Папки-передвижки

Мастер-класс для родителей «Играем — речь развиваем». Старший дошкольный возраст

Виктория Кудрявцева
Мастер-класс для родителей «Играем — речь развиваем». Старший дошкольный возраст

Цель:

1) Формировать у родителей представление о роли мелкой моторики в развитии речи детей.

2) Повысить родительскую компетентность в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Дать понятие родителям о важности работы по развитию мелкой моторики и речи детей.

2. Сформировать понятие о значимости и взаимосвязи мелкой моторики рук и речи дошкольника.

Публикация «Мастер-класс для родителей „Играем — речь развиваем“, Старший дошкольный возраст» размещена в разделах

3. Научить родителей психотехническим играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук и речи.

4. Вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

Подготовительная работа.

Памятки для родителей «Как развивать речь детей дома».

Пригласительные для родителей.

Использование презентации для родителей по теме.

Выставка детских работ с использованием нетрадиционных техник по развитию речи.

Фотопрезентация детских работ с использованием счетных палочек, сыпучих материалов (песок, крупа, фасоль, пуговиц и т. д.).

Секретная корзинка, свернутые трубочки папируса.

Подборка игр и наглядных пособий по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.

Домашнее задание: Подумать и найти комплименты для хорошего дня и хорошего настроения и их применение в общении.

Выставка игр, представленных родителями, в виде красочно оформленных книжек - малышек, буклетов, иллюстраций, фотографий или наглядных пособий.

Ход:

Звучит спокойная музыка. Родители рассматривают выставку игр, предложенных воспитателем и родителями (домашнее задание, представленных в виде красочно оформленных книжек - малышек, буклетов, иллюстраций, фотографий, фотоальбомов, наглядных пособий и т. д.

В: Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада встрече с вами. Спасибо, что вы выбрали время и пришли на наш мастер - класс. Сегодня я хочу представить вашему вниманию мастер - класс на тему развитие речи. Для начала я предлагаю всем встать в круг и поиграть в игру «Комплименты». Давайте возьмемся за руки, и скажем комплимент, рядом стоящему соседу, называя его по имени, например: «Здравствуйте, Мария, желаю вам доброго дня!».

- Здравствуйте, Татьяна, вы так приветливы и добры».

В: Как приятно, что мы знаем много приятных слов - комплиментов, и можем подарить их друг другу. В такую простую, но нужную игру, вы можете часто играть дома с семьей, а особенно со своим ребенком. Ведь такого рода игры учат вежливому общению, уважению, вниманию к окружающим людям. Такие слова - комплименты, ребенок может использовать в дни рождения, в дни семейных праздников, в гостях, да и просто, увидев красивое платье у девочки.

Пройдет совсем немного времени, и ваши дети пойдут в школу. Очень важно, чтобы будущие школьники умели рассуждать, доказывать, правильно строить предложения, иметь богатый словарный запас. Задумывались ли вы о том, как развита речь вашего ребенка? Как плавно и логично он выражает свои мысли. Беспокоит ли это вас сейчас?

В: Какой бы вы хотели слышать речь ребенка к моменту поступления в школу?

Р: Грамотной, понятной, осмысленной, выразительной, богатой.

В:Существует много игр и упражнений, которые формируют грамотное высказывание, логику, мышление. В такие игры можно играть по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте. Не жалейте на эти занятия времени, оно потом во много раз окупиться.

Давайте посмотрим вокруг себя, поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явления природы, ваши привычные дела, поступки, настроение, игрушки и даже мультфильмы. Например: вы увидели яблоко. Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребенка, причем любого возраста. Можно даже устроить соревнование.

1) Игра «Подбери словечко».

Яблоко какое? - сладкое, сочное, круглое, большое, маленькое, блестящее, сочное, желтое, душистое, тяжелое, вымытое и т. д.

Выигрывает тот, кто называет последнее слово. Игра пройдет интереснее и веселее, если в нее будут играть все ваши члены семьи, или друзья вашего ребенка. Когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть, сравнить между собой. В этом поможет игра!

2) Игра «Сравни два яблока» -

одно яблоко желтое, а другое красное. Одно сладкое, другое - кислое, у одного коричневые семечки, у другого - белые, одно большое, другое - маленькое и т. д. Можно сравнивать и разные фрукты (яблоко и апельсин, лимон, банан).

3) Игра «Приготовим сок».

Какой сок получится: из яблок - яблочный, из груш - грушевый, из слив - сливовый, из вишни - вишневый, из моркови - морковный, из лимона - лимоный, из апельсина - апельсиновый и т. д. Можно в эту игру играть наоборот : апельсиновый из чего? - из апельсина, вишневый из чего? - из вишни и т. д.

4) Игра «Чей хвост?»

Как называется хвост кошки? - кошачий, хвост собаки - собачий, хвост белки - беличий, хвост волка - волчий, хвост барсука - барсучий и т. д.

5) Игра «Чем закончилось».

Это даже не игра, а взаимодействие с ребенком. Например, смотрите мультфильм, и очень заинтересованы, чем этот мультфильм закончится, но вам нужно срочно отойти на кухню. Попросите своего ребенка досмотреть мультфильм до конца, а потом рассказать, чем он закончился. Ребенок досматривает и старается рассказать его грамотно, подробно. Вы его хвалите, благодарите. Малыш понимает, что он выполнил просьбу мамы и очень этим эмоционально доволен.

6) Игра «Вспомним сказку».

В: В каких сказках упоминаются яблоки? («Гуси – лебеди», «Белоснежка и семь гномов», «Молодильные яблоки», «Мешок яблок» и др.). Если ребенок вспомнил сказку и пересказал ее, то тут же за правильный ответ можно получить целое яблоко.

7) Игра «Скажи наоборот» (антонимы).

Эта игра полезна, она тренирует не только образное мышление, но и внимание. Кто знает, что такое антонимы? Это слова противоположного значения. Итак:

Темно - светло, медленно - быстро, уронил - поднял, холодный - горячий, мокрый - сухой, громкий - тихий, хвалить - ругать, холод - тепло, ночь - день, добрый - злой, кричать - молчать, скучно - весело, большой - маленький, плохо - хорошо, скучно - весело, друг - враг. редкий - частый и т. д.

8) «Слова - друзья» или слова синонимы.

В: Как можно сказать о печальном человеке? Печальный, а еще какой?

- грустный, не веселый, унылый, печальный и др.

В: Как можно по - другому сказать, это храбрый мальчик.

- смелый, бесстрашный, сильный, отважный …

Синонимы дети усваивают труднее, сложнее. Для усвоения необходимо как можно чаще использовать такие слова в нашей речи. Тем самым расширяя и пополняя словарный запас у детей.

9) Игра «Закончи слово».

В: Называем только первый слог, можно и два, в зависимости от сложности.

При…шел, сту…л, ум…ный, че…ловек, чело…век, шу…ба, кош…ка и др.

Скажите, вам нравится с мячиком играть? Вы его хорошо можете поймать? Скажите, какие бывают мячи? (гладкие, с шипами, ворсистые, шершавые). Какой у меня в руке мяч? (с шипами). Он такой колючий, и детям бывает сложно его поймать. Очень хорошо использовать такой мяч в играх с детьми. Развивается тактильное ощущения, моторику, внимание, ловкость.

10) Игра «Придумай слова с заданным звуком».

В: Вы задаете любой звук, и на этот звук придумываются слова.

Например: звук «З» - забор, «М» - молоко, «Ж» - жук, «А» - апельсин и др.

11) Игра «Шутки - минутки».

В: Читаем стихотворение, намерено изменяя буквы в словах. Ребенок находит ошибку в слове и исправляет ее. Например:

«Тили - тили - тили - бом, загорелся кошкин ТОМ (дом)».

«За окошком зимний сад, там листочки в БОЧКАХ (почках) спят».

«Мальчишки радостный народ, коньками звучно режет МЕД (лед)».

Хочу отметить, что с детьми эти игры проходят весело, шумно, забавно. Они в восторге, смеются и радуются.

А сейчас мы поговорим о развитии мелкой моторики. «Рука - это инструмент всех инструментов» (Аристотель).

Мелкая моторика - это совокупность дифференцированных и сложно скоординированных движений кистей и пальцев рук при выполнении действий, а также действий нервной, костной и мышечной системы, часто в сочетании со зрительной, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин «ловкость».

Способность ребенка правильно распределять мышление, усилие при работе кистей рук, большого пальца по отношению к остальным – важное условие для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности (прежде всего письма). Поэтому, развитию мелкой моторики уделяется особое внимание во время подготовки к школе.

К шести годам, а тем более к моменту поступления ребенка в школу, дети уже должны:

- свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования;

- изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием;

- уметь штриховать предметы ровными, прямыми линиями, не выходя за контуры;

- ориентироваться в тетради в клетку, в линию;

- передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей;

- уметь копировать фразы, простейшие рисунки.

Следствие слабого развития общей моторики и, в частности руки, является общей неготовностью большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. И если с речью не все в порядке, значит, наверняка есть проблемы с моторикой.

Существует очень много способов для развития мелкой моторики руки, в том числе огромное множество пальчиковых игр от простых до сложных. Мы остановимся на играх, которые должны выполнять дети старшего дошкольного возраста. Сегодня с вами мы вместе и попробуем их повторить.

• Упражнение «Коза» - вытянуть вперёд указательный

палец и мизинец, средний и безымянный пальцы

прижаты большим пальцем к ладони.

• Упражнение «Три богатыря» - поднять вверх

указательный, средний, безымянный пальцы,

соединить вместе; большой палец удерживает

мизинец на ладони.

• Упражнение «Заяц» - вытянуть вверх средний

и указательный пальцы, мизинец и безымянный

палец прижать большим пальцем к ладони.

• Упражнение «Вилка» - вытянуть вверх расставленные

указательный, средний и безымянный пальцы,

• большой палец удерживает мизинец на ладони.

Также использую в своей работе игры на развитие кинетической основы движения руки.

Упражнение на сжимание - разжимание кистей (легкое, сильное, более активное).

«У меня две руки, пальчики, ладошки

Крепко кулачки сжимать, поучусь немножко».

Упражнение на сжимание - разжимание кулачков;

Упражнение - поочередное загибание пальцев, сначала на левой, а потом и на правой руке; затем одновременное их

сгибание и разгибание.

Упражнение - обе ладони лежат на столе, одна из ладоней сжимается в кулак, а другая лежит неподвижно;

поочередное сжимание и разжимание пальцев в

кулак, при этом пальцы прижаты друг к другу.

Упражнение - обе ладони сжаты в кулачки, большие пальцы

подняты вверх; выполняются круговые

движения большими пальцами.

Упражнение - «Мы компот сварить решили, фрукты, ягоды намыли

Все в кастрюлю положили, а потом водой залили.

Сахару чуть-чуть добавим, и варить на печку поставим».

Упражнение - «Пианино мне купили, стану я на нем играть,

И на клавиши цветные, буду плав

Упражнения с элементами массажа –

пиление тыльной стороны руки.

«Левую руку к столу прижимаю, правой рукой я ее растираю,

Движется быстро и точно рука, как будто в пилу превратилась она».

Для развития мелкой моторики детей в подготовительной группе предлагается катание грецких орехов, мячей - ежей и шариков «Су - Джок». Эти предметы можно катать между ладоней, по столу, катать пальчиками. Очень интересны и многофункциональны занятия с пружиной, которая прилагается к шарику Су-Джок. Эти занятия оказывают хорошее массажное и стимулирующее действие на

кисти рук. Такими же свойствами обладают массажные упражнения с гранеными карандаш

Предлагаю вашему вниманию несколько заданий, которые развивают не только мелкую моторику, но и глазомер (родители работают с заданиями).

Задание «Дорожки» - взять в руку карандаш

и посмотреть на лежащий перед тобой лист

бумаги. На нем есть дорожки. Провести линию по середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги.

Задание «Лес» - взять карандаш и посмотреть

на лежащий перед тобой лист бумаги с

рисунками. Обведи рисунки точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги.

Задание «Узоры по клеточкам» -

взять в руку карандаш и продолжи рисовать

узоры, старайся не отрывать карандаш от бумаги.

Задание «Отражение фигур» - требует еще больше внимательности. Так как нужно нарисовать отображения фигуры с противоположной стороны.

Эти задания требуют от детей сосредоточенности,

развития слуха, восприятия, мышления, воображения,

глазомер, умение ориентироваться в пространстве и

элементарных графических навыков письма.

Также применяю в работе трафареты, контуры предметов,

соедини по точкам, дорисовка, лабиринты, штриховки и т. д

Использую для развития моторики и такие приемы: скатывание пальчиками салфеток, обрывание цветной бумаги и выкладывание из нее фигурок, картин, складывание фигур из цветной бумаги, ниткография, рисунки с точечным изображением, симметричное одновременное рисование двумя руками, игры с крупой, прищепками, пуговицами, разнообразного рода конструкторы. При использовании этих материалов дети выкладывают различные панно, композиции, фрески, объемные предметы.

Также можно успешно использовать театр теней. Показываем фигурки из пальцев, получая изображения птиц, животных и других персонажей, путем складывания пальцев, определенным образом. Для развития мелкой моторики рук, а также детского творчества, артистизма, успешно используем пальчиковый, настольный театры, где ребенок пальчиками имитирует движения. Поэтому предлагаю вам как можно чаще использовать это дома, совместно со всей семьей.

Подходит к концу наша встреча, и мы с вами подведем итог этому мастер - классу. Хочется узнать, была ли для вас полезна та или иная информация. Чтобы в этом убедиться, прошу ответить на вопросы: Что было интересно? Что полезного подчерпнули для себя и своего ребенка? Как бы вы дома стали заниматься со своим ребенком? Для этого предлагаю взять из секретной корзинки свернутые трубочки папируса, прочитать написанное в нем предложение, и закончить его по своему усмотрению.

Например: «Я сегодня удивилась….», «Я почувствовала, что…», «Было интересно в игре…», «Я понял, что…», «Мне захотелось…», «Было трудно…», Теперь я могу…».

В заключение хочу предложить несколько практических занятий для работы со своими детьми и подарить памятки по развитию речи и развитию мелкой моторики. Думаю, что каждый из вас понимает, что правильная, грамотная, логически построенная речь, это путь к выражению своих идей, мыслей и умению общаться в обществе детей и взрослых. Но для этого, сами родители должны говорить правильно, т. е. быть примером, прежде всего, для своего ребенка. Всех благодарю за участие. До свидания!

Публикации по теме:

Детский мастер-класс по рисованию «Чудесные розы». Старший дошкольный возрастДетский мастер-класс по рисованию «Чудесные розы». Старший дошкольный возраст Посвящается фестивалю роз на маам. ру! Цели: создать условие для развития творческих способностей в рисовании. Задачи: - научить, детей,.

Мастер-класс для родителей «Играем с пальчиками — развиваем речь» Мастер-класс для родителей «Играем с пальчиками — развиваем речь» Учитель – логопед Шамова Л. А. Цель мастер-класса: Повышение профессиональной.

Консультация для родителей «Играем пальчиками — развиваем речь» «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник.

Консультация для родителей. «Играем пальчиками — развиваем речь» Зачем нужны и чем полезны игры с пальчиками? Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии упражнений для рук (пальцев) на.

Консультация для родителей «С пальчиками играем — речь развиваем» При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки. Существует.

Консультация для родителей «Мы играем, мы играем — красивую речь развиваем» РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА – ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЕГО ГАРМОНИЧНОГО ПРОДВИЖЕНИЯ ВПЕРЁД. ПЕРВОЕ СЛОВО МАЛЫША - ЭТО ПОВОД ДЛЯ ВЕЛИКОЙ.

Консультация для родителей «Летом играем, речь развиваем» Слайд 1 Слайд 2 Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему.

Мастер-класс для родителей «Играем — речь развиваем»Мастер-класс для родителей «Играем — речь развиваем» Цель: Познакомить родителей с пальчиковой гимнастикой и разными играми, направленными на развитие мелкой моторики. Задачи: 1. Вызывать у.

Мастер-класс для родителей совместно с детьми «Лаборатория научных чудес» (старший дошкольный возраст) МАДОУ ДСКВ «Югорка» МАСТЕР-КЛАСС (родителей совместно с детьми) «Лаборатория научных чудес» (старший дошкольный возраст 5-6 лет) Конспект.

Мастер-класс с родителями и детьми «Играем пальчиками и развиваем речь»Мастер-класс с родителями и детьми «Играем пальчиками и развиваем речь» Цель: ознакомление родителей с упражнениями и играми, направленными на развитие мелкой моторики для развития речи ребенка. Задачи: 1. Развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для родителей «Играем — речь развиваем». Старший дошкольный возраст
Опубликовано: 10 июля 2019 в 10:43
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД