МААМ-картинки

Мастер-класс для психологов и социальных педагогов образовательных учреждений «Профориентация подростков»

Пашкевич Светлана (Каптюхина)
Мастер-класс для психологов и социальных педагогов образовательных учреждений «Профориентация подростков»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс для психологов и социальных педагогов образовательных учреждений

«Профориентация»

В 2014 году я участвовала в проведении окружного (Южный округ) открытого мастер-класса по теме : "Профессиональный диалог : современные тенденции педагогического и психолого-социального сопровождения профориентации". В течение уже многих лет этот мастер-класс остается актуальным и по сей день. Поэтому я и решила опубликовать свой труд, чтобы показать, как можно работать с подростками в этом направлении.

Публикация «Мастер-класс для психологов и социальных педагогов образовательных учреждений „Профориентация подростков“» размещена в разделах

Проведение.

Наша школа сотрудничает с МПГУ, МГИУ, полиграфический колледж № 56, Финансовая академия при Правительстве РФ, МГУ, Европейский институт международного образования г. Берлин.

Основные формы работы:

Самодиагностика учащихся, консультации учащимся и их родителям, групповые тренинговые занятия, а так же экскурсии, классные часы, родительские собрания, встречи с представителями вузов.

Я являюсь психологом гимназии, курирую 18 классов с 5-е по 11-е классы. Одной из множества задач моей профессиональной деятельности является – сопровождение учащихся в рамках профориентации. Сопровождение заключается в Помощи учащимся в самопознании (изучении особенностей их познавательной деятельности и личностных особенностей).

На этапе первичной профориентации в гимназии проводятся различные классные тематические часы (5-6 классы, размещение актуальной информации (стенды, профориентационно значимые элементы школьных конкурсов и праздников и т. д.

Я как психолог провожу групповые тренинговые занятия «Уроки самопознания» с уч-ся 7 и 8-х классов в малых группах.

В 9-11 классах проводятся индивидуальные профориентационные консультации по запросам учащихся и родителей.

Я подробно расскажу вам именно, как проводятся тренинги.

Программа «Уроки самопознания».

Программу подготовили: педагоги-психологи Каптюхина С. Ю., Павлова И. А., Ткачева Л. Н.

Цель программы: дать ученикам представление о себе: о своих индивидуальных особенностях, возможностях и способностях.

Задачи:

• Способствовать формированию активного самосознания и навыков волевой саморегуляции;

• Способствовать личностному росту, нравственному самосовершенствованию;

• Создать условия для раскрытия творческого потенциала;

• Совершенствовать коммуникативные навыки.

Методы: лекционный метод передачи знаний, психодиагностические методы исследования личности, тренинги, дискуссии, работа в группах, работа в парах, мозговой штурм.

Время: 5 занятий по 45 мин.

Форма контроля: В качестве промежуточного контроля используются устные отчеты участников (рефлексия/шеринг) : обсуждается, что нового узнал ученик на занятии, основные выводы, которые он сделал и т. п.

В завершение курса на последнем занятии проводится

методика-опросник Дж. Голланда на определение типа личности.

Согласно типологии личности американского психолога Дж. Холланда, различают шесть психологических типов людей : реалистичный, интеллектуальный, социальный, конвенциальный (стандартный, предприимчивый, артистический. Каждый тип характеризуется определенными особенностями темперамента, характера и т. д. В связи с этим каждому психологическому типу личности соответствуют профессии, в которых человек может достичь наибольших успехов.

Занятие №1.

Тема: «Темперамент».

Цели:

- знакомство с понятием темперамента, его основными типами и проявлениями в повседневной жизни;

- диагностика типов темперамента с помощью «Личностного опросника Г. Айзенка»;

- закрепление понятия темперамент.

Бланки к опроснику Г. Айзенка:

И-Э ШЛ С-Ч

1 18 24

2 19 25

3 20 26

4 21 27

5 22 28

6 23 29

7 30

8 31

9 32

10 33

11 34

12 35

13 36

14 37

15 38

16 39

17 40

На закрепление материала дается Упражнение «Угадай темперамент».

Цель: вспомнить и усвоить некоторые психологические особенности основных типов темперамента. Дается список черт и особенностей типов темперамента:

1. Замкнут, трудно сближается людьми.

2. Говорит живо, быстро, многословен, общителен.

3. Излишне громкий голос.

4. Спокойная, несколько замедленная речь, скуп на слова.

5. Тихая неуверенная речь.

6. Склонен перебивать, захватывать инициативу в разговоре.

7. Речь имеет яркую эмоциональную окраску.

8. Движения экономны.

9. Осторожные робкие движения.

10. Движения резкие.

11. Много лишних движений.

12. Берется за дело быстро, энергично.

13. Быстро легко переключает внимание.

14. Внимание устойчиво, переключается медленно.

15. Интересуется многим, но не долго.

16. В работу включается не спеша, но обстоятельно.

17. Редко проявляет инициативу.

18. Болезненно и долго переживает неудачи.

19. Живой взгляд.

20. Сдержанная неуверенная мимика.

А так же игровое групповое упражнение.

Необходимо разделить ребят на 3 группы. Каждой группе раздается список героев или явлений. Необходимо вспомнить и назвать любое литературное произведение, в котором основных героев или действующих лиц можно отнести к тому или иному темпераменту.

Например:

“Золотой ключик”. Пьеро — меланхолик, Артемон — флегматик, Арлекино — сангвиник, Буратино — холерик.

“Три мушкетера”. д’ Артоньян — сангвиник, Атос — флегматик, Аромис — меланхолик, Партос — холерик.

Зима — холерика, лето — флегматика, осень — меланхолик, весна — сангвиник.

В завершении первого занятия идет обсуждение, какие типы темперамента добиваются бОльших успехов в тех или иных профессиональных областях. Дается список рекомендуемых профессий для каждого типа темперамента.

Шеринг.

Занятие №2

Тема: «Эмоции».

Цели:

- знакомство с понятиями «эмоция», «агрессия» и с видами эмоций и агрессии; формы работы – мини-лекция, мозговой штурм.

- определение учениками собственного уровня и вида агрессивности при помощи «Теста эмоций» (авторская модификация теста Басса-Дарки).

БЛАНК

Физическая (Ф) 1 8 15 22 29

Косвенная (К) 2 9 16 23 30

Раздражительность (Р) 3 10 17 24 31

Негативизм (Н) 4 11 18 25 32

Обидчивость (О) 5 12 19 26 33

Подозрительность (П) 6 13 20 27 34

Вербальная агрессия (В) 7 14 21 28 35

Дается интерпретация по всем видам агрессивности.

В завершении занятия – мозговой штурм на тему:

Как эмоции человека, в частности агрессивность влияет на выбор профессии?

Шеринг.

Занятие №3

Тема: «Самооценка».

Цель:

• Развитие представлений о самооценке и её видах – лекционная часть;

• Формирование представления учащихся о себе, помощь в корректировке собственной самооценки;

• Определение самооценки с помощью методик;

• Формирование умения правильно оценивать себя и других.

Методики:

1. Проективная методика. Учащимся предлагается изобразить в ряд 8 кружков, а затем быстро вписать в один кружок букву «Я». Психолог объясняет, что чем ближе к левому краю стоит буква, тем ниже самооценка ученика. Затем объясняет, что это тест-игра и не стоит его результаты принимать очень серьезно.

2. Опросник на определение уровня самооценки (источник - интернет) :

– заниженной,

- адекватной,

- завышенной.

Мозговой штурм на темы:

- Как ведут себя люди с заниженной// завышенной самооценкой?

- Что нужно сделать, чтобы завышенная или заниженная самооценка стала адекватной?

- Как самооценка влияет на выбор профессии.

Шеринг.

Занятие №4

Тема: «Индивидуальный стиль деятельности».

Цель:

- Определение понятия индивидуальный стиль деятельности – лекционный материал;

- Выявление преобладающего объема памяти учеников с помощью методики «Исследование преобладающего типа запоминания» при разных типах предъявления словесного материала;

- Выявление преобладающего типа мышления с помощью методики «Тип мышления».

Цель: определить тип мышления в соответствии с интересами и склонностями обучающихся для выбора соответствующего профиля обучения.

Мозговой штурм на тему:

Как индивидуальный стиль деятельности влияет на выбор профессии.

Проведение методики Дж. Голланда.

Выдача подробных рекомендаций с подробным описанием : предпочитаемые виды деятельности, личностные качества и ценности, типичные хобби, возможные места работы и собственно примеры профессий.

Шеринг.

Список литературы:

1. Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии : программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд. – М. : Генезис, 2008. – 208с., ил.

2. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2007. – 672с.

3. Интернет-источники.

Публикации по теме:

КВН «Речевое развитие дошкольника» для педагогов дошкольных образовательных учреждений Цель: уточнить знания и умения педагогов по проблеме речевого развития детей. Задачи: 1. Активизировать знания педагогов о методах, приемах.

Мастер-класс для педагогов дошкольных учреждений «Подарок для ветеранов»Мастер-класс для педагогов дошкольных учреждений «Подарок для ветеранов» «Корзиночка с цветами из пластикового стаканчиков». Цель: Обмен профессиональным опытом с педагогами и использование технологии изготовления.

Мастер-класс для педагогов и психологов «Самоопределение учащихся» В рамках межрайонного фестиваля «Наши общие возможности – наши общие результаты» я решила провести мастер-класс «Самоопределение учащихся».

Мастер-класс для педагогов и психологов «Стратегии эффективной коммуникации в конфликтах»Мастер-класс для педагогов и психологов «Стратегии эффективной коммуникации в конфликтах» 8 февраля в нашей школе был проведен семинар «Роль психолого-педагогического сопровождения в развитии коммуникативной сферы обучающихся.

Мастер-класс для педагогов-психологов «Разноцветные песчинки» МАДОУ Детский сад №1 г. Лысково Мастер-класс для педагогов – психологов по нетрадиционным приемам работы с песком «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПЕСЧИНКИ».

Мастер-класс «Изготовление открытки «Букет для мамы» для педагогов дошкольных учрежденийМастер-класс «Изготовление открытки «Букет для мамы» для педагогов дошкольных учреждений Скоро наступит март. Все готовятся к празднику, учат стихотворения,танцы,роли, готовят разные подарки. Мы с ребятами нашей группы решили.

Мастер класс для педагогов дошкольных учреждений «Искусство бумагокручения — квиллинг»Мастер класс для педагогов дошкольных учреждений «Искусство бумагокручения — квиллинг» Мастер класс для педагогов дошкольных учреждений. "Искусство бумагокручения - Квиллинг». Цель: расширение представления об искусстве квиллинга.

Мастер-класс для педагогов и психологов «Использование элементов арт-терапии в работе ДОУ» (Слайд 1) Мастер-класс "Использование элементов арт-терапии в работе ДОУ" Брень В. А., педагог-психолог МБДОУ Уктурского сельского поселения.

Семинар-практикум для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Создание музыкальных инструментов из бросового материала для экспериментирования и музицирования в самостоятельной музыкальной деятельности.».

Семинар-практикум для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Здоровый педагог — здоровые дети» СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для педагогов дошкольных образовательных учреждений «педагог-здоровые дети» («Сам себе психолог») Здравствуйте, уважаемые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для психологов и социальных педагогов образовательных учреждений «Профориентация подростков»
Опубликовано: 2 марта 2018 в 14:20
+37Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для психологов и социальных педагогов образовательных учреждений «Профориентация подростков»» (включая файлы) размещена пользователем Пашкевич Светлана (Каптюхина) (УИ 1270790) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД