МААМ-картинки

Мастер-класс для педагогов «Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников»

Ирина Гуляева
Мастер-класс для педагогов «Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников»

- Добрый день, уважаемые коллеги!

Я рада вас видеть сегодня друзья!

Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».

Пришли вы на мастер-класс, а сил совсем нет,

Я вас понимаю…

Но как быть тогда?

Проблемы детей решать нужно всегда? (да)

Хочу я услышать ваш честный ответ,

Детей вы любите? Да или нет? (да)

Чтоб деткам своим во всём помогать,

Вы новое что-то хотите узнать? (да)

Кошмар этот помним со студенческих лет

Мы скучные лекции слушаем? (нет)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников“» размещена в разделах

Вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда вас прошу мне во всём помогать.

Приветствие кончилось, можно начать.

Тема нашего сегодняшнего мастер-класса «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи дошкольников».

Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Но на сегодняшний день богатая речь у дошкольников – явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном.

Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники.

Мнемотехника – очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры.

Для начала – притча.

В Греции на острове Хеосс до нашей эры случилось землетрясение, засыпавшее дом богача и гостей, пировавших с хозяином в его большом доме. Когда людей раскопали, по их останкам было трудно определить, кто, где лежит. Единственный оставшийся в живых человек, учитель риторики и поэт Симонид, незадолго до трагедии вышедший из дома, легко вспомнил, кто, где сидел и кто, что делал. Так, родственники опознали тела своих близких, а Симонид стал основоположником нового метода запоминания – топологической мнемоники, согласно которой для запоминания большого количества материала достаточно расположить его в знакомом пространстве и по мере надобности доставать его.

Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые мы используем в речевой работе с детьми.

Конечно, нам всем с детства хорошо известна фраза, для запоминания цветов радуги: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Или, аналогичная ей «Как Однажды Жак Звонарь Городской Сломал Фонарь». Начальные буквы слов дают названия цветов: красный, оранжевый, жёлтый и т. д. Просто тогда мы не знали, что это и есть мнемотехника.

Основной «секрет» мнемотехники прост и всем известен – это связь нескольких образов. Вспомнив один образ, или увидев конкретный предмет, дошкольник вспоминает и все остальные образы. Нужно только научиться представлять образы и соединять их искусственной ассоциацией. Вот и весь «секрет».

У дошкольников память носит непроизвольный характер, т. е. лучше запоминаются предметы, события, явления.

Ещё К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов картинками, и он их усвоит на лету».

Этому-то и способствует мнемотехника.

Мнемотехника – это техника развития памяти, совокупность правил и приёмов, облегчающих запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, т. о. весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов.

Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.

Мнемоквадрат – одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение (может быть предмет, явление природы, персонаж сказки и т. д.). Его применяют в младшем возрасте и зарисовывается обязательно цветным изображением.

Солнышко греет.

Травка зеленеет.

Мнемодорожка – на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти рисунки-схемы, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Ею овладевают в среднем возрасте. К концу среднего возраста изображения предлагаются однотонные.

Алёнушка взяла корзинку. Пошла в лес за грибами.

Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен рассказ, текст, сказка, стих и т. д. В качестве символов-заместителей используются :

- предметные картинки,

- силуэтные изображения,

- геометрические фигуры.

Её используют в старшем дошкольном возрасте. Вначале ребёнок помогает в изображении схемы, а потом самостоятельно может сам зарисовать.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью :

- заучивания стихов, потешек,

- при отгадывании и загадывании загадок,

- при пересказе текстов,

- при составлении описательных текстов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых и т. д.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности, любой педагог в состоянии нарисовать символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

А сейчас вашему вниманию я представляю мнемотаблицу для заучивания стихотворения И. Белоусова «Весенняя гостья». На каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат, и дети, имея перед глазами такую карточку-символ, быстро запоминают стихотворения и любые тексты.

Милая певунья,

Ласточка родная.

К нам домой вернулась

Из чужого края.

Под окошком вьётся

С песнею живою,

«Я весну и солнце

Принесла с собою!»

Этапы работы над стихотворением

- сначала я выразительно читаю стихотворение,

- сообщаю, что это стихотворение дети будут учить наизусть,

- ещё раз читаю стихотворение с опорой на мнемотаблицу,

- задаю вопросы по содержанию, объясняю непонятные детям слова в доступной форме,

- читаю отдельно каждую строчку, дети повторяют её с опорой на мнемотаблицу,

- дети читают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

А сейчас, уважаемые коллеги, я приглашаю желающих разделиться на 3 команды по 2 человека.

Первой команде зашифровать 2 пословицы в мнемодорожку.

Второй команде зашифровать в мнемотаблицу сказку.

Третьей команде зашифровать в мнемотаблицу 2загадки.

А пока наши коллеги выполняют задание, я предлагаю поиграть:

- «Расшифруй стихотворения». На экране появляются мнемотаблицы, мнемодорожки.

- «Отгадай загадки».

- «Расшифруй пословицы».

Давайте посмотрим, как наши коллеги справились со своим заданием.

Вывод:

Благодаря мнемотехники :

- развивается связная речь,

- сокращается время запоминания,

- развиваются основные психические процессы,

- у детей появляется желание пересказывать текст.

Я надеюсь, что эта информация оказалась для вас интересной, полезной, и главное, она поможет вам в работе с детьми.

В завершении притча «Четыре свечи».

В комнате горело четыре свечи.

Первая сказала: «Я – СПОКОЙСТВИЕ. К сожалению, люди не умеют меня хранить. Думаю, не остаётся ничего другого, как погаснуть!» И огонёк свечи погас.

Вторая сказала: «Я – ВЕРА». К сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла гореть дальше». Едва произнеся это, подул лёгкий ветерок и загасил свечу.

Очень опечалившись, третья свеча произнесла: «Я – ЛЮБОВЬ! У меня нет сил гореть дальше. Люди не ценят и не понимают. Они ненавидят тех, которые любят их больше всего – своих близких». И через мгновение эта свеча угасла.

Вдруг… в комнату зашёл ребёнок и увидел три потухшие свечки. Испугавшись, он закричал: «Что выделаете? Вы должны гореть! Я боюсь темноты!» Произнеся это, он заплакал.

Взволнованная четвё ртая свеча произнесла: «Не бойся и не плачь! Пока я горю, можно зажечь и другие свечи. Я – НАДЕЖДА!»

Уважаемые педагоги! Пусть НАДЕЖДА всегда будет с вами и не даст погаснуть ЛЮБВИ, ВЕРЕ и СПОКОЙСТВИЮ, которые очень нужны ребёнку и взрослому для СЧАСТЬЯ!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольникаИспользование мнемотехники в развитии речи дошкольника В настоящее время остро чувствуется проблема развития связной речи у дошкольников, что впоследствии скажется на успеваемости ребенка в школе.

Мастер-класс для педагогов начальной школы «Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников» Мастер-класс для педагогов начальной школы на тему: Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников Подготовила:.

Использование приемов театрализации в развитии речи дошкольниковИспользование приемов театрализации в развитии речи дошкольников Обучение детей дошкольного возраста происходит в игровой деятельности. Это естественно для них. Театрализация – тоже игра. В обычной жизни.

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольниковИспользование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников» Цель мастер класса – повышение уровня педагогической компетентности при использовании интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.

Мастер-класс для родителей и детей «Использование нетрадиционных приемов в художественно-эстетическом развитии детей»Мастер-класс для родителей и детей «Использование нетрадиционных приемов в художественно-эстетическом развитии детей» Вчера 19 мая мы в нашей группе провели необычное собрание- мастер-класс по нетрадиционным приемам в рисовании. Не обошлось и без вашей помощи,.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.

Опыт работы «Развитие памяти на основе художественной литературы через использование приемов мнемотехники»Опыт работы «Развитие памяти на основе художественной литературы через использование приемов мнемотехники» Условия становления опытаНепременным условием для всестороннего развития ребёнка, для его успешного обучения в школе, является умение общаться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников»
Опубликовано: 8 июля 2023 в 12:28
+162Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 67.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД