светлана негляд
Мастер-класс для родителей Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
ЦЕЛЬ: Развивать мелкую моторику пальцев рук за счет пальчиковой гимнастики, игр с предметами и без предметов.
Задачи: - Развивать тонкие движения пальцев рук.
- Формировать правильную речь детей, словарный запас слов.
- Развивать сенсорные способности.
-Активизировать двигательную активность.
Публикация «Мастер-класс для родителей Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Материалы и оборудование: Мультимедийная установка. На столах для родителей представлены игры и пособия, используемые для развития мелкой моторики рук у детей : игры-шнуровки, игры на застегивание и расстегивание, сыпучие материалы и природные, краски, ватман для рисования.
Раздаточный материал для родителей :
-Наглядный материал с содержанием пальчиковых игр для родителей (для практической части семинара (Приложение 1).
-Брошюра для родителей с практическими рекомендациями по развитию мелкой моторики рук «Поиграем, малыши!» (Приложение 2).
Вводная часть.
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации- прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить.
Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоническое отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру. Одной из форм такой работы является пальчиковая гимнастика, которая решает множество задач в развитии ребенка.
- помогает развивать речь;
-повышает работоспособность головного мозга;
-развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение.
- снимает тревожность.
Основная часть.
(Внимание родителей предлагается несколько пальчиковых игр)
Пальчиковая гимнастика «Одежда»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Я надену сапоги, (Показываем на ноги, туловище, голову.)
Курточку и шапку.
И на руку каждую (Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребро ладони, показывая направление надевания перчаток.)
Натяну перчатку. (Смена рук.)
«Домик»
Проговаривая этот стишок, сопровождайте его движениями рук. Пусть ребенок подражает Вашим действиям.
Под грибом - шалашик-домик, (соедините ладони шалашиком)
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим, (постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)
В колокольчик позвоним. (ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены;
средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол, (ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)
А на нем - дубовый стол. (левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки)
Рядом - стул с высокой спинкой. (направить левую ладонь вертикально вверх,
к ее нижней части приставить кулачок правой руки большим пальцем к себе)
«Лодочка»
Две ладони я прижму
И по речке поплыву (ладони соединить лодочкой)
Две ладони, друзья, -
Это лодочка моя. (выполнять волнообразные движения руками)
Паруса я подниму,
Синим морем поплыву. (поднять выпрямленные ладони вверх, над головой)
А со мною по волнам
Плывут рыбки тут и там. (волнообразные движения двумя ладонями одновременно, имитируя движения рыбок и волн)
"Заботливое солнышко»
Солнце с неба посылает
Лучик, лучик, лучик. (дети ритмично скрещивают руки над головой)
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи. (плавно покачивают руки вверху)
Летом нежно согревает
Щечки, щечки, щечки. (ритмично потирают щеки)
А весной на носик ставит
Точки - точки - точки.
Золотят веснушки деток.
Очень нравится им это (ритмично постукивают пальцем по носу)
Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действие действия с предметами, которыми можно заниматься как дома, так и в детском саду. Давайте познакомимся с некоторыми из них:
Работа с сыпучими материалами:
Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д).
Игры с подручным материалом:
«Собери фигуру»
Цель: Учить детей анализировать элементарную схему рисунка, развивать мелкую моторику рук.
Работа с дидактическим материалом:
Дидактическая игра «Выложи узор по схеме»
Ход
Взрослый предлагает ребенку или детям схему. По ней он должен выкладывать рисунок из цветных пробок нужно размера и цвета. Для усложнения берутся крышки разного диаметра и цвета.
Игры – шнуровки:
Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. (Многообразные шнуровки представлены на выставке). Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.
Рисование
Рисование - одно из самых любимых занятий всех детей. Чем чаще ребенок держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Предлагайте детям разнообразные задания: это использование книжек –разукрашек, рисование пальцами на стене в ванной, используя обычные краски, дорисовывание, штриховки, игры – обводки. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т. д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов. Существует множество фабричных игр – обводок.
Заключительная часть.
Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы или еще что-нибудь. В наше время предлагаются в магазинах специальные пальчиковые краски.
Очень надеемся, что мы смогли Вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, развитию пространственных ориентировок.
Для того чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить малыша.
Играть с пальчиками рук можно дома, в гостях, на улице, в транспорте, в песочнице и т. д.
Как же добиться того, чтобы интерес к этим играм не угасал?
Во-первых, всегда нужно помнить, что в этом возрасте не существует такого занятия, которое могло бы увлечь ребенка на долгое время.
Поэтому, во-вторых, все эти игры нужно проводить совместно с детьми, т. к. здесь необходимо участие взрослого и ободряющее внимание к трудному для ребенка процессу шнурования, пристегивания и т. п.
И третье, если ребенок не проявил интереса к игрушке – значит ему рано, ведь у каждого малыша индивидуальный темп развития. Можно предложить игрушку попозже – через месяц, через два. Ведь главное, чтобы игра была интересна малышу, только тогда она будет и полезна.
Еще раз хочется напомнить о том, что кроме указанных способов развития речи ребенка существуют и другие – это постоянное речевое общение, разъяснение, чтение художественной литературы, пение песен и мн. др. Кроме того, только совместными усилиями и постоянной работой с детьми можно достичь желаемого результата.