают соотнести звук или букву с предметами окружающего мира.

Молоток стучит: «Тук- тук!»

Букве Т я старый друг.

Стихи с буквой Т.

Задание: найдите букву Т в словах.

Торт.

Тигрица тигру в День Рожденья

Торт испекла с густым вареньем.

Тигрята даже не спросили —

Торт по кусочку откусили.

Торт получился очень сладкий,

Доели весь, и без оглядки.

Тигрица это увидала,

Тигрят немножко поругала,

Тугое тесто замесила,

Торт новый испекла,

Ещё вкусней, чем было.

V. Использование дидактических игр.

Большое значение в процессе работы имеют дидактические игры, что связано, прежде всего, с тем, что их основная цель - обучающая. В ходе дидактической игры ребенок должен правильно выполнить предложенное задание, а игровая ситуация, сказочный персонаж, игрушка помогают ему в этом.

Открываем посылку, а в ней посмотрите коробочка и 3 - е задание «Карандаши». Читаю письмо:

- Произошла беда, пока я шла, уронила карандаши, и они сломались. Помогите склеить их и прочитать слово, которое на них было написано.

- Если слово прочитаете правильно, сможете узнать, что лежит в коробке(«Ключик»).

-А для вас, коллеги, новая игра «Полслова за вами».

Цель: развивать речь дошкольников, фонематический слух; пополнить словарный запас.

Ход игры: Участники игры передают друг другу лепесток (цветочек). При этом отдающий громко говорит половину какого-нибудь слова; тот, кто берёт, должен назвать его вторую половину (например, со-ва, ар-буз, жа-ра, мо-ре, юб-ка, ик-ра и т. д.). Слова можно подбирать по определенным темам, возможно использование иллюстраций. Работа может проводиться в парах и фронтально.

- С заданием справились!

- А теперь посмотрите на каждом ключике цифра. Давайте встанем по - порядку. А наши гости прочтут, что написано на ключиках («Дружба»). Вывод:

Использование игровых технологий в процессе обучения грамоте является одним из основных требований в работе с дошкольниками и позволяет поддерживать интерес детей к данному разделу, помогает избежать школьных трудностей и повысить речевые и интеллектуальные возможности детей

Я желаю, чтобы показанные мною игровые технологии успешно использовались педагогами в практической работе.

Публикации по теме:

Использование дидактической игры при формировании фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста «Без игры, нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Использование игровых технологий в музыкальном развитии детей дошкольного возраста Так как ведущим видом деятельности дошкольников является игра, перед музыкальным руководителем стоит задача: как сделать музыкальную деятельность.

Использование игровых приемов и игровых пособий при обучении математике детей младшего дошкольного возраста Круглый стол для родителей: "Использование игровых приемов и игровых пособий при обучении детей младшего дошкольного возраста элементарным.

Использование игровых приёмов при формировании количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста 1 слайд. Тема моей методической разработки «Использование игровых приёмов при формировании количественных представлений у старших дошкольников».

Использование игровых технологий на занятиях хореографии с детьми дошкольного и младшего школьного возраста (апробированная методическая разработка игровых упражнений) Автор: педагог дополнительного образования 1 квалификационной категории Пурель.

Использование игровых технологий на занятиях хореографии с детьми дошкольного и младшего школьного возраста (продолжение) (продолжение) (апробированная методическая разработка игровых упражнений) Автор: педагог дополнительного образования 1 квалификационной.

Использование здоровьесберегающих технологий при физкультурно — оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий при физкультурно – оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста Колесникова Г. В. ,.

Мастер-класс по подготовке к обучению грамоте дошкольников Работа по обучению грамоте в детском саду проводится в несколько этапов. 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. Начинаем работу со знакомства с неречевыми.

Мастер-класс по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Цель: привлечение родителей к образовательному процессу по подготовке детей к школьному обучению. Задачи: - познакомить родителей с дидактическими.

Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий»Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий» Мастер - класс: "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий" Проблемой развития.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Еда, продукты питания
  • День Победы, 9 мая
Автор публикации:
Мастер-класс «Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 9 мая 2017 в 16:36
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 августа. День сбора и заготовки грибов на МААМ

26 августа в народном календаре Тихонов день – православная церковь вспоминает святого Тихона Задонского. Какие традиции связаны с этим днём? Сбор и заготовка впрок грибного «улова»; подготовка хранилищ,...

26 августа. День рисования по ткани на МААМ

Сказочные переливы красок и волшебные рисунки на ткани – все это батик. Этот вид росписи пришел к нам с индонезийского острова Ява, о чем свидетельствует само его название – на местный язык глагол...

Сценарий спортивно-игровой программы для дошкольников «Битва скороходов»
Цель: социальная адаптация и реабилитация воспитанников, путём включения их в досуговую деятельность, привитие навыков здорового образа жизни. Ход...
Выставка поделок «Парад Витаминов!» (фотоотчёт)
Концу лета традиционно в нашем детском саду проводится выставка поделок детского и семейного творчества из природных материалов. В этот раз мы ее назвали...
Конспект НОД в старшей группе «Считаем до 10»
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей по теме «Числа от до 10″; Задачи: Обучающие: 1. Закреплять умения детей пользоваться прямым...