МААМ-картинки

Мастер-класс для педагогов «Роль книжной иллюстрации в воспитании детей»

Вероника Захаренкова
Мастер-класс для педагогов «Роль книжной иллюстрации в воспитании детей»

Мастер-класс для педагогов на тему :

«Роль книжной иллюстрации в воспитании детей».

Цель: формировать у детей умения понимать содержание книги по иллюстрации и узнавать персонажей, выделять особенности книжной графики.

Задачи:

-вызвать интерес к книжной иллюстрации у детей дошкольного возраста;

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Роль книжной иллюстрации в воспитании детей“» размещена в разделах

-развивать умение детей создавать иллюстрации к отдельным отрывкам художественных произведений, проявляя фантазию и творчество;

-знакомить детей с творчеством классических художников-иллюстраторов.

Материал: кисти, краски.

Ход:

«Почти у каждой книги для детей, особенно у книги для маленьких, - два автора. Один из них - писатель, другой - художник.

Когда называют книгу, знакомую нам с детства, мы прежде всего вспоминаем милые, смешные, затейливые рисунки, часто раскрашенные от руки, а потом уже и текст. Такую существенную роль играет в детской книжке рисунок…»

(С. Я. Маршак)

Все знают, что дети любят рассматривать картинки, глядя на них, ребенок лучше представляет себе все происходящее и иллюстрация иногда имеет большее значение, чем текст. Иллюстрация помогает глубже и лучше воспринимать текст, быстрее запоминать содержание, дает знания об окружающем мире.

Восприятие книжной иллюстрации в каждом возрастном периоде разное. У детей младшего дошкольного возраста знакомство с книгой можно начать с помощью «книжки с сюрпризом».Эта книга имеет твердую обложку, где при раскрытии ребенка ждет элемент неожиданности: объемные цветы, игрушки и др. При рассматривании книги, важно проговаривать, имитировать звуки животного, изображенного на иллюстрации так у ребенка возникает еще больше интерес к книге. Хорошо также использовать книжки- раскладушки, книжки - ширмы. Их особенность заключается в том, что у них большая иллюстрация и мало текста, таким образом, ребенок младшего дошкольного возраста начинает проявлять заинтерисованность, у него развивается воображение, ребенок использует моторику рук, начинает играть с ней.

В среднем дошкольном возрасте дети, с помощью взрослых, обращают внимание на образы героев, на выразительные средства языка, благодаря которым художник создавал образы героев. Здесь родители и педагог постепенно подводят ребенка к пониманию того, что в книге картинка взаимосвязана с текстом. Ребенок переосмысливает произведение, начинает переживать за главного героя, вникает в суть произведения. Происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что тесно связано с расширение личного опыта ребенка.

В старшем дошкольном возрасте продолжается процесс ознакомления с книжной иллюстрацией и книгой, но уже в более широком понимании. Иллюстрация усложняется вслед за текстом, в иллюстрации включается сложное композиционное решение – необычные ракурсы, более детальное изображение предметов. Детям все более характерно устойчивый интерес к иллюстрации, они сами любят полистать книги и поразмышлять над рисунками. Отечественная школа иллюстрации детской книги имеет богатые традиции. Детей важно знакомить с классическими художниками-иллюстраторами : Е. Рачев, В. Сутеев, В. Васнецов, Е. Чарушин, И. Билибин и др. Следовательно, иллюстрация не просто добавление к тексту, она формирует эстетический вкус ребенка, учит ассоциативному мышлению, восприятию образа цвета, пропорций фактуры.

При ознакомлении с книжной иллюстрацией используют такие методы и приемы:

– узнавание ребенком - дошкольником героев произведения, вещей, различных предметов («Узнай, кто это?»);

– соотнесение отдельных, выбранных воспитателем, фраз текста с картинками («Найди картинку к следующим словам…»);

– сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению;

сравнение картинок: на одной мышка стоит возле «теремка», а на другой поет (покажи на картинке, где мышка поет и др.);

– игра-соревнование - «Кто больше увидит на картинке?»;

–вопросы, которые устанавливают связь между содержанием иллюстрации и прослушанным текстом, например при анализе образа героя («Сказка о глупом мышонке», С. Михалкова) воспитатель, показывает иллюстрации и обращает внимание детей на передачу характерной внешности героев;

– вопросы, которые выявляют определенные свойства характера персонажа, его мотивы и поступки. Вопросы помогают детям делать несложные выводы;

– оценка ребенком цветов, расположения фигур, предметов, выразительности жеста героя и др. («Почему нравится тебе эта картинка?»)

Существуют также ряд требований к книжной иллюстрации :

иллюстрация должна быть высокохудожественной;

– содержание иллюстрации должно быть интересным, понятным и содержательным;

– в иллюстрации не должно быть много мелких деталей, что отвлекает детей от главного;

– условное, формалистическое изображение плохо воспринимается детьми;

– в иллюстрации необходимо избегать излишней штриховки, набросочности, незаконченности.

1. Игра «Угадайка».

А теперь, уважаемые педагоги, предлагаю вам поиграть в игру: «Угадайка». Вам нужно угадать сказку по иллюстрациям и назвать авторов этих иллюстраций. (Показывает картины Е. Рачева, В. Сутеева, В. Васнецова и др.)

2. «Художники-иллюстраторы».

А теперь давайте представим, что мы художники-иллюстраторы. Я прочитаю отрывок стихотворения С. Я. Маршака «Тает месяц молодой.», а вы его изобразите.

1)Тает месяц молодой.

Гаснут звезды чередой.

Из распахнутых ворот

Солнце красное идёт.

Солнце за руку ведёт

Новый день и Новый год!

2)”Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и ложилось под тихим дыханием теплого ветерка, все-деревья, кусты и травы; повсюду нескончаемыми звонкими струнками заливались жаворонки; чибисы то кричали, виясь над низменными лугами, то молча перебегали по кочкам; красиво чернея в нежной зелени еще низких яровых хлебов, гуляли грачи; они пропадали во ржи, уже слегка побелевшей, лишь изредка выказывались их головы в дымчатых ее волнах. ”

И. Тургенев "Отцы и дети"

3. Список рекомендуемой литературы.

Для того, чтобы лучше ориентироваться какие лучше использовать иллюстрации к произведениям, нами было разработан список рекомендуемой литературы. Это послужит вам хорошим ориентиром при выборе хороших иллюстраций к художественным произведениям.

Итоговая часть:

Уважаемые педагоги, возник ли у вас интерес к использованию на практике полученных знаний, является ли вам интересным и полезным изученный материал? Спасибо за внимание!

.

Список рекомендуемой литературы:

1. Алуева, М. А. Специфика иллюстрирования детской художественной книги в контексте её интеграции с детской литературой и педагогикой детского чтения / М. А. Алуева // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2010 – № 2 – С. 64-66.

2. Короткова, Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста / Н. Короткова // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 8.

3. https://nina.nfdou55.edumsko.ru/articles/kak_znakomit__detej_s_illyustraciej

4. https://poisk-ru.ru/s10127t1.html

5. https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2015/03/01/metodicheskaya-razrabotka-metody-i-priemy-po

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка — дошкольника» Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка – дошкольника. При общении ребенка с природой часто возникает противоречие. С одной.

Консультация для педагогов «Роль добрых традиций в нравственном воспитании детей» Роль добрых традиций в нравственном воспитании детей Вопросы нравственного воспитания детей все острее встают перед нашим обществом в последнее.

Консультация для педагогов на тему «Роль сказок в экологическом воспитании ребёнка» Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Через познания живого происходит одухотворение бытия, эстетическое.

Консультация для педагогов «Организация совместной деятельности педагогов и родителей в физическом воспитании детей» Развитие ребенка тесно связано с образом жизни семьи, и родителям необходимо заботится о правильном физическом развитии детей, регулярно.

Консультация для педагогов «Роль экологических сказок в воспитании и обучении дошкольников» Экологическое образование, воспитание дошкольников в настоящее время становится одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается.

«Роль семьи в воспитании детей». Консультация для родителей Обычаи жизни в семье, отношения между взрослыми, вся обстановка очень влияет на детей. Воспитание - это ежечасное и ежеминутное занятие,.

Консультация для педагогов «Роль педагога в патриотическом воспитании» Родина! Это слово выражает самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство русского человека. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной.

Презентация «Мастер-класс для молодых педагогов «Роль театрализованной деятельности в развитии речи у дошкольников» На базе МДОУ № 56 г. Ярославля был организован и проведен мною мастер-класс для молодых специалистов детского сада. Тема мастер-класса "Роль.

Мастер-класс для педагогов «Использование многофункциональных пособий в экологическом воспитании дошкольников» Мастер-класс для педагогов «Использование многофункциональных пособий в экологическом воспитании дошкольников» Цель мастер-класса: - развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Роль книжной иллюстрации в воспитании детей»
Опубликовано: 8 января 2019 в 12:02
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД