Лучший педагог года

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика весело и интересно»

Кравцова Наталья Владимировна
Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика весело и интересно»

Мастер-класс для родителей и педагогов на тему : «Артикуляционная гимнастика весело и интересно».

Подготовила: учитель-логопед

МКДОУ д/с № 499 г. Новосибирска

Кравцова Наталья Владимировна

Публикация «Мастер-класс для родителей „Артикуляционная гимнастика весело и интересно“» размещена в разделах

Цель: Повышать эффективность коррекционной работы с помощью активного привлечения родителей и педагогов к процессу преодоления речевых нарушений у детей, по средствам правильного выполнения артикуляционной гимнастики. Задачи: - повышать уровень педагогической компетенции родителей в вопросах речевого развития детей, познакомить с понятием «артикуляционная гимнастика»; - познакомить родителей и педагогов с комплексами артикуляционных гимнастик для исправления нарушений различных групп звуков; - научить выполнять специальные упражнения в игровой форме для развития артикуляционного аппарата; - способствовать формированию у родителей чувства сопричастности, ответственности за результативность коррекционной работы. Оборудование: индивидуальные зеркала по количеству участников; бумажные салфетки; дидактические игры для развития дыхания: «Футбол», «Сдуй снежинку», «Подними шар», «Дракончики»; картотеки комплексов артикуляционной гимнастики для постановки разных групп звуков; презентация с картинками-иллюстрациями к артикуляционным упражнениям; памятки для родителей. Участники мастер – класса : родители детей с ОВЗ, педагоги комбинированных групп учреждения. Ход мастер-класса : Все участники мастер- класса усаживаются за столы, расположенные полукругом, учитель – логопед сидит в центре. Здравствуйте, уважаемые родители и педагоги!

Как много надо потрудиться,

Чтобы р-р-рычать красиво научиться,

Чтоб, как змея, ш-ш-шипеть притворно,

Как жук, ж-ж-ужать задорно.

С протяжным л-л-л летать, как самолет,

Как злой комар, з-з-звеня отправиться в полет.

Страну Волшебных Звуков посетим,

С игрой не расставаясь по дороге.

И не грустите, мамы! Мы заговорим!

Исчезнут все сомнения Ваши и тревоги!

Произношение звуков - сложный двигательный навык, которым должен овладеть каждый ребенок. Мы собрались сегодня здесь для того, чтобы помочь нашим детям разговаривать понятно и разборчиво, именно для этого нужно научить их правильно выполнять артикуляционную гимнастику. Я рада приветствовать вас на мастер-классе, тема которого «Артикуляционная гимнастика весело и интересно»! Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит учителю - логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно, для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения специальная артикуляционная гимнастика с педагогами в группе и с родителями дома.

Очень важной в коррекции речевых нарушений является артикуляционная гимнастика. Что же это такое?

Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной.

Таким образом, говоря о специальной (артикуляционной) логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Целью артикуляционной гимнастики является - выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Систематическое выполнение артикуляционной гимнастики поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение ребёнку. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. Кроме этого, целью артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп, в процессе выполнения движений. Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука. Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков. Кроме основного комплекса артикуляционной гимнастики, разработаны 4 комплекса артикуляционной гимнастики для постановки разных групп звуков:

• свистящих звуков [С], [С’], [З], [З’], [Ц]

• шипящих звуков [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]

• для звуков [Р], [Р’]

• для звуков [Л], [Л’]

Показ картотеки комплексов артикуляционной гимнастики.

Начинать занятия артикуляционной гимнастикой лучше с нескольких упражнений дыхательной гимнастики (1 – 2 упражнения). Ведь правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков слов, т. е. коротких и длинных.

В тренировке дыхания важно соблюдать некоторые правила:

• Вдох носом, выдох ртом;

• При дутье щёки не надуваются;

• Выдыхаемая струя плавная, непрерывная.

Приглашаю желающих для выполнения дыхательной гимнастики.

«Фокус» – кладем немного ваты на кончик носа. Складываем язычок желобком, поднимаем его к верхней губе и сдуваем ватку на выдохе.

«Футбол» - из кусочка ваты скатайте шарик. Это мяч. Ворота - два кубика или карандаша. Ребенок дует, не надувая щеки, на «мяч», пытаясь «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками.

Выполнение дыхательной гимнастики с родителями и педагогами, показ дидактических пособий и оборудования для развития речевого дыхания.

На начальных этапах артикуляционная гимнастика проводится перед зеркалом под руководством взрослого, который рассказывает и показывает выполнение упражнения. Ребёнок выполняет упражнение, а взрослый контролирует его действия, следя за точностью движений, плавностью, темпом выполнения и переходом от одного движения к другому.

Упражнения выполняются перед зеркалом, медленно, т. к. ребёнку необходим зрительный контроль. После того, как движения будут уяснены, зеркало можно убрать. При этом, полезно задавать ребенку вопросы: Что делают зубки? Что делает язычок? Где он находится?

Затем темп упражнений можно увеличивать и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

В дальнейшем, когда ребёнок усвоит элементы гимнастики, применяются различные игровые приё мы: показ картинок, предметных символов, графических символов, использование стихотворных текстов, считалки, театр пальчиков и язычка, рисунки – подсказки, картины-образы, адаптируемые истории и сказки, «сказки о весёлом Язычке».

Исходя из того, что мышление дошкольников носит наглядно-образный характер, большинство артикуляционных упражнений связано с определенными игровыми образами. Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме и основаны на непроизвольных движениях, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи.

Как мы знаем, основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Именно поэтому, важно помнить, что основная деятельность детей – игровая! Все занятия должны строиться по правилам игры.

Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или придумать сказку про веселый Язычок. Ребенка сложно уговорить заниматься, но не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится! Сейчас, я предлагаю взять зеркало и рассмотреть основные органы артикуляции : язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя, твердое и мягкое небо, альвеолы, причем язык, губы, мягкое небо и нижняя челюсть являются подвижными, а остальные неподвижные).

Родители и педагоги смотрят в зеркало и рассматривают свои органы артикуляции.

И вот, наконец, мы подошли к самому главному: предлагаю вашему вниманию мастер-класс по обучению артикуляционным упражнениям с применением мультимедийной презентации, где мы свами научимся выполнять упражнения из основного комплекса.

1.«Окошко» : открыть рот, губы округлить.

Рот приоткрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят.

2. «Чистка зубов» : рот закрыт, круговым движением языка обвести между губами и зубами.

Чищу зубы, чищу зубы

И снаружи, и внутри.

Не болели, не темнели,

Не желтели, чтоб они.

3.«Дудочка» : вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.

Мои губы – трубочка

Превратились в дудочку.

4. «Заборчик» : губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем

5. «Пароход гудит» : слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы» : «ы-ы-ы».

Вывожу язык вперёд,

Закушу его – и вот:

«Ы» — так гудит пароход.

6. «Футбол» : губы сомкнуты, упираться кончиком языка поочерёдно в одну и другую щёки.

Я у мамы футболист, бью мячом я метко.

Эй, в воротах, берегись, мячик - не конфетка!

7. «Лопаточка» : рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Язык лопаткой положи

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять и под счё т его держать:

Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать.

8. «Качели» : рот открыт, напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

На качелях я качаюсь:

Вверх, вниз, вверх, вниз.

Я до крыши поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

Потренировавшись в выполнении упражнений артикуляционной гимнастики, я хочу вам дать рекомендации для проведения её дома:

Перед началом выполняем несколько упражнений дыхательной гимнастики.

1. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определённую последовательность – от простых упражнений к сложным, упражнения выполняются в медленном темпе.

2. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, в игровой форме.

Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.

4. Предварительно ребенок должен увидеть правильный образец упражнений – покажите ему, как правильно выполняется упражнение.

5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений, для этого необходимо находиться перед настенным зеркалом.

6. Некоторые упражнения выполняются под счёт, который ведёт взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребёнка вырабатывалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка.

В заключение хочется подвести итог нашей встречи и отметить, что артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

И помните, уважаемые взрослые: НАБЕРИТЕСЬ ТЕРПЕНИЯ! Выполнение артикуляционных упражнений - трудная для ребёнка работа. Не укоряйте ребёнка, а хвалите. Поощрение придаст малышу уверенность в себе и в своих силах, поможет быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овладеть правильным звукопроизношением.

Уважаемые родители и педагоги, хочу поблагодарить вас за внимание и работу! Спасибо, что нашли время и пришли сегодня к нам! Надеюсь, что вы получили полезную информацию, которую будете применять в коррекционной работе с детьми! Предлагаю взять себе памятку по выполнению артикуляционной гимнастики.

Список используемой литературы:

1. Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1989 г.

2. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика : Веселые стихи, развивающие игры, рисунки и пояснения для родителей : Для детей 4-6 лет: Пособие по логопедии для детей и родителей.

Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Издательство: Литера Год: 2004

3. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие Е. Краузе Издательство: Корона-Принт, Год:2007

4. Веселая артикуляционная гимнастика Нищева Н. В. Издательство: Детство-пресс Год: 2009

5. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Издательство: Гном и Д Год: 2005

6. Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика Серия : Для самых-самых маленьких Издательство: Карапуз Год: 2005

7. Т. А. Куликовская Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках Издательство : ГНОМ и Д Год:2007

8. Бабина Е. С. «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе». Логопед 2005 N 5

9. Интернет-ресурсы

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Артикуляционная гимнастика: зачем необходима и как выполнять АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Артикуляционная гимнастика-это система упражнений для органов речи, является зарядкой для артикуляционных мышц.

Артикуляционная гимнастика для детей 5–6 лет в детском садуАртикуляционная гимнастика для детей 5–6 лет в детском саду Артикуляционная гимнастика является эффективным средством изучения, уточнения и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов.

Артикуляционная гимнастика в картинкахАртикуляционная гимнастика в картинках Умение правильно, красиво, грамотно говорить имеет большое значение для полноценного развития личности. Успешным человека делает его.

Артикуляционная гимнастика: важно. нужно, интересно!Артикуляционная гимнастика: важно. нужно, интересно! Проработав почти 15 лет учителем-логопедом в детском саду, я заметила, что в последние годы во всех возрастных группах детского сада неукоснительно.

Артикуляционная гимнастика «Зарядка для язычка»Артикуляционная гимнастика «Зарядка для язычка» АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА «ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА» Артикуляционнаягимнастика - это специалные упражнения,для развития подвижности и ловкости.

Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика»Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика» Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика». Цель: тренировка и укрепление органов артикуляционного аппарата: губ, щек, языка.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика для дошкольников» Грамотная, чистая и ритмичная речь ребенка достигается совместными усилиями педагогов и родителей. Такая речь характеризуется правильным.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — важнейшее условие правильной речи»Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — важнейшее условие правильной речи» Цель: познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой, необходимостью ее выполнения у детей с недостатками произношения звуков. Приходится.

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика. Играем со Смешариками»Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика. Играем со Смешариками» В ноябре 2016 года родителям воспитанников старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи был показан.

Здоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастикаЗдоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастика Здоровьесберегающие технологии – система мер, направленная не только на сохранение и стимуляцию здоровья, но и на активное формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика весело и интересно»
Опубликовано: 12 апреля 2020 в 17:52
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД