МААМ-картинки

Мастер-класс для педагогов «Речевой этикет»

Мария Торбеева
Мастер-класс для педагогов «Речевой этикет»

Речевой этикет как средство повышения общей культуры педагога.

Мастер - класс для педагогов города

в рамках августовской конференции 27 августа 2014 г.

Материал подготовлен учителем-логопедом

МАДОУ «Детский сад №238» г. Перми

Торбеевой Марией Анатольевной

Культура речи – один из главных показателей общей культуры человека, она заключается не только в умении избегать ошибок, но и в стремлении постоянного совершенствования.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Речевой этикет“» размещена в разделах

Речь – одна из самых важных характеризующих черт человека. От нашей манеры общения зависит впечатление, которое мы производим на людей. Речь человека способна притягивать к нему людей или, наоборот, отталкивать.

Таким образом, культура общения складывается из:

1. умения слушать собеседника

2. речевого этикета

3. соблюдения правил хорошего тона.

1. Умение слушать собеседника.

- Категорически запрещено оказывать давление на собеседника, навязывать своё мнение. Мало того, что это некрасиво, так ещё и неэффективно. Ваша манера поведения вызовет защитную реакцию партнёра, и тогда Ваш разговор, в лучшем случае, не сложится.

- Проявляйте неподдельное внимание к мыслям и чувствам собеседника, уважайте мнение своего визави.

- если Ваш собеседник, в отличие от Вас, пренебрегает правилами хорошего тона, выскажите свою точку зрения, начав словами: «Вам не кажется, что…»

- если во время разговора завязался спор, и Вы осознали свою неправоту, Вы должны признать свою ошибку.

2. Речевой этикет.

- в деловой сфере по нашей речевой культуре судят не только о нас самих, но и об учреждении, представителем которого мы являемся.

- речь культурного человека звучит грамотно.

(Практическое задание) Исправьте меня:

- извиняюсь! – перед кем?

- я кушаю! – только приглашая к еде и по отношению к детям с лаской и заботой о себе всегда – я ем!

Предлагаю Вам проверить свои силы в выполнении нескольких заданий на раздаточных листах.

1. Поставьте ударение в словах.

- новорожденный

- камбала

- звонит

- феномен

- торты

- вероисповедание

- премирование

- кремень

- ломоть

- жизнеобеспечение

2. Найдите синоним.

- волонтёр – доброволец

-генезис – происхождение, зарождение, развитие

- неглиже – легкое домашнее одеяние

- кредо – убеждение, мировоззрение

- амбиция – честолюбие, гордость, стремление к цели

- респектабельный – почтенный, важный, представительный

- меркантильный – расчётливый, торговый, купеческий

3. Найдите антоним.

- всплывать – опускаться

- узнавать – забывать

- оппозиционер – партнёр

- как пить дать – точно

4. Перефразируйте.

- носить воду в решете – бесполезное действие

- съесть пуд соли – хорошо узнать

- волк в овечьей шкуре – двуличие, притворство

- на блюдечке с золотой каёмочкой – без усилий, трудов

- альфа и омега – начало и конец всего

- избегайте многословия, не надо лишних слов, отвлекающих внимание от главного предмета речи.

- чётко формулируйте цель предстоящего общения.

- стремитесь к речевому разнообразию. Для каждой конкретной ситуации находите подходящие слова.

(попросите коллегу выпить с вами чашечку чая, повторять слова предыдущего нельзя.)

- научитесь находить общий язык с любым собеседником.

- никогда не отвечайте грубостью на грубость. Не опускайтесь до уровня своего плохо воспитанного собеседника.

- не перенимайте стиль своего собеседника, придерживайтесь своих речевых привычек.

- во время общения следите, чтобы эмоции не пересилили разум, сохраняйте самоконтроль и самообладание.

3. Правила хорошего тона.

- на «ты» следует обращаться только к друзьям, близким и детям, младше 18 лет.

- самая важная персона в любой фирме – шеф. Именно Вы должны говорить ему первой «Добрый день».

- оптимальная дистанция собеседников 1,5-2 вытянутые руки.

- недопустимо обращение по половому признаку – «мужчина», «женщина»; роду занятий – «сантехник», «официант»; возрасту – «бабуля», «ребёнок».

- в случае обращения к незнакомому человеку следует пользоваться безличными фразами: «позвольте», «извините», «прошу прощения».

-просить профессионального совета (врача, юриста и т. д.) в гостях – бестактно!

- воспитанный человек говорит о себе в последнюю очередь. Даже если Вас об этом попросили, то вскоре разговор следует перевести на другую тему.

- домашние дела и болезни обсуждает тот, кто не может найти лучшей темы для разговора.

- если Ваш знакомый идет по улице в сопровождении незнакомой дамы, то обратиться к нему можно в случае крайней необходимости.

- чтобы быть интересным собеседником, нужно стать «хорошо информированным», т. е. иметь представление о последних новостях в политике, музыке, фильмах, спорте. Так что читайте книги, журналы, газеты, слушайте музыку, смотрите фильмы.

- не стремитесь подавить собеседника своей эрудицией, никому не хочется чувствовать себя глупее других.

Требования к речи воспитателя.

- думайте о том, что говорите.

- станьте образцом для подражания. Предложите детям поиграть в д. с., и послушайте свою речь в детском исполнении.

- очень важны доброжелательность и искренность речи, даже если выражаете недовольство.

- речь «как из пулемёта» не воспринимается детьми.

- крик на детей - ошибка, дети будут кричать ещё сильней.

- не загромождайте свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами.

- не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами.

-учите детей задавать вопросы и правильно задавайте их сами.

Вопрос собирает и направляет внимание ребё нка:

Неверно - Что это?

Верно - как это случилось?

Неверно - зачем ты бросил?

Верно - для какой игры нам надо столько кубиков? (ищем причины и связи)

Неверно - Дети, послушайте внимательно, сейчас я вам задам вопрос, вы хорошо подумайте и правильно мне ответьте: что такое метель?

Публикации по теме:

Деловая игра для педагогов «Речевой штурм» Приглашаю Вас на деловую игру «Речевой штурм». Педагоги делятся на две команды посредством игры «Составь целое» Педагоги выбирают карточки.

Консультация для родителей и педагогов «Веселый Этикет» Станевичус Татьяна Викторовна МБДО «ДСКВ № 102» г. Братск Веселый Этикет Что такое этикет – Знать должны мы с детских лет. Это – нормы поведения:.

Консультация на тему «Речевой этикет для детей» Консультация на тему:«Речевой этикет для детей». Отдельное внимание стоит уделить речевому этикету у детей. Правила общения с окружающими.

Мастер-класс для педагогов «Повышение экологической компетенции педагогов» Мастер класс для педагогов по теме: Повышение экологической компетенции педагогов. Програмное содержание: Расширять и систематизировать.

Мастер-класс для педагогов «Формы общения педагогов с родителями» Мастер-класс для педагогов: «Формы общения педагогов с родителями». Педагог: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу мастер-класс.

Мастер-класс для педагогов «Повышение экологической компетенции педагогов» Програмное содержание: Расширять и систематизировать экологические знания педагогов. Активизировать и развивать умственную и эмоциональную.

Мастер-класс для педагогов по здоровьесбережению Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе. Задачи: познакомить педагогов с разнообразными.

Мастер-класс для педагогов «Снегири»Мастер-класс для педагогов «Снегири» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга План-конспект мастер-класса.

Мастер-класс для педагогов «Применение артикуляционной гимнастики в работе педагогов ДОУ» Мастер-класс для педагогов: Тема: «Применение артикуляционной гимнастики в работе педагогов ДОУ»Формирование правильного звукопроизношения.

Этика в профессиональной культуре педагога. Речевой этикет Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Среди этих категорий - профессиональный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Речевой этикет»
Опубликовано: 1 августа 2018 в 10:27
+40Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД