Мастер-класс для родителей детей с ОНР «Играя, учим говорить красиво»

Ольга Белухина
Мастер-класс для родителей детей с ОНР «Играя, учим говорить красиво»

Цель: научить родителей играть в игры на обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя, развитие интонационной выразительности речи.

Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим с вами о речи,т. е. способности говорить, умении вести беседу. Как вы понимаете фразу «говорить красиво»? (выслушиваются ответы родителей)

Итак, «говорить красиво»-это значит:

• четко произносить звуки, правильно ставить ударения;

• использовать в речи точные названия предметов, их частей, образные выражения (эпитеты, сравнения);

• оформлять предложения грамматически правильно;

• добиваться эмоциональной выразительности речи.

(Родителям предлагается прослушать отрывок из сказки, записанный на диктофон, и проанализировать, хорошо ли она рассказана. Примерные отзывы: речь неэмоциональна, монотонна, допущены аграмматизмы, присутствовала неправильная постановка ударения, отсутствовали прилагательные.)

Чтобы научить детей говорить красиво, нужно приложить старание. Основной формой обучения детей в дошкольном возрасте служит игра.

Для появления у ребенка отсутствующих звуков очень важно проводить артикуляционную гимнастику. Для автоматизации поставленных звуков необходимо целенаправленно научить слышать и различать звуки, т. е. развивать фонематический слух. Помогут в этом игры, приведенные ниже.

«Я знаю три слова со звуком [C](или [K], [Р])»

Цель: развивать фонематический слух, умение определять наличие того или иного звука в слове.

Описание: участники мастер-класса придумывают слова на заданный звук.

«Я знаю три слова на звук ….: собака, сом, сад. Я знаю три слова на звук….:рак, рука, роза.

«Цепочка слов»

Цель: развивать фонематический слух, умение слышать первый и последний звук в слове.

Описание: логопед говорит слово, выделяя в нем последний звук, который в следующем слове становится первым. ЛУК-КРОТ-ТАНК-КОБРА….

«Волшебная шкатулка»

Цель: учить четко и внятно проговаривать слова, называть все звуки по порядку, определять количество.

Описание: участники мастер- класса по очереди достают предмет из шкатулки, называют слово, звуки по порядку, количество звуков. Например: в слове «кот» три звука-к. о. т; в слове «лиса» четыре звука-ль. и. с. а

Часто дети переставляют и заменяют звуки в словах. Например: вместо КОРИДОР говорят КОЛИДОР, вместо КОТЛЕТА-КОКЛЕТА, вместо ОБУВЬ-ОБУТКИ. Взрослые обязательно должны тактично поправить ребенка.

«Выбери слово, где правильно поставлено ударение»

Наша речь бывает некрасивой из-за неправильно поставленного ударения в словах. Вспомним некоторые слова, где взрослые и дети часто ошибаются в постановке ударения.

Описание: нескольким родителям предлагается взять по две карточки с написанными

ЗвОнит-звонИт

квАртал-квартАл

красивЕе- красИвее

килОметр-киломЕтр

тортЫ-тОрты

сантИметр-сантимЕтр

шприцЫ-шпрИцы

катАлог-каталОг

нет шарфА-нет шАрфа

мОзги-мозгИ

Украшают нашу речь точно подобранные слова, образные выражения, слова-сравнения, эпитеты. Предлагаю поупражняться в использовании таких слов. Вашему ребенку дали задание- придумать рассказ о враче. Как можно по-другому назвать врача, чтобы в рассказе это слово не повторялось? (Доктор, терапевт, педиатр, лекарь, знахарь).

«Назови по-другому»

Цель: учить подбирать слова-синонимы.

Шофер-водитель; швея- портниха, модистка; красивый- замечательный, чудесный, привлекательный; добрый- заботливый, милосердный, чуткий…

Если при сравнении двух или нескольких предметов нужно использовать слова-антонимы, дети, а бывает и взрослые, добавляют частицу НЕ к слову и вот что получается: «Красное полотенце мокрое, а синее не мокрое» (сухое) или «Эта река глубокая, а эта не глубокая» (мелкая).

«Скажи наоборот»

Цель: учить использовать в речи слова-антонимы.

Мы сейчас откроем рот,

Чтоб сказать наоборот.

Описание: логопед поочередно бросает мяч родителям и произносит слово; возвращая мяч, родители называют другое- с противоположным значением: высокий-низкий; добро-зло; широкий-узкий; горе-радость; мягкий- твердый; длинный- короткий; продавать- покупать; прямой- кривой.

«Придумай сравнение»

Послушайте два предложения и скажите, какое более красивое: «Белка смотрит на нас черными глазами» ; «Белка смотрит на нас черными, как спелая смородина, глазами».

(выслушиваются ответы)

Второе предложение красивее, потому что его украшает сравнение. Выполните, пожалуйста, задания.

• С чем можно сравнить выпавший снег на картине «Зима»(с белым одеялом, покрывалом, периной)

• С чем можно сравнить падающие листочки на картине «Листопад»(с парашютиками)

Бывают сравнения, ставшие фразеологическими оборотами. Например, трусливый как заяц; ползет как черепаха. Несомненно, они вносят в нашу речь изюминку, делают е образной, неповторимой. Сравните: умелые руки- золотые руки; смелое сердце- львиное сердце. Давайте вспомним некоторые из этих оборотов.

«Вставьте нужное слово, объясните значение фразеологизма»

• Не в бровь, а в глаз. (точно)

• Делать из мухи слона. (преувеличивать)

• Зарубить себе на носу. (запомнить)

• Зимой не выпросишь снега. (жадный)

«Исправь ошибку»

• Его и маслом (хлебом) не корми, только книгу дай.

• Она за словом в портфель (карман) не лезет.

• У всех ребят медвежий (волчий) аппетит.

Поправляйте детей, если они неправильно согласовываютсуществительные с прилагательными и числительными или допускают другие аграмматизмы. Давайте поиграем. Я буду говорить словосочетание то правильно, то с ошибкой. Когда услышите ошибку, хлопните в ладоши.

«Будьте внимательны»

• лучистОЕ солнышко

краснАЯ платье (красное)

• пять ведров (ведер)

• пять медвежат

• мокрый полотенце (мокрое)

Для формирования интонационной выразительности речи прослушайте чистоговорку, записанную на аудиоплеер: «На суку сидит сова, видно, строгая она» и выполните задание-рассказатьчистоговорку:

• медленно- быстро;

• громко- тихо;

• вопросительно- утвердительно;

• грустно- радостно.

При разучивании стихов предварительно проанализируйте, какие строчки малыш будет читать громко, какие быстро, вопросительно, испуганно, радостно.

Итак, надеемся, что мастер- класс помог вам в обучении детей умению красиво говорить, что те игры и упражнения, в которые мы поиграли, будете использовать с детьми дома, чтобы благоприятно воздействовать на их речевое развитие.

Список использованной и рекомендуемой литературы:

1. Бородич А. М. Методика развития речи детей. М., 1974.

2. Герасимова А. Малыш учится говорить. От «агу» до монолога. М., 2007.

3. Козырева Л. М. Слова друзья и слова- неприятели. Ярославль, 2006.

4. Поль Л. Сопер. Основы искусства речи. Ростов н/Д., 1999.

5. Шанский Н. М., Зимин В. И., Филиппов А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. М., 2006.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Учим стихи, играя» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение второй категории «Детский сад общеразвивающего вида №3 «Сказка» городского округа ЗАТО.

Консультация для родителей «Учим детей любить природу» Как приобщить детей к природе? Как научить их бережно относиться к животному и растительному миру? Городской образ жизни не позволяет многим.

Консультация для родителей «Красиво говорить — в школе успешным быть!» Красиво говорить - в школе успешным быть!Уже через год ваш малыш станет первоклассником. Задайте себе наивный вопрос: "Умеет ли он говорить?".

Мастер-класс для родителей «Нетрадиционное рисование в технике «штампинг» на тему «Красивый букет»Мастер-класс для родителей «Нетрадиционное рисование в технике «штампинг» на тему «Красивый букет» На днях с родителями в детском саду мы провели мастер-класс по нетрадиционному рисованию. Приём,который мы решили использовать-это печать.

Мастер-класс с родителями подготовительной группы «Играя, развиваем речь детей» Воспитатель: Чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, в условиях семьи существует множество различных игр, упражнений,.

Нарядная елочка за 3 минуты! Быстро и красиво! Мастер-классНарядная елочка за 3 минуты! Быстро и красиво! Мастер-класс Ёлочка,елка-лесной аромат Очень ей нужен Красивый наряд. Предлагаю свой вариант нарядной елочки из цветной бумаги. Очень быстро и легко.

Отчет по самообразованию воспитателя логопедической группы «Учим детей говорить правильно» Отчет воспитателя логопедической группы Трофименко Татьяны Николаевны о самообразовании на тему: «Учим детей говорить правильно» За период.

Консультация для воспитателей «Учимся говорить, играя» Любой из нас пришёл на свет на этот Творить добро, надеяться, любить, Смеяться, плакать, но при всём при этом Должны мы научиться ГОВОРИТЬ. (Слайд.

Речевой материал к консультации «Учимся говорить играя» Часть II В русском языке есть очень много слов, которые употребляются не в прямом, а в переносном смысле. Понимание этого нужно обязательно.

Конспект комплексного занятия «Играя, учим и запоминаем» Тема: «Играя, учим и запоминаем» Цель: формирование интереса к чтению книг. Задачи: -формирование целостной картины мира, в том числе первичных.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Мебель, интерьер
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Мастер-класс для родителей детей с ОНР «Играя, учим говорить красиво»
Опубликовано: 24 января 2016 в 21:23
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Тема: «Мастерская игрушек»
«Мастерская игрушек» Задачи занятия: — Закреплять у детей знания об игрушках: их значение, правила пользования. — Воспитывать бережное отношение к игрушкам,...
Фотоотчет «Яблоки с узорами из семечек дыни» поделки к Яблочному Спасу
Уважаемые коллеги! Каждый год к Яблочному Спасу мы с детками своими руками украшаем яблочки. Мне приятно посмотреть какие были яблочки в прошлом году....
Конспект НОД по лепке в младшей группе «Мышки очень любят сыр».
Образовательные задачи: -учить передавать в лепке сходство и характерные особенности мышки; -закрепить приемы лепки туловища ( скатывания большого шара,...
Двигательные навыки
Двигательные навыки - это определенные функциональные образования, своеобразные формы управления движениями. К закономерностям формирования двигательных...
Планирование в средней группе с 13.08–17.08.2018 г по теме: «Что такое хорошо и что...
Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо». Цель: Развивать коммуникативные навыки детей, учить играть дружно, делиться игрушками, вежливо обращаться друг к...