Лучший педагог года

Мастер-класс для педагогов в детском саду «Нетрадиционные техники рисования как способ приобщения дошкольников к искусству»

Елена Голумбевская
Мастер-класс для педагогов в детском саду «Нетрадиционные техники рисования как способ приобщения дошкольников к искусству»

Мастер-класс для педагогов в детском саду

«Нетрадиционные техники рисования как способ приобщения дошкольников к искусству»

2 слайд

Цель: познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для дошкольников.

Задачи:

- познакомить с разными техниками рисования;

Публикация «Мастер-класс для педагогов в детском саду „Нетрадиционные техники рисования как способ приобщения дошкольников к искусству“» размещена в разделах

- развивать интерес к различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге; повысить уровень мастерства педагогов.

- способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности.

Методы и приё мы: репродуктивный, практический.

Оборудование: столы, стулья для педагогов, влажные салфетки, гуашь, полиэтиленовые пакеты, кисти, стаканчики по воду…

Предварительная работа: обработка специальной литературы по данной теме. Подготовка оборудования, создание компьютерной презентации.

Актуальность выбранной темы мастер-класса :

На занятиях по рисованию решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе.

В процессе работы у детей формируются мыслительные операции, навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.

Вступительное слово:

Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада приветствовать Вас на моём мастер-классе «Нетрадиционные техники рисования как способ приобщения дошкольников к искусству». Сегодня я вас познакомлю с нетрадиционными техниками рисования.

Всем известно, что рисование – одно из самых любимых занятий наших детей. С огромным удовольствием они рисуют цветными карандашами, фломастерами, макая кисть в яркую краску.

Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Из цветной ладошки может получиться голубой слоник, серая клякса может стать деревом. Используя в рисовании морковку или картошку, можем удивить необычные узоры.

Рисунок – прекрасная возможность для малыша проявить себя. В изобразительном творчестве ребенок передает свое отношение к окружающему миру, делится радостью и рассказывает о своих страхах. Любая из представленных нетрадиционных техник – своеобразная игра ребенка, позволяющая ощущать себя увереннее, смелее. Они развивают воображение и дают полную свободу самовыражению.

Нетрадиционное рисование- это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющее обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона.

3 слайд

Стоит отметить, что ребенку очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования, но можно использовать в работе с детьми нетрадиционную технику рисования, которая способствует развитию :

- Способствует снятию детских страхов;

- Развивает уверенность в своих силах;

- Развивает пространственное мышление;

- Развивает в детях свободно выражать свой замысел;

- Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

- Развивает умение детей действовать с разнообразным материалом;

- Развивает чувство композиции, ритма, колорита, чувство фактурности и объёмности;

- Развивает мелкую моторику рук;

- Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;

- Во время деятельности дети получают эстетическое удовольствие.

4 слайд

Виды нетрадиционных техник рисования много….

5-30 слайд

Мой опыт работы с детьми в детском саду показал : именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости.

Сегодня я вам покажу несколько вариантов нетрадиционной техники рисования, которые мы можем использовать на занятиях изодеятельности.

«Рисование капустным листом»

Ребенок покрывает капустный лист красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый лист. Недостающие детали дорисовываются кистью.

«Рисование текстилем»

Рисование тканью тоже создаются красивые пейзажи.

Материал: бумага белая формата А – 4,гуашь черная, палитра, кусочек текстиля размером 10 х5 см, клей белый ПВА, лист цветного картона

- Берем кусочек ткани размером 10 х5 см, сминаем, делаем что то вроде тампона.

- Обмакиваем тампон из ткани в черную гуашевую краску и проводим на листе линию горизонта

- Горизонтом мы называем линию границы неба и земли. Чем выше линия горизонта, тем больше простора открывается нашему взгляду.

- Нарисовали линию горизонта способом протяжки.

- Теперь нам нужно нарисовать вдали лес, для этого мы примакивающими движениями печатаем хаотично деревья и кустарники, при этом мы получаем фактурные отпечатки.

- Лес и кустарники на линии горизонта готовы

- Важно помнить, что на дальнем плане предметы кажутся маленькими, а на ближнем переднем плане более крупными, отчетливыми. Теперь на переднем плане рисуем тампоном способом протяжки линию берега.

- Приступаем к печатанию кустов.

- Рисуем способом протяжки, хаотичным размазыванием кусочком ткани на небе тучи или облака.

- Приступаем к рисованию ряби на озере.

- Теперь рисуем солнце и его отражение в воде.

- Рисуем отражение деревьев воде - печатаем примакивающими движениями рук.

- Чтобы уточнить и дополнить образ, кисточкой прорисовываем детали, веточки кустарника.

- Рисуем вдали птиц и все что подскажет ваша фантазия.

- Дооформляем работу, приклеиваем ее с помощью белого клея ПВА на лист цветного картона.

- Всего лишь за несколько минут с помощью обычного кусочка ткани мы создали оригинальный пейзаж.

- Также можно рисовать на цветном фоне, например на синем, белой краской, тогда мы получим «Зимний пейзаж».

«Ниткография» (используется нить и гуашь)

Для работы понадобятся: нитка, кисточка, мисочка, краски гуашь, белая бумага.

Ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на одной половине сложенного вдвое листа бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Когда лист раскрывается, там получается рисунок, который можно дорисовать до задуманного образа.

«Рисование восковые мелки, свеча +акварель»

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остаётся не закрашенным.

«Рисование солью»

Материалы: шаблон, соль, клей ПВА, краски, кисти.

Способ получения изображения:

- Возьмите ПВА, ведите кончиком горлышка бутылочки по контурам рисунка. Выдавливайте клей, но не сильно. По контуру должна получаться ровная и неширокая клеевая полоса.

- Засыпьте лист солью. Не экономьте, солевые крупинки должны полностью покрыть промазанные клеем линии.

- Когда клей немного схватится с солью, стряхните то, что не приклеилось.

- Оставьте картину высыхать. Она будет сохнуть не меньше часа, иногда даже больше, если солевые контуры довольно толстые.

- Когда шаблон хорошо просохнет, приступайте к рисованию. Возьмите кисть, макайте в воду, набирайте краску, затем осторожно прикладывайте к солевому контуру. Краска будет красиво растекаться по нему.

«Рисование ладошкой»

Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Ребёнок опускает кисть у гуашь или в краски,затем наносит краски на ладонь и делает отпечаток.

Материалы: альбомная бумага; краски, желательно пальчиковые; ватные диски и палочки; салфетки; клеенка.

Способ получения изображения:

- С помощью кисточки ребенок наносит на раскрытую ладонь краску. Это может быть один определенный цвет или несколько.

- Раскрашенную ладонь сразу, пока краска не подсохла, прижимает к бумажному листу.

- Затем отнимает руку от листа. Убирает остатки краски с кожи салфеткой.

- После завершения занятия тщательно моет руки под краном.

«Рисование пальчиками»

Материалы: гуашь или пальчиковые краски

Способ получения изображения:

Это самый простой способ получения изображения. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге.

«Рисование мятой бумагой»

С помощью этой техники можно создать объёмное изображение.

Материалы: альбом; небольшие емкости для краски – можно брать специальные наборы, предназначенные для рисования, или пластиковые емкости. Их число должно соответствовать числу применяемых цветов; краски – наилучшим вариантом будет акварель, так как она позволяет получить плавные переходы и хорошо растворяется в процессе контакта с водой; салфетки или мягкая бумага.

Способ получения изображения:

- Пару листов бумаги следует смять в комочки.

- Основной цвет, который будет выступать в качестве фона, нужно слегка обозначить на бумаге.

- В сосуд, в котором находится краска определенного цвета, стоит умокнуть смятый комок бумаги и на небольшое количество времени прижать к поверхности листа.

- Работу осуществлять до тех пор, пока не будет получено желаемое изображение.

- При необходимости можно дополнить рисунок контурами с помощью кистей и красок.

«Монотипия»

С помощью этой техники создаются симметричные предметы и пейзажи

Со старшей группы мы учимся рисовать техникой «Монотипия».

Она в свою очередь подразделяется на 2 вида. Монотипия предметная и монотипия пейзажная. Монотипия предметная как правило начинает использоваться с детьми старшей группы.

Материалы: Плотная бумага, краски, гуашь, пальчиковые краски, акварель. кисти разной степени жесткости, ватные палочки.

Способ получения изображения:

- 1. На плотную поверхность нанесите пятна краски – можно нанести их в хаотическом порядке. Количество красок и цвет целиком зависят от воли юного мастера. Если краски густые, сбрызните лист водой. Накройте листом плотной бумаги, прижмите резиновым валиком или руками, чтобы краски перемешались. Приподнимите бумажный лист за уголки, резким движением снимите его. Просушите.

- 2. Складываем лист бумаги вдвое и на одной его половинке рисуем половину изображаемого предмета. Затем снова складываем лист пополам. В этой технике в основном рисуем симметричные предметы

«Рисование жесткой кистью»

Материалы: жесткая кисть, гуашь

Способ получения изображения:

- При рисовании этим способом краска должна быть густой (консистенция сметаны).

- Желательно раскладывать её понемногу (3-4 мм) в маленькие розетки.

- Кисточка должна быть жёсткой (натуральная щетинная, и самое главное, сухой (т. е. перед работой её не надо окунать в воду).

- Для достижения большего эффекта, рекомендуется подрезать кисть на 2-3 мм.

- Краски на кисточку необходимо набирать мало, только на её край.

- При нанесении тычка, кисточка должна находится в вертикальном положении, тогда ворс расплющивается и получается большая «пушистая» точка.

- После каждого промывания кисточку следует тщательно вытереть насухо.

«Рисование набрызг зубной щеткой»

Набрызг используют для рисования падающего снега, звездного неба, для тонирования листа. Для получения силуэтного изображения на фоне набрызга применяют шаблоны, а для многослойного набрызга используют несколько шаблонов. Их можно заготовить заранее или сделать в процессе занятия вместе с детьми все зависит от цели, задач, время занятия, умений и навыков детей. Обучение детей технике многослойного набрызга рекомендую начинать после того, как освоят простой набрызг.

Материалы: краска (акварель, гуашь и др.); плотная бумага, вода и ёмкость для неё; кисти или зубная щетка; трафареты или шаблоны;

Способ получения изображения:

- смочить кисть или зубную щетку в воде

- стряхнуть лишнюю жидкость во избежании появления клякс;

- набрать щеткой немного красящего состава;

- взять кисть или щетку в левую руку, а плоскую палочку- в правую;

- отвернуть от себя щетину, держа приспособления над листом бумаги, быстро провести палочкой по поверхности волосков по направлению к себе, чтобы брызги полетели на бумажную основу будующего рисунка;

- в зависимости от поставленной задачи покрыть брызгами нужных оттенков все полотно или его отдельные участки

«Рисование мыльными пузырями»

Мыльные пузыри – переливающиеся всеми цветами радуги, всегда вызывают улыбку и восторг. А вы знаете, что мыльными пузырями можно рисовать? Это очень интересная техника, она порадует и взрослых, и детей. Можно не только дуть пузыри, но и делать их цветными, переносить на бумагу.

Материалы: мыльные пузыри, гуашь. коктельные трубочки, стаканчики.

Способ получения изображения:

В стаканчики с разноцветными жидкостями помещаются трубочки. Дети дуют в трубочки, пока пена не подымится до краев. Сверху стаканчика на мыльную шапку прикладывается альбомный лист бумаги. Отпечатки цветной пены делаются в заранее задуманном порядке. Затем получившиеся круги обрисовываются.

«Рисование ватными палочками»

Материалы: ватные палочки, гуашь, пальчиковая краска

Способ получения изображения:

- Палочек должно быть достаточно. По одному экземпляру на каждый используемый колер.

- Ватные палочки не нужно смачивать. После нанесения пятен обмывать тоже не требуется.

- Для нанесения точки опустите ватный кончик в ячейку с краской, затем аккуратно прижмите к бумаге.

- Не допускайте слияния пятен разных цветов. Расстояние между точками возможно любое, зависит от того, какой представляется картина.

- Палочку прижимайте к бумажному листу перпендикулярно. Делайте короткие движения, не держите ватный кончик на бумаге долго.

- Сначала обработайте контур рисунка, затем заполните пятнами середину рисунка.

«Фроттаж»

Материалы: плотную белую бумагу формата А4; цветные восковые мелки, цветные и простые карандаши, сухую и масляную пастель, уголь; фактурную основу для оттиска (листья деревьев, тканевые салфетки, кору дерева, рельефные подставки под горячее, терку для овощей и т. д).

Способ получения изображения:

Нужно придумать и выложить композицию на столе, комбинируя разные фактурные материалы. Если это листочки или бумажные шаблоны, можно приклеить их клеем ПВА к листу А4. Накрыть композицию белой бумагой и натереть восковыми мелками (боковой стороной) или заштриховать карандашом. Детские рисунки в стиле фроттаж хорошо дополнять аппликациями из цветной бумаги, рамками паспарту.

«Граттаж»

Материалы: лист плотной бумаги или картона; парафин (свеча, восковые мелки или масляная пастель; черная тушь или гуашь (по желанию можно использовать темно-синий, фиолетовый, коричневый цвета); жидкое мыло; губка или широкая мягкая кисть; острый инструмент для выцарапывания — специальная палочка, зубочистка, непишущая ручка.

Способ получения изображения:

- Подготовка рабочей поверхности и инструментов. Картон или плотную бумагу для рисования нужно закрепить на столе, например, скотчем.

- Грунтовка, первый этап. Классический граттаж предполагает наличие только двух цветов — черного и белого. Но выцарапывание рисунка на черном фоне становится похожим на настоящее волшебство, если сделать основу цветной. Для этого нужно полностью закрасить лист произвольными пятнами выбранной цветовой гаммы. Делать это можно либо обычными карандашами, и тогда сверху нужно будет тщательно натереть всю поверхность свечой, либо восковыми или пастельными мелками. Эту операцию смело поручайте ребенку.

- Грунтовка, второй этап. Теперь лист нужно равномерно покрыть тушью или гуашью с помощью выбранного инструмента. Тут понадобится помощь взрослого. Специалисты в технике граттографии на мастер-классах рекомендуют предварительно добавить в краску каплю жидкого мыла или средства для мытья посуды, чтобы она ровнее ложилась. Нанесение контура. Когда грунтовка полностью высохнет, нужно обозначить границы будущего рисунка и самые крупные его детали, например, тонкой карандашной линией.

- Детализация. Самая интересная часть, ради которой все и затевалось! Острым инструментом нужно выцарапывать тонкие или широкие линии и штрихи, чтобы постепенно получался желаемый рисунок.

«Рисование вилкой»

Материалы: гуашевые или акриловые краски; кисточки разной степени жесткости; альбомная или ватманская бумага; бумажные салфетки; стакан с водой; палитра.

Способ получения изображения:

- Выложите краску на палитру. Если она загустела, чуть разбавьте водой.

- Возьмите чистую вилку. Опустите ее тыльной стороной на краску.

- Поднимите вилку, затем прижмите к бумажному листу в нужном месте. При необходимости сдвиньте инструмент, чтобы получились более длинные линии.

- Поднимите вилку. На бумаге останется отпечаток в виде 4-х тонких полосок.

«Пластилинография»

пластилинография — это нетрадиционная техника лепки, которая позволяет создавать из пластилина выпуклые, объёмные, барельефные образы на твёрдой поверхности. Эта техника развивает хорошо мелкую моторику, творчество и художественный вкус.

Материалы: плоская основа — лучше всего плотный картон, подойдет также стеклянная, пластиковая или деревянная панель, но на стекле не должно быть острых краев и сколов; дощечка для раскатки пластилина и лепки нужных форм; комплект стеков; стакан с водой для увлажнения кожи рук либо влажные тканевые салфетки; шприцы без игл, чтобы выдавливать тонкие и ровные пластилиновые «шнурки»; дополнительные приспособления и материалы для декорирования.

Способ получения изображения:

- Выберите контурный эскиз.

- Определите, из каких колеров будет состоять будущий рисунок.

- Подберите фоновую основу подходящего цвета. Для первых занятий желательно брать небольшой формат, максимум половину альбомного.

- Перерисуйте эскиз на основу.

- От пластилина отрывайте небольшие куски, видоизменяйте их, согласно творческой идее, и наносите на основу. Применяйте наиболее подходящие методы лепки.

«Оттиск печатками овощей и фруктов»

С удовольствием ребята освоили технику рисования пробками и печатками из картошки, моркови, яблока. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т. д.

Материалы: штампы картошки, моркови, яблока; гуашь, краски, кисти, лист бумаги, стаканчики, пластиковые тарелки.

Способ получения изображения:

Выберите предмет, который будет использоваться в качестве печати (винную пробку, вилку, штампы картошки, моркови, яблока) или вырежьте штамп своими руками из овощей. Обмакните его в краску с одной стороны. Для удобства ее следует перелить в широкую неглубокую емкость, например в пластиковую тарелочку. Аккуратно приложите штамп к альбомному листу и слегка прижмите. Уберите штамп – отпечаток готов.

«Отпечатки листьями»

Материалы: листья деревьев, гуашь, краски, кисти, стаканчики.

Способ получения изображения:

Ребёнок берет кисть опускает в гуашь и наносит её на лист и делает отпечаток на лист бумаги.

«Кляксография»

Материалы: акварельные краски; плотная бумага; кисточки;

трубочки; ватные палочки; цветная бумага.

Способ получения изображения:

На бумаге ставят крупную кляксу, затем опускают в нее трубочку для сока и раздувают пятно в разных направлениях. Делать это следует под наклоном. С помощью такого приема можно создать ветки дерева, волосы на портрете, лучи солнца, щупальца осьминога. Можно поставить задачу заранее: спросить ребенка, какого результата он хочет добиться, или предложить ему создать что-нибудь нетрудное и знакомое. Но лучше не загадывать и придумывать образы в процессе работы.

«Рисование полиэтиленовым пакетом»

Материал: полиэтиленовый пакет; гуашь – красная, зеленая;

кисточка; бумага формата А-4;баночка с водой, тарелочка для краски, влажные салфетки; ватные палочки; основа для работы, влажные салфетки, зубная щетка.

Способ получения изображения:

Ребёнок берет полиэтиленовый пакет делает узелок и выворачивает пакет. Затем набираем воздух в пакет и наносим гуашь и делаем отпечаток на бумаге, основные детали дорисовываются.

Практическая часть:

А сейчас попробуем нарисовать цветы используя нетрадиционную технику рисования «Рисование полиэтиленовым пакетом».Эту технику можно использовать на занятиях ИЗО в изготовлении открытки к 8 Марта.

«Маки»….

-Берём пакет завязываем узелок и выворачиваем его. Потом набираем в пакет воздух. И у нас получается мягкая подушечка, её опускаем в гуашь красного цвета и делает отпечаток. А листочки мы можем нарисовать зубной щеткой. Мелкие детали можно дорисовать кисточкой. Семена мака нарисуем ватными палочками путём тычка.

Рефлексия:

Ну, вот наша работа и готова! Сегодня мы с вами учились рисовать полиэтиленовым пакетом «Маки». Мне бы хотелось надеяться, что сегодня вы узнали что-то новое, а кто уже был знаком со всеми техниками – немного освежил свои знания.

(подарок буклеты)

Публикации по теме:

«Где ты, зимушка-зима?» Нетрадиционные техники рисования в детском саду«Где ты, зимушка-зима?» Нетрадиционные техники рисования в детском саду Январь не радует снегами, Все льет и льет на нас дождями… Вот Новый год вступил в права, Но, где ты Зимушка, Зима? Укрой всю землю одеялом,.

Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Коллективная работа по рисованию ладошками «Осеннее дерево»Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Коллективная работа по рисованию ладошками «Осеннее дерево» " Осеннее дерево" - рисование во второй младшей группе. Задачи- Расширять преставления детей об изменениях в живой природе, осенью (все.

Деревья из ладошек. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Рисуем и рассказываемДеревья из ладошек. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Рисуем и рассказываем Нередко дети затрудняются в высказывании своих мыслей. Эта проблема актуальна для многих дошкольников. Из множества приемов, для активизации.

Фотоотчет «Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные техники рисования»Фотоотчет «Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные техники рисования» В нашем детском саду был проведен мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования» для педагогов. Целью мастер-класса было расширение знаний.

Фотоотчет «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»Фотоотчет «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Кляксография Здесь.

Консультация для педагогов и родителей «Такие любимые нетрадиционные техники рисования»Консультация для педагогов и родителей «Такие любимые нетрадиционные техники рисования» В последние годы наметилась тенденция к проникновению друг в друга разных видов изодеятельности. Педагоги проводят рисование с элементами.

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные техники рисования»Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные техники рисования» Цель: расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средства развития интереса дошкольников к.

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные техники рисования. Использование камней в изобразительной деятельности детей»Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные техники рисования. Использование камней в изобразительной деятельности детей» Воспитатель МБДОУ д/с №4 Дорофеева Надежда Александровна Цель: расширять знания педагогов о нетрадиционных методах рисования. Задачи:.

Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ «Нетрадиционные техники рисования»Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ «Нетрадиционные техники рисования» Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодняшний мастер – класс я хочу провести с вами, по теме: «Нетрадиционные техники рисования».  Актуальность.

Нетрадиционные техники аппликации как способ развития мелкой моторики дошкольников Нетрадиционные техники аппликации как способ развития мелкой моторики дошкольников В век развитых технологий – роботов, компьютеров, айфонов,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов в детском саду «Нетрадиционные техники рисования как способ приобщения дошкольников к искусству»
Опубликовано: 22 января 2023 в 10:34
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД