Наталья Чернова
Мастер-класс «Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила : воспитатель IКК Чернова Н. А.
Своё выступление мне хочется начать с высказывания:
«Без игры, нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Мастер-класс „Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Цель моего выступления: показать педагогам эффективность использования игровых технологий в обучении грамоте и передать педагогический опыт в проведении игр.
Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте является одной из наиболее актуальных. От того, как ребенок в дошкольном возрасте будет введен в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Игровые технологии помогают эффективно решать задачи по обучению грамоте, строить интересный педагогический процесс. Применение игр помогает организовать деятельность ребёнка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. Игру можно применять в различных вариантах, обновляя речевой материал и включая в неё дидактический материал для формирования основ грамоты разноуровневого характера.
Выбрав тему, поставила перед собой цель:
Использование игровых технологий в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации данной цели, я поставила перед собой следующие задачи:
1. Создавать условия для познавательных интересов и самостоятельности у детей.
2. Способствовать развитию психических процессов (речи, мышления, памяти, внимания, воображения, восприятия и т. д.).
3. Создавать условия для позитивной социализации, личностного развития детей.
4. Расширять и обогащать диапазон игровых умений и навыков у детей, используя игровые технологии в различных видах деятельности детей.
Изучив и обобщив литературу по использованию игровых технологий, в работе с детьми по обучению грамоте я выделила несколько групп:
I. Использование в образовательной деятельности игровых и литературных персонажей.
Образовательную деятельность я начинаю с сюрпризных моментов. Вводится сказочный герой, который выполняет разные функции: приносит задания, просит детей о помощи, помогает детям их выполнить, проверяет правильность выполнения задания.
II. Создание игровой ситуации. Создается так называемое «единое игровое поле», в ходе путешествий дети выполняют разнообразные задания. При этом сюжетная линия проходит через все этапы образовательной деятельности. Например: путешествие в сказочную страну, путешествие в зимний лес, полет в космос. Образовательная деятельность такого рода вызывает огромный интерес у детей, оживление, радость.
-Посмотрите у меня посылка от черепахи Тортиллы. Она пригласила сказочных героев к себе на День рождения. Но Дуремар-продавец лечебных пиявок, запутал все пути-дорожки. Надо выполнить все задания Я смогу открыть посылку только с вашей помощью.
Я приглашаю вас коллеги мне помочь, мне нужно 6 человек. Возьмите по 1 волшебному камешку. У кого красный садятся за стол, где лежат красные камешки, у кого голубой- за стол с голубыми камешками. Тем самым вы поделились на две команды.
Итак, мы сможем отрыть волшебную посылку, выполнив 1- е задание «Слоговые домики». Цель: развитие умения определять слоговую структуру слова.
На картинках сказочные герои: Гном, Незнайка, Буратино, Мальвина, Дюймовочка, Фунтик, Карлсон, Кот в сапогах.
Гостей нужно поселить в домики. Определите количество слогов в каждом слове и «поселите» героя в нужный домик.
1, 2, 3, 4, 5, пора соревнование начинать.
Пока участники готовятся, у меня для вас коллеги тоже есть игра.
Начнем с чистоговорок «Закончи строчку».
Ра-ра-ра-начинается (игра).
Ру-ру-ру-очень любим мы (игру).
Ры-ры-ры-жить не можем без (игры).
Послушайте стихи и добавьте подходящие по смыслу слова.
Заслоняет слон окно,
Стало в комнате… (темно).
Мы от страха все притихли:
На арену вышли. (тигры).
Чтобы было где писать,
В школе нам нужна. (тетрадь).
Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха, для сна,
Называюсь. (тишина).
Ответы участников мастер-класса.
III. Использование наглядного занимательного материала.
1пара-Открываем посылку, а в ней посмотрите коробочка и 2 - е задание «Паровоз». Цель: определение позиции звуков в слове.
Дети размещают картинки в вагоны, соответствующие позиции заданного звука в слове. В 1-й вагон помещаются картинки, в названиях которых изучаемый звук стоит в начале слова, во 2-й – с изучаемым звуком в середине слова; в 3-й – с данным звуком в конце слова.
2 пара- задание «Веселые путешественники».
Цель: дифференциация звуков Д-Т. Картинки, содержащие в названиях звуки Д-Т, изображения грузовика и автобуса. Поместить в кузов грузовика только тех животных, в названиях которых есть звук Д, а в автобус – со звуком Т. Затем рассказать какие животные едут в машине, а какие в автобусе.
А для вас коллеги новая игра, что бы вы не скучали.
Игра «Подбери родственное слово к слову «игра» перекидываем мяч.
(Однокоренными словами (то есть слова с корнем "ИГР")
со словом "Игра" являются такие слова:
игровой,
проигрыш,
игрушка,
игральные,
играть,
игрок,
сыграть,
выигрыш,
обыграть,
игрушечный,
игротека,
игротерапия.
Ответы участников мастер - класса.
Отлично с заданием справились!
IV. Использование игровых ситуаций и стихотворных текстов.
Для формирования звукобуквенной связи, для усвоения зрительного образа букв используются занимательные стихотворные тексты, которые помогают соотнести звук или букву с предметами окружающего мира.
Молоток стучит: «Тук- тук!»
Букве Т я старый друг.
Стихи с буквой Т.
Задание: найдите букву Т в словах.
Торт.
Тигрица тигру в День Рожденья
Торт испекла с густым вареньем.
Тигрята даже не спросили —
Торт по кусочку откусили.
Торт получился очень сладкий,
Доели весь, и без оглядки.
Тигрица это увидала,
Тигрят немножко поругала,
Тугое тесто замесила,
Торт новый испекла,
Ещё вкусней, чем было.
V. Использование дидактических игр.
Большое значение в процессе работы имеют дидактические игры, что связано, прежде всего, с тем, что их основная цель - обучающая. В ходе дидактической игры ребенок должен правильно выполнить предложенное задание, а игровая ситуация, сказочный персонаж, игрушка помогают ему в этом.
Открываем посылку, а в ней посмотрите коробочка и 3 - е задание «Карандаши». Читаю письмо:
- Произошла беда, пока я шла, уронила карандаши, и они сломались. Помогите склеить их и прочитать слово, которое на них было написано.
- Если слово прочитаете правильно, сможете узнать, что лежит в коробке(«Ключик»).
-А для вас, коллеги, новая игра «Полслова за вами».
Цель: развивать речь дошкольников, фонематический слух; пополнить словарный запас.
Ход игры: Участники игры передают друг другу лепесток (цветочек). При этом отдающий громко говорит половину какого-нибудь слова; тот, кто берёт, должен назвать его вторую половину (например, со-ва, ар-буз, жа-ра, мо-ре, юб-ка, ик-ра и т. д.). Слова можно подбирать по определенным темам, возможно использование иллюстраций. Работа может проводиться в парах и фронтально.
- С заданием справились!
- А теперь посмотрите на каждом ключике цифра. Давайте встанем по - порядку. А наши гости прочтут, что написано на ключиках («Дружба»). Вывод:
Использование игровых технологий в процессе обучения грамоте является одним из основных требований в работе с дошкольниками и позволяет поддерживать интерес детей к данному разделу, помогает избежать школьных трудностей и повысить речевые и интеллектуальные возможности детей
Я желаю, чтобы показанные мною игровые технологии успешно использовались педагогами в практической работе.