Машенцева Маргарита
Мастер-класс для педагогов «Метод наглядного моделирования как средство развития речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Практическая значимость: Данный мастер-класс предназначен для воспитателей дошкольных учреждений
Продолжительность мастер – класса : 15 минут.
Цель мастер – класса : Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проблеме речевого развития детей дошкольного возраста.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Метод наглядного моделирования как средство развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Задачи:
1. Рассказать о проблемах речевого развития детей дошкольного возраста (многонациональность).
2. Активизировать знания педагогов о методе наглядного моделирования как способа развития речи, памяти, мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
3. Познакомить участников мастер – класса с опытом работы по применению метода наглядного моделирования как средства развития речи детей.
3. Применить на практике метод наглядного моделирования путем совместного диалогического общения.
Ожидаемые результаты:
1. Освоение участниками мастер – класса практических навыков в рамках транслируемого опыта.
2. Повышение уровня профессиональной компетенции педагога по основным аспектам демонстрируемой деятельности.
Оборудование: Данный мастер – класс сопровождается мультимедийной презентацией (ноутбук, проектор, экран)
Раздаточный материал: картинки для выполнения заданий;
Ход мастер – класса.
1. Вводная часть (5 минут)
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего мастер- класса «Метод наглядного моделирования как средство развития речи детей дошкольного возраста».
Актуальность. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:
-речь односложная, состоящая лишь из простых предложений;
-неспособность, грамматически правильно построить распространённое предложение;
-бедность речи - недостаточный словарный запас;
-бедная диалогическая речь - неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
Ребёнок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами: дорожные знаки, цветовое оформление служб (скорая помощь, пожарная служба, сигналы светофора) и т. п. Всё это привлекает ребёнка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение.
Наглядное моделирование является перспективным направлением совершенствования процесса обучения детей. Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет более целенаправленно развивать экспрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования и словоизменения.
Предлагаемая технология наглядного моделирования осуществляется строго в соответствии с положением о постепенном, поэтапном переходе от наглядно-действенного и наглядно-образного к вербально-логическому мышлению. Поэтому на начальных этапах внедрения моделей или символов предполагается подкрепление их наглядным материалом (картинками, предметами, стилизованными изображениями реальных предметов или их частей, обеспечивающим опору на наглядно-образное мышление. Это соответствует начальным этапам обучения мыслительным операциям – анализу, классификации. На последующих этапах, соответствующих более сложным мыслительным операциям – обобщению, абстракции – наглядные модели опираются как на образное, так и на словесно-логическое мышление, т. е. слово, речевой образец, речевую инструкцию.
Учитывая, что ведущим видом деятельности является игра, все предлагаемые наглядные модели представлены в форме игр и игровых упражнений. Это делает их привлекательными, эмоционально-окрашенными.
Данная технология обладает вариативностью, гибкостью, многофункциональностью, так как «условность» легко принимается детьми и легко «стряхивается» с наглядной модели в зависимости от предъявленной речевой инструкции педагога.
Рассмотрим подробнее некоторые варианты использования наглядных моделей в системе речевых игр и упражнений для развития лексико – грамматических категорий и логико-грамматических конструкций.
2. Практическая часть (7-8 минут).
Игра приветствие «Какой я»
Участники сидят по кругу.
- Начнем работу со знакомства. Вы будете по очереди называть свое имя и три присущие Вам качества.
Ведущий резюмирует сказанное:
-Какие замечательные сегодня собрались здесь творческие люди, желающие повысить свой интеллектуальный потенциал.
Метод «Составь фразу»
Участники берут карточку, на которой написано слово (символ) и ищут еще двоих (троих, четверых, чтобы получилась «знакомая фраза» :
Мир освещается солнцем, а человек знанием.
Рассмотрим подробнее некоторые варианты использования наглядных моделей в системе речевых игр и упражнений для развития лексико – грамматических категорий и логико-грамматических конструкций.
1. «Исправь ошибку».Игра направлена на развитие понимания логико-грамматических конструкций; практическое усвоение структуры простого предложения. Вам понадобятся предметные картинки и карточка со стрелкой (обозначает действие). Н-Р: Валенки надели Машу. Муха поймала детей. За лесом растет дом. (т. д. Материал:предметные картинки (червяк и цыпленок;кастрюля и женщина;бабочка и девочка;мышка и кошка)
(5 человек)
2. Игра «Магазин».Игра направлена на развитие и усвоение слогового состава слова. Вам понадобятся карточки с разным количеством кружочков (от 1 до 5) – это «деньги» и предметные картинки с разным количеством слогов. Ребенок может «купить» картинку, правильно определив, сколько в слове слогов и «заплатив» соответствующую «купюру».
3. Игра «Ромашка». (4 человека)
Материал: сюжетные картинки, изображающие различное положение мяча по отношению к другим предметам.
Игра направлена на практическое усвоение падежных конструкций с предлогами. Модель цветка, на лепестках которой схемы предлогов, предметные картинки. Ребенок выбирает две картинки: н-р: мяч и скамейка, и, выбирая лепесток со схемой, рассказывает, где находится мяч. Или наоборот, вы говорите, где находится предмет, а ребенок выбирает схему
Ход: воспитатель читает стихотворение:
Вот играет Буратино
мячик весело с Мальвиной.
Ты, дружок, реши задачу:
Кто куда закинул мячик?
Дети рассматривают картинки, отвечают на вопрос и показывают схему предлога.
5. Творческая сказка по силуэтным изображениям
В качестве элементов модели предъявляются силуэты животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь и т. п.) задается начало сказки и предлагает продолжить ее, опираясь на силуэтные изображения.
Задание: Продолжить сказку, используя силуэтные изображения.
3. Заключительная часть. Рефлексия. (2 минуты)
Рефлексия:
Уважаемые коллеги! Всем большое спасибо за работу. Благодарю вас за общение, и прошу оценить ваше внутреннее состояние. Вам предлагается написать мне телеграмму, в которой указать ваши пожелания и замечания, т. е. высказать своё мнение.
ТЕЛЕГРАММА
В целом мастер класс прошёл___
Мне понравилось ___
Интересным для меня было (не было)___
Мои пожелания___