МААМ-картинки

Мастер-класс для родителей «Как управлять конфликтом»

Виктория Васильевна Кононенко
Мастер-класс для родителей «Как управлять конфликтом»

Цель: повышение уровня саморегуляции родителей.

Задачи:

• обучение родителей способам анализа и методам нахождения решения в конфликтных ситуациях;

• помощь родителям в корректировании своего поведения в сторону снижения его конфликтогенности;

• способствование формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению;

Публикация «Мастер-класс для родителей „Как управлять конфликтом“» размещена в разделах

• снятие психоэмоционального напряжения у родителей;

• способствование отреагированию родителями негативных эмоций;

• развитие умений и навыков командного взаимодействия.

Материалы и оборудование: ватман, карточки с обозначением разных эмоциональных состояний, бумага, ручки, музыкальный центр, релаксационная музыка, коврики по количеству родителей.

Ход мастер-класса:

1 этап - организационный

Упражнение «Приветствие»

Цель: запуск процессов самораскрытия, сплочение группы.

Описание упражнения. Каждый родитель должен поздороваться с каждым членом группы без слов, используя возможности мимики, жестов, пантомимы (движения тела). Если приветствия однообразны, следует вспомнить, например, приветствия героев из фильмов или национальные способы приветствия.

Обсуждение: родители описывают своё эмоциональное состояние.

Упражнение «Принятие правил работы в группе»

Психолог: «Для того чтобы наше общение было наиболее эффективным, предлагаю в процессе нашей работы придерживаться следующих правил:

«Здесь и теперь»;

Искренность и открытость;

Принцип Я;

Активность;

Конфиденциальность;

Уважение друг к другу;

Правило «Стоп»;

Безоценочное восприятие.

2 этап – мотивационный

Упражнение «Эмоции»

Цель: развитие навыков невербального поведения и распознавания эмоций.

Инструкция: «Сейчас я раздам вам карточки, на которых обозначены те или иные эмоциональные состояния. Затем вы прочитаете, что на них написано, но так, чтобы надпись не видели другие члены группы, и затем по очереди изобразите это состояние. Мы будем смотреть и постараемся понять, какое состояние изображено». В ходе упражнения психолог дает возможность родителям высказать свои мнения относительно изображенного состояния, затем называет его.

В ходе обсуждения нередко высказываются идеи о том, какие состояния распознаются с трудом, что может способствовать их пониманию. Каждый раз после того, как состояние вызвано (например, радость, можно спросить, прежде всего, у тех, кто дал правильный ответ, потом и у остальных родителей, на какие признаки они ориентировались, определяя состояние. Такое обсуждение дает возможность сформировать «банк» тех невербальных проявлений, на которые можно ориентироваться, определяя состояние человека. Кроме того, данное упражнение позволяет развивать выразительность поведения у тех родителей, которым психолог предлагает изобразить то или иное состояние.

3 этап - практический

Упражнение «Конфликт»

Цель: разрешение конфликтных ситуаций.

Описание упражнения. Психолог предлагает родителям на листе бумаги написать слово «конфликт» сверху вниз, по букве. Затем на каждую букву группа пишет слово-ассоциацию. Например: крик, осложнение, негодование, фронт, ложь, изнеможение, кризис, тирания.

Психолог обращает внимание групп на то, что все слова - негативные, то есть конфликт воспринимается только как плохая, безвыходная ситуация. А нужно искать выход, видеть хорошее, рассматривать конфликт и как возможность начать новое, выяснить причину неудач, способ договориться.

И психолог дает задание - расписать по буквам то же слово, но постараться найти позитив. Например: конструктив, освобождение, новое, фундамент, лавировка, искренность, красноречие, толчок.

В группах выполнять задание лучше, так как участники быстро придумывают ассоциации, а одному человеку трудно сориентироваться.

Обсуждение:

1. Какие чувства вы испытывали, выполняя первую часть упражнения и вторую?

2. В каком случае ассоциации возникали у вас быстрее?

3. Всегда ли вы воспринимаете конфликт негативно?

4. Часто ли вы сталкиваетесь с конфликтными ситуациями?

5. Как вы их преодолеваете?

Упражнение «Найди свой ритм»

Цель данного упражнения - найти собственный ритм дыхания, воспринимаемый как приятный, удобный, успокаивающий - тот ритм, который поможет погрузиться в состояние покоя.

Инструкция: «Дышите в естественном, произвольном ритме - «как само дышится». Запомнив этот ритм, постепенно начните дышать чаще. еще чаще. как можно быстрее. Постарайтесь выдержать такой предельно учащенный ритм дыхания, сколько возможно, хотя бы 30-40 секунд. Затем постепенно начните замедлять ритм дыхания. пока он не вернется к исходному. Дышите реже. еще реже. дышите как можно медленнее. Необходимо выдержать такой ритм дыхания не менее минуты. Освоив, прочувствовав два этих крайних полюса - максимально частое и максимально редкое дыхание, поэкспериментируйте, варьируя частоту дыхания в максимально возможных пределах. От одного полюса до другого, пока не нащупаете некоторый промежуточный ритм дыхания, максимально удобный, плавный, размеренный и неторопливый, являющийся для вас в данную минуту ритмом абсолютно спокойного дыхания, вашим ритмом покоя. Дышите в этом ритме, побудьте в нем, в этом состоянии покоя, освойтесь в нем, погрузитесь в него хотя бы на несколько минут. Завершите упражнение активизирующим выходом, одновременно учащая дыхание, вдыхая глубоко и долго, а выдыхая - резко, быстро. Упражнение необходимо регулярно повторять. Запомните ощущения, связанные с различными ритмами дыхания, сравнивайте, как меняется ритм успокаивающего дыхания в разные дни, «обживайте» ваше состояние покоя. Постепенно, по мере выработки навыка, вы научитесь находить свой ритм покоя достаточно быстро, всего за 30-40 секунд. И тогда в нужный момент сможете быстро успокоиться и расслабиться.

Упражнение «Телефон»

Цель: повышение уровня саморегуляции, самоконтроля.

Описание упражнения. Двоим родителям предлагается для разыгрывания ситуация «Обеденный перерыв». Психолог: «Некий человек разговаривает по телефону на какую-то личную тему. Вам надо позвонить точно в определенное время. Необходимо привлечь внимание человека, который говорит по телефону, и попросить разрешения позвонить. Но человек, который говорит по телефону, старается избежать контакта, насколько может, притворяясь, что не замечает коллегу, который тоже хочет поговорить».

Обсуждение.

- Какие трудности возникли во время выполнения упражнения?

- Какое эмоциональное состояние вы испытывали?

- Что ещё можно было бы сделать в данной ситуации, не превращая её в конфликт?

Упражнение «Дар убеждения»

Цель: развитие навыков уверенного поведения, навыков убеждения.

Описание упражнения. Вызываются два родителя. Каждому из них психолог дает спичечный коробок, в одном из которых лежит цветная бумажка. После того, как оба участника выяснили, у кого из них в коробке лежит бумажка – каждый начинает доказывать "публике" то, что именно у него в коробке лежит бумажка. Задача публики решить путем консенсуса, у кого же именно лежит в коробке бумажка.

Во время обсуждения важно проанализировать те случаи, когда «публика» ошибалась – какие вербальные и невербальные компоненты заставили ее поверить в ложь.

Упражнение «Убежище»

Цель: осознание собственного «Я», поиск ресурса.

Включается релаксационная музыка. Психолог: «Сядьте или лягте на коврик, пожалуйста, как вам удобно, закройте глаза, сделайте несколько медленных вдохов, расслабьтесь. Представьте себе, что у вас есть удобное надежное убежище, в котором вы можете укрыться, когда пожелаете. Вообразите себе хижину в горах или лесную долину, личный корабль, сад, таинственный замок. Мысленно опишите это безопасное удобное место. Когда ложитесь спать, представьте, что вы направляетесь туда. Вы можете там отдыхать, слушать музыку или разговаривать с другом. После того как вы проделаете это несколько раз, можете фантазировать подобным образом в течение дня. Закройте на несколько минут глаза и войдите в свое личное убежище.»

Обсуждение:

- Удалось ли вам увидеть всю картину и вызвать соответствующие телесные ощущения?

- Какие образы у вас возникали?

Упражнение «Весы»

Цель: позволяет задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также завершить его на положительной эмоциональной ноте.

Описание упражнения. Участники встают в кружок, и психолог предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку – то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат – «Да!» или «Спасибо!».

4 этап - рефлексивный

Метафора «Груз обид»

Психолог: «Ученик попросил учителя:

— Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.

Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет.

— Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, — сказал учитель, — то возьми картофель, напиши на нём имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.

— И это всё? — недоумённо спросил ученик.

— Нет, — ответил учитель. — Ты должен всегда этот пакет носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель.

Ученик согласился. Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился картофелинами и стал достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале, стал портиться. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах.

Ученик пришёл к учителю и сказал: — Это уже невозможно носить с собой. Во-первых, пакет слишком тяжёлый, а во-вторых, картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.

Но учитель ответил:

— То же самое происходит и у тебя в душе. Просто ты это сразу не замечаешь. Поступки превращаются в привычки, привычки — в характер, который рождает зловонные пороки. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот груз.»

Рефлексия:

Описание упражнения. Все родители делятся на мини-группы по 3-4 человека, каждая мини-группа должна за 5 минут придумать максимум прилагательных-определений, которые подходят к пройденному тренингу. Например, активный, информативный и т. д. После чего они зачитывают полученный список прилагательных.

Обсуждение: каждый родитель по кругу делится своими впечатлениями о мастер-классе.

Список использованной литературы:

1. Захарова Г. И. Теоретические и методологические основы психологического тренинга: учебное пособие / Г. И. Захарова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. – 36 с.

2. Пузиков В. Г. Технология ведения тренинга / В. Г. Пузиков. – СПб. : «Речь», 2005. – 224 с.

3. Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика / К. Фопель. – М. : Генезис, 2007. – 267 с.

4. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. Изд. 2-е, доп. – М. : Независимая фирма «Класс», 1999.

Публикации по теме:

Рекомендации родителям «Как управлять гневом и раздражительностью» Часто от мам можно услышать крик о помощи: «Ребенок совсем не слушается, доводит меня! Я злюсь и кричу!». Однако дети не способны что-то.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка управлять своим гневом?»Консультация для родителей «Как научить ребёнка управлять своим гневом?» Бывают такие ситуации, когда ребёнок кричит, стучит ногами, делает всё наперекор взрослым. В этом случае родители настолько возмущены.

Мастер-класс для родителей и детей «Сторисек как форма взаимодействия взрослого и ребенка» Цель: ознакомление родителей с новым видом совместной деятельности взрослых и детей Задачи: • представить педагогический опыт по использованию.

Мастер-класс для родителей «Как обучать детей звуковому анализу» Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня я собрала Вас для того, чтобы провести мастер-класс по подготовке детей к обучению грамоте. У.

Мастер-класс для родителей «Как заинтересовать детей и проводить логопедические занятия дома» Мастер класс для родителей "Как заинтересовать детей и проводить логопедические занятия дома" Цель: показать семьям детей важность участия.

Мастер–класс для родителей «Мнемотехника как способ быстрого и увлекательного при заучивания стихотворений с детьми» «Учите ребёнка каким-нибудь известным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Мастер-класс для родителей «Самомассаж языка как одно из средств укрепления мышц артикуляционного аппарата» (декабрь 2018) Цель: Распространение педагогического опыта по применению технологии игрового массажа в работе с детьми дошкольного возраста.

Мастер-класс «Как научить детей составлять синквейны» (для родителей) Слайд 2 (что такое синквейн) В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования "Речевое развитие" выделена.

Мастер-класс для родителей «Новогодняя игрушка. Елка как символ Нового года»Мастер-класс для родителей «Новогодняя игрушка. Елка как символ Нового года» Мастер-класс на тему: «Новогодняя игрушка. Елка как символ нового года!» Актуальность: Новый год –самый любимый, чудесный, семейный праздник.

Памятка для родителей «Как управлять конфликтом?» Процедура урегулирования конфликтов выглядит следующим образом: * воспринимать ситуацию такой, какая она на самом деле; * не делать поспешных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для родителей «Как управлять конфликтом»
Опубликовано: 13 января 2019 в 22:41
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД