МААМ-картинки

Мастер-класс для педагогов «Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Евгения Грачева
Мастер-класс для педагогов «Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Цель:

- ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации;

- повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста;

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

- поиск новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников.

Задачи:

- дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы;

- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.

Оборудование:

Листы бумаги, цветные карандаши, мнемотаблица для заучивания стихотворения, мнемотаблица для отгадывания загадки, 5 лепестков-мнемодорожек для отгадывания пословиц.

Ожидаемые результаты:

- получение педагогами представления о мнемотехнике;

- внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.

Ход мастер-класса :

Я рада приветствовать вас на сегодняшнем мастер-классе, в ходе которого вспомним такие понятия, как «Мнемотехника», «Мнемотаблица», а также поговорим как мы можем использовать эту технику в работе с детьми.

Порой на лестнице стою,

стараюсь догадаться:

собралась подниматься я,

а может, вниз спускаться?

У дверцы холодильника

не в силах я понять:

поставила я что-то внутрь

или хотела взять?

И в сумерках, держа чепец,

себе я ужаснулась:

не знаю — спать ли я ложусь

иль только что проснулась?

В этом стихотворении старушка делится своими проблемами с памятью, склерозом)

А как обстоят дела с Вашей памятью, уважаемые коллеги?

Предлагаю провести небольшой тест на определение и типа Вашей памяти.

Сейчас вы узнаете доминирующий вид вашей памяти, зрительная или слуховая.

Сейчас на доске появятся слова, которые вы сможете про себя повторить несколько раз в течение 30 секунд, а затем на листочке запишите те, которые вспомните.

Педагоги выполняют задание.

А сейчас я вслух несколько раз прочитаю такое же количество слов. И вы так же их запишите на листочке. А потом подведём итоги.

Книга; Тетрадь; Ножницы; Окно; Небо; Звезда; Улица; Дерево; Торт; Змея; Ковёр; Доска: Пальма; Остров; Цирк; Кресло.

Педагоги выполняют задание.

Каких слов запомнили больше, зрительно или на слух, такая память и преобладает. Норма 10 слов.

Итак, уважаемые коллеги, Вы сами для себя сейчас определили вид своей памяти. У кого-то лучше зрительная, а у кого-то слуховая.

Вот так и у детей, память бывает разного типа, а ещё бывает, что педагоги от родителей слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках».

В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма. В чём причина?

Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий, а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка. Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга, сопровождающиеся музыкой не требуют усилий для запоминания.

Одни дети лучше запоминают слова (развита слуховая память - музыкальные, речевые звуки, а другие - зрительные образы (развита зрительная память).

К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Ассоциативная память - память, в которой элементы запоминаемого материала связаны между собой ассоциативно.

А что такое ассоциация? Это связь между отдельными представлениями, когда одно из них влечет за собой появление другого. Например, мы чувствуем запах пирога и вспоминаем старый деревенский бабушкин дом, в котором провели свое детство. Или кто-то говорит нам «лес», и в нашем сознании всплывает образ ели, грибов, пения птиц и т. д.

Поскольку мы с Вами определили, что память бывает разная, и она влияет на то, как развивается мышление ребёнка и его речь, то нам необходимо найти такие приёмы, которые бы развивали детскую память в целом. Таких приёмов много и одним из них является…

Мнемотехника - (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) - система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Вспомните знакомую всем с детства фразу для запоминания цветов радуги – Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Для запоминания падежей русского языка – «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку» — (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный). В геометрии — Биссектриса — это крыса бегает по углам и делит их пополам. Это мнемотехника просто тогда мы не знали, что это так называется.

В настоящее время данная технология используется и в детских садах.

Уважаемые коллеги, а скажите, кто из вас уже использует в работе эту технологию? Какие Вы молодцы! А вот для меня это новая технология, о которой я много слышала, но начала использовать только в этом году.

Мнемотаблицы-это дидактический материал. Их можно использовать, для:

- обогащения словарного запаса;

- обучения составлению рассказов;

- пересказов художественной литературы;

- отгадывания и загадывания загадок;

- заучивания стихотворений.

Итак, что же такое мнемотехника и как она может помочь в развитии детской памяти?

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Обучение пересказу обогащает словарный запас, благоприятствует развитию восприятия, памяти, внимания. При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Пересказ получается последовательным, дети верно воспроизводят хронологию событий.

Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворений: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически, а далее ребенок самостоятельно по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Использование загадок является очень эффективной формой в работе по речевому развитию детей. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов; формирует представления о переносном значении слова, помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи. Многие дети невнимательно слушают текст загадки, при отгадывании используют не все признаки, имеющиеся в загадке. Для того, чтобы дети запомнили загадку, я использую мнемодорожку или мнемотаблицу.

Составление рассказов. Например, прежде чем приступить к составлению рассказа о зиме, я провожу с ребятами предварительную работу. Мы рассматриваем тематические картинки, беседуем о том, как необходимо одеваться в холодный период, в какие игры можно играть зимой. О том, какие происходят изменения в природе, как меняется жизнь животных и птиц с приходом зимы. Только после предварительной работы мы переходим к составлению рассказа по мнемотаблице. На первом этапе мы рассматриваем таблицу, затем я объясняю значение каждой картинки. Времена года мы обозначаем по первой букве- З – зима. Далее разбираем каждую картинку. Небо закрыто тучами, идет снег. Предлагаю самим составить свой рассказ.

На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему, а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы. А также в младшем возрасте используются цветные мнемотаблицы, а в старших группах уже можно применять и чёрно-белый вариант, но опять же это в случае, если работа по мнемотехнике началась с младшего возраста и дети уже хорошо понимают, что это такое.

Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.

Работа с детьми на занятиях по мнемотаблицам строится в три этапа: Сейчас я предлагаю сейчас предлагаю Вам поработать с этой техникой.

1. Рассматривание мнемоквадрата, мнемодорожки, мнемотаблицы и разбор того, что на них изображено;

2. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы. Мы разбираем с детьми то, что означает каждый символ.

3. После перекодирования осуществляется пересказ художественных произведений, составление различных видов рассказов (описательный, повествовательный, или заучивание стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

4. В подготовительной группе мы можем включить еще один этап: составление мнемотаблицы совместно с детьми. Если педагог прорисовывает схему совместно с детьми, то они гораздо быстрее запоминают информацию и им проще воспроизвести ее.

На данном слайде вы видите простейшее стихотворение, переведённое в мнемодорожку.

А вот на данном слайде загадка в мнемотехнике.

На этом сказка.

Уважаемые коллеги, мы с Вами научились использовать в своей работе широкие просторы интернета.

Вот посмотрите какие мнемотаблицы я нашла и теперь могу использовать на своих занятиях.

Как создать мнемотаблицу самостоятельно?

В занятиях с крохой можно использовать как готовые мнемотаблицы, так и сделанные самостоятельно. Для того чтобы составить таблицу по стихотворению или рассказу, нужно:

1. Разделить текст на фрагменты (чем младше ребенок, тем короче).

2. Расчертить на листе бумаге квадраты по количеству фрагментов текста.

3. В каждом квадрате изобразить то, о чем говорится во фрагменте, или же то, что с этим ассоциируется. Ребенок старшего дошкольного возраста может самостоятельно нарисовать картинки для таблицы.

4. При желании можно подписать в каждом квадрате текст, который нужно запомнить.

Я вам рассказала, что такое мнемотехника, и теперь предлагаю поработать практически в этой технике.

Сейчас я раздам Вам задания, для самостоятельного изготовления мнемодорожек или таблиц по СКОРОГОВОРКАМ, ЗАГАДКАМ, ПОГОВОРКАМ, а кому-то попадётся и сказка.

Педагоги выполняют задания. Делятся полученным результатом друг с другом.

Итак, мнемотехника :

- сокращает время запоминания;

- развивает основные психические процессы;

- развивает умение перекодировать информацию;

- устанавливает причинно-следственные связи;

- помогает делать выводы и схематизировать материал.

Ну и давайте ещё поугадываем по мнемокартинкам, какие сказки и загадка за ними спрятались.

В заключение мастер-класса я предлагаю вам продолжить фразы:

- Сегодня я узнала…

- Было трудно, но…

- Я поняла, что…

- Я научилась…

- У меня получилось…

- Я смогла…

- Меня удивило…

- Мне захотелось…

Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми!

Публикации по теме:

Мастер-класс «Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста» Цель: - ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное.

Проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»Проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста» Инновационный проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста». Автор проекта: зав. отделением.

Консультация для педагогов ДОУ «Использование документ-камеры в развитии детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов ДОУ «Использование документ-камеры в развитии детей дошкольного возраста» Документ камера — это специальная видеокамера на раздвижном или гибкомштативе. Ее можно подключить к телевизору, проектору или компьютеру.

Консультация для родителей и педагогов «Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и педагогов "Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста ". Здравствуйте, уважаемые.

Мастер-класс для педагогов «Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников» - Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас видеть сегодня друзья! Прошу отвечать громко «Нет» или «Да». Пришли вы на мастер-класс, а сил.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 18 декабря 2023 в 18:29
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД