Елена Абзаева
Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики как фактор развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов : «Развитие мелкой моторики как фактор
развития речи у детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности»
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
В. А. Сухомлинский
Цель: поделиться с педагогами опытом работы по использованию игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук
Задачи:
- показать значимость развития кистевой моторики рук у детей;
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Развитие мелкой моторики как фактор развития речи у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- апробировать с педагогами несколько игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук;
- создать условия для педагогического общения.
Введение
Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада видеть вас в этом зале.
В последнее время мы наблюдаем существенное появление росту числа детей с нарушениями речи. Среди них весьма распространенным является общее недоразвитие речи различных уровней. Что же делать? Как помочь нашим детям? Сегодня я хочу затронуть вопрос о важности работы по развитию мелкой моторики, поделиться с вами своими находками по данной теме, поупражняться в играх и упражнениях на развитие мелкой моторики.
Недостаток развития мелкой моторики может привести к таким последствиям для ребенка: отсутствие интереса к рисованию, лепке и другим видам деятельности; сложности с адаптацией к образовательному процессу в школе: ребёнок хуже воспринимает новый материал, поэтому темп обучения ему кажется, слишком быстрым и сложным; недостаточное развитие творческих способностей, мышления и внимания; неспособность ровно провести прямую линию, правильно запоминать и писать цифры или буквы; если попросить его нарисовать картинку, он в большинстве случаев не может правильно разместить предметы на пространстве листа, ему не хватает фантазии, нет разнообразия цветов и чёткого сюжета; такие дети позже начинают говорить, у многих наблюдаются дефекты речи, которые сложно поддаются корректировке даже во время занятий со специалистами.
Для достижения результата работа должна быть регулярной.
Практическая часть.
Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения.
Предлагаю начать со статистических упражнений
1. “Кольцо” : соединить большой и указательный пальцы вместе, остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удержать под счёт до 10 (3 раза). Задания выполняются в медленном темпе, 1р., 2 р. Во время проведения упражнения нужно учитывать индивидуальные особенности ребёнка, возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы упражнения приносили положительные эмоции.
2. “Коза” : вытянуть вперёд указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони (2-3 раза под счёт до 10).
3. “Три богатыря” : поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединенные вместе. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (3 раза под счёт до 8).
4. “Заяц” : вытянуты вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони (3 раза под счёт до 10).
5. “Вилка” : вытянуть вверх три пальца (указательный, средний, безымянный) расставлены врозь. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (1 раз под счёт до 10).
Самомассаж с прищепками: прищепкой, на ударные слоги стиха, поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. У вас на столе лежат прищепки, каждый возьмите по прищепке и начинаем. После 1-го двустишия – смена рук.
«Кыш»
Сильно кусает
Котёнок – глупыш!
Он думает, что это
Не палец, а мышь!
Но я же играю с тобою, малыш!
А будешь кусаться – скажу тебе «кыш!»
Массаж с помощью шестигранного карандаша
Карандаш в руках катаю (дети крутят карандаш между ладонями)
Между пальчиков верчу, (пропускают карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживают его в определенном положении в правой и левой руках).
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу (крутят карандаш между ладонями)
Предлагаю вашему вниманию игру с зубной щё ткой:
«Кто приехал?»
Дети берут в руки зубную щётку. Растирают пальцы только после вопросительного предложения, то есть во время ответа по ходу текста, затем меняют руки.
- Кто приехал? Растирают зубной щеткой большой палец,
- Мы, мы, мы!
- Мама, мама это ты? указательный,
- Да, да, да!
- Братец, братец это ты! средний,
- Да, да, да!
- Ах, сестричка, это ты? безымянный,
- Да, да, да!
- Все вместе? мизинец
- Да, да, да!
Еще один способ профилактики и активизации речи ребенка Су –Джок терапия или «Весёлые шарики-ёжики». В переводе с корейского языка Су означает — кисть, Джок – стопа. Предлагаю вашему вниманию сказку «Ёжик» для самомассажа кистей рук с помощью тренажеров Су-Джок.
Жил был ёжик (показываем шарик-массажёр). Он был колючий (обхватываем ладонью правой, затем левой руки). Как-то раз, пошёл он погулять (катаем по кругу на ладони). Пришёл на полянку, увидел короткую тропинку и побежал по ней (катаем от ладони к мизинчику и обратно, вернулся на полянку (катаем по кругу на ладони, опять побежал по полянке (катаем между ладонями по кругу, заметил речку, побежал по её бережку (катаем по безымянному пальцу, снова вернулся на полянку (между ладонями, посидел, отдохнул, погрелся на солнышке, увидел длинную тропинку и побежал по ней (катаем по среднему пальчику, вернулся на полянку и увидел горку, решил забраться туда (слегка поднимаем указательный пальчик (горка) и водим шариком по нему). Потом ёжик покатился вниз и снова оказался на полянке (движение по кругу на ладони, увидел деревце и оббежал вокруг него (катаем вокруг большого пальчика, подняв его). Стало ёжику жарко, он высунул свою мордочку навстречу прохладному ветерку. ( Дыхательная гимнастика: Вдох через нос, выдох на ладонь руки, повторить 2 раза).
Открываем шарик и достаём массажное колечко. Поочерёдно надеваем его на каждый палец ведущей руки, движения вверх-вниз несколько раз.
Ёжик увидел грибок и поспешил сорвать его (на большой палец, заметил цветочек и понюхал его (на указательный, нашёл красивый листочек и подбежал его посмотреть (на средний, приметил ягодку и сорвал её (на безымянный, нашёл шишку и взял её для своей мамы в подарок (на мизинчик). Ёжик так весело гулял по лесу, что не заметил, как стало темнеть. Наступал вечер. Довольный прогулкой он отправится домой (закрываем шарик, катаем между ладонями).
Либо еще один вариант:
Ручки, ручки, просыпайтесь. Дети катают мячик в руках, делая движения
вперед-назад, вправо-влево между ладонями.
Пальчики, пальчики, просыпайтесь Катают мячик по каждому пальцу
правой и левой рук
Головка, головка, просыпайся. Катают мячик круговыми движениями по
голове.
Животик, животик, просыпайся. Катают мячик круговыми движениями по
животу
Ножки, ножки, просыпайтесь. Катают мячик по правой, а затем по левой
О. Крупенчук ноге.
Таким образом, можно сделать выводы: данная система работы дает положительные результаты. Благодаря таким играм дети получают разнообразные, сенсорные впечатления (гладкий, колючий, пушистый, мягкий и т. д.) у них развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически. Это совсем не значит, что все задачи решены. Приходят новые дети, появляются новые проблемы. И чтобы их успешно решать, надо идти в ногу со временем, постоянно учиться.