Лучший педагог года

Мастер-класс для педагогов «Развитие познавательных способностей дошкольников через игры с межполушарным взаимодействием»

Елена Клинкова
Мастер-класс для педагогов «Развитие познавательных способностей дошкольников через игры с межполушарным взаимодействием»

«Движение может заменить лекарство, но

ни одно лекарство не заменит движения».

Ж. Тассо.

Цель: познакомить педагогов с методикой развития познавательных процессов у дошкольников через межполушарное взаимодействие.

Задачи: - привлечь педагогов к результативному воспитательно-образовательному процессу;

- заинтересовать их в обучении новым приемам и методам работы с детьми.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Развитие познавательных способностей дошкольников через игры с межполушарным взаимодействием“» размещена в разделах

Категория слушателей: воспитатели ДОУ.

Оборудование: презентация, тренажеры: «Кулак, ребро, ладонь», «Апельсиновый нейротренажер», игра «Попробуй повтори», шаблоны для рисования двумя руками, фломастеры.

Начнем мастер-класс c теста, чтобы педагоги активно включились в работу.

Тест: что вы знаете о мозге?

1. Какие связи образуются в головном мозге?

- спутниковые

- беспорядочные

- нейронные (клетка мозга называется нейроном, укрепление нейронных связей – это процесс развития мозга)

- нейтронные

2. Как долго хранится информация в кратковременной памяти?

- 20-30 сек +++

- 2- 3 мин

- 20 мин

3. Как сокращенно называется коэффициент интеллекта?

- ID

- IP

- IQ

- KI

4. Где еще, кроме головы у человека располагается мозговой центр? Так называемый «второй мозг»?

- в желудке (вся его поверхность покрыта нейронами)

- это неприлично произносить вслух

- в сердце

- я не киборг, у меня один мозг и он в голове

5. Какова средняя скорость нервных импульсов в головном мозге, т. е. скорость мысли?

- 50 м/с

- 100 м/с + (диапазон от 70 до 125)

- 500 м/с

- 1000 м/с

6. Что происходит с мозгом, когда человек спит?

- мозг тоже спит, разумеется

- мозг активно работает, иногда даже активнее, чем в период бодрствования+

- мозг отключается полностью для перезагрузки

7. Что такое «эффект дверного проема»?

- что-то типа дверной непроходимости, когда не помещаешься в дверной проем

- это выдуманный термин такого эффекта не существует

- это, когда ты забываешь зачем шел, едва переступив порог + (наш мозг воспринимает дверь, как некий барьер)

- это что-то про котов, которые вечно сидят посреди прохода

8. Какое из этих явлений не относится к особенностям восприятия информации?

- дежавю

- прескевю (навязчивое чувство, когда долго не можешь вспомнить знакомое слово, которое вертится на языке, «почти увиденное»)

- жамевю (это обратное дежавю чувство, когда знакомая обстановка или ситуация, кажется нам совершенно новой, будто мы переживаем ее впервые)

- мэтювю +++

Итак, наш мозг – сложная структура. Чтобы развивать его, есть простой и увлекательный способ - регулярно в игровой форме тренировать память внимание и мышление.

Статистика последних лет неутешительна – педагоги детских садов и начальных классов все чаще сетуют на трудности при взаимодействии с детьми. Все педагоги сталкивались с детьми, которых даже близкие им люди называют невнимательными, неорганизованными, неспособными сосредоточиться и верно выполнить предложенную работу. В школе такие дети плохо читают, медленно и коряво пишут, делая большое число ошибок, которые взрослые называют "нелепыми". В большинстве случаев это не связано с тем, что ребенок не старается или не хочет учиться и быть успешным. Причины этих и многих других проблем учебной деятельности связаны с особенностями анатомического строения мозга (наличием правого и левого полушария) и его функционированием.

Межполушарное взаимодействие – основа интеллектуального развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для развития мозговых структур, а, следовательно, и интеллекта, межполушарных связей и психических процессов.

За что отвечает каждое полушарие мозга?

Правое за: обработку невербальной информации, эмоции, творческие способности и воображение, ориентацию в пространстве.

Левое за: логику, память, аналитическое мышление, обработку вербальной информации.

От развития межполушарных связей во многом зависит успеваемость ребенка в школе и успешность в жизни в целом. В результате нарушений связей возникают проблемы с ориентацией в пространстве, координацией пишущей руки со слуховым и зрительным восприятием, адекватным эмоциональным реагированием. Чем более они развиты, тем легче ребенку осваивать чтение, письмо, достигать успехов в спорте и даже строить межличностные отношения.

Задания на развитие связей между двумя полушариями способствуют разностороннему развитию ребенка и эффективному восприятию информации. Включать такие задания в игровую и образовательную деятельность целесообразно с 4-5 лет, когда моторика и психические процессы готовы к межполушарному взаимодействию.

В нашей группе дети среднего дошкольного возраста и мы с удовольствием и интересом стали внедрять игры и упражнения, подразумевающие одновременную работу двух рук. Начали с крупной моторики: выполняли задания на одновременное и разнонаправленное движение руками, которое, после усвоения техники, сопровождается стихотворением или скороговорками.

Игра «Попробуй повтори»

Затем перешли на освоение игр направленных на мелкую моторику. (как в начале мастер-класса)

Параллельно занимались развитием навыка письма двумя руками. Сначала, использовали межполушарные доски, через которые, как по лабиринту, нужно провести разных героев. Затем рисовали в них карандашом сначала ведущей рукой, затем неведущей, и на последнем этапе одинаковые картинки двумя руками. Самый сложный уровень: рисовать двумя руками разные картинки. Кроме межполушарных досок используем карточки для рисования двумя руками (пишем на них фломастером на водной основе). Это карточки многоразовые, используем часто в свободное время. Еще один вариант рисования – это раскраски, поделенные пополам: сначала обводим по пунктирным линиям, а затем раскрашиваем, используя обе руки.

Рисование двумя руками

Еще одна игра на развитие обоих полушарий, это «Апельсиновый нейротренажер». Он состоит из набора карточек четырех видов: изображение кисти человека, цифры от 1 до 10, цветные круги от 1 до10, изображения апельсинов от 1 до 5.

Мы использовали три варианта игры с ним. Первый: дети показывают пальцами цифру, или количество предметов, изображенных на карточках двумя руками сразу. Второй: дети прикладывают руки так, как изображено на картинке. Третий: дети выстукивают деревянными ложками то число, которое изображено (с помощью картинок, пальцев или цифр) тоже обеими руками сразу. Простой уровень - это игра с карточками из одной серии, сложнее становится, когда с одной стороны цифра, а с другой апельсины. Детям приходится считывать одновременно значение символа и считать количество изображенных фруктов.

Игра «Апельсиновый нейротренажер» (с руками и ложками)

Регулярные занятия с этим тренажером активизируют мыслительную деятельность и способствует образованию новых нейронных связей

Недавно мы освоили новое кинезиологическое упражнение для развития межполушарного взаимодействия: «Кулак-ребро-ладонь». На листе кулаку соответствует круг, ладони – широкий прямоугольник, а ребру ладони - длинный, узкий прямоугольник. Порядок выполнения: два (на первом этапе, или три положения руки на плоскости стола последовательно сменяют друг друга. Упражнения усложняются введением нового движения и изменением цвета фигур. Позже можно ускорять темп и подключать дыхательные упражнения, чистоговорки, проговаривание стихотворений.

«Кулак, ребро, ладонь» с проговариванием стихотворения «Белая береза»

Кроме вышеперечисленных мы играли в игру «Накорми птичку»: двумя руками ложками разных размеров нужно переносить мелкую крупу и крупные кусочки из одной чашки в другую. Игра «Найди тень»: на столе разбросаны зубочистки и зерна риса, а на листе бумаги нарисованы полоски и точки. Работая сразу двумя руками, нужно разложить предметы на их тени.

Итог систематической работы по развитию межполушарных связей:

- улучшилась концентрация внимания детей и усидчивость;

- формируется более точная координация движений;

- сформировалось ощущение детьми своего тела в пространстве;

- значительно развилась мелкая моторика, и сенсомоторная координация, что положительно отразилось на рисовании и навыке вырезания ножницами.

Ребята запоминают больший объем информации во время НОД, быстрее реагируют на задания, выполняют инструкции четко без дополнительных повторений.

Итак, обобщив все сказанное, можно прийти к выводу, что взаимосвязанная работа двух полушарий обеспечивает нормальную работу всех процессов, происходящих в головном мозге, а, следовательно, способствует развитию познавательных способностей дошкольников. Советую вам попробовать представленные игры в работе с дошкольниками!

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников»Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников» Мастер-класс для родителей старшей группы Тема: «Использование конструктора ТИКО для развития познавательных способностей дошкольников».

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки» Математическая концепция в образовании. принятая Правительством Российской Федерации, ставит перед музыкальным руководителем ДОУ задачу:.

Консультация для педагогов «Развитие музыкальных способностей детей через театрализованную деятельность» РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Для осуществления данной цели делаем следующие.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через словесные игры»Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через словесные игры» Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний.

Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения»Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения» Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет через дидактические игры и упражнения» Вид проекта: краткосрочный Тип проекта:.

Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности»Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности» Предлагаю вашему вниманию проект, целью которого является создание условий для художественно-творческой деятельности детей, стимулирования.

Развитие познавательных интересов через технологии: ТРИЗ, мнемотехникуРазвитие познавательных интересов через технологии: ТРИЗ, мнемотехнику На сегодняшний день развитие познавательных способностей, познавательной активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем.

Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природойРазвитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой Обмен опытом. Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой осенью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Развитие познавательных способностей дошкольников через игры с межполушарным взаимодействием»
Опубликовано: 31 мая 2022 в 22:31
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД