Получи документы

Мастер-класс для родителей «Учимся правильно слышать звуки и их произносить»

ильсеяр тухватшина
Мастер-класс для родителей «Учимся правильно слышать звуки и их произносить»

Цель работы: активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье более последовательным и эффективным.

Задачи:

- привлечь родителей к участию в педагогическом процессе;

- пополнить наглядно-информационный материал для родителей;

- повышать заинтересованность родителей в результатах образовательной и воспитательной работы с детьми;

Публикация «Мастер-класс для родителей „Учимся правильно слышать звуки и их произносить“» размещена в разделах

- формировать эмоциональный контакт родителей с детьми.

Оборудование: Памятки для родителей «упражнения для развития слухового внимания», «Секреты постановки звука», ватные палочки, ватные диски, деревянные шпатели, столы, стулья.

Ход мастер-класса

- Можно ли поставить звуки без логопеда?

Этот вопрос актуален для родителей, которые замечают у ребенка проблемы со звукопроизношением.

Поставить звуки можно без логопеда, если:

ребенок не имеет сложного речевого нарушения (ОНР, дизартрия);

у ребенка замены звуков (ш -с, р — л, а не искаженные варианты (горловое или межзубное произношение);

не нарушен фонематический слух;

нарушено не более двух звуков;

ребенок готов заниматься с вами.

В более сложных случаях потребуется помощь специалиста. Но я считаю, что лучше доверить такую важную вещь, как речь ребенка именно логопеду вне зависимости от сложности ситуации. Не зная всех правил и тонкостей постановки звуков, легко вызвать и закрепить звук неправильно, что повлечет обращение к специалисту.

Перед тем, как начать ставить звуки самим, посетите хотя бы первичную консультацию логопеда для проведения объективной диагностики речи ребенка.

Не лишними будут описанные ниже способы, способствующие формированию правильного звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика.

Это основная подготовка к любым речевым упражнениям, при постановки звуков выполняется всегда в начале занятия. Она занимает от 5 до 10 минут, выполняется строго перед зеркалом и лучше всего проводить в игровой форме.

Логопедический массаж.

Случается так, что у ребенка выявлены признаки дизартрического нарушения, то есть повышен или понижен тонус мышц артикуляционного аппарата, тогда не обойтись без логопедического массажа.

Развитие речевого дыхания.

Чрезвычайно важна для постановки звуков хорошая, сильная, устойчивая воздушная струя. Что для этого делаем? Дуем мыльные пузыри; играем в футбол шариком для пинг-понга, пытаясь его загнать в ворота из кубиков; дуем в свистульки и на вертушки.

Если все же Вы пришли к выводу, что ваш ребенок подходит под все параметры для самостоятельной постановки звуков, то вот основной алгоритм действий:

1. Научите ребенка слышать заданный звук в речи. Для этого называем различные звуки и просим хлопнуть, когда услышим нужный звук. Сначала берем изолированные звуки, затем слоги, затем слова. Можно подобрать картинки и попросить разложить их в две стопки: где есть звук, и где нет.

2. Подготовить речевой аппарат к постановке звуков. Тут в помощь все игры на формирование и усиление речевого выдоха и артикуляционной гимнастики.

3. Собственно, вызывание звука. Ребенку не говорим, какой именно звук мы будем учить.

Как правило, работу по звукопостановке логопеды начинают с 4 лет. Обращаю внимание, именно ставить звуки! До этого возраста логопеды также активно работают над речевым развитием, но это развитие в целом: дыхание, сенсо-моторика, артикуляционная гимнастика, логоритмика и пр. Хотя в некоторых учреждениях Вы можете услышать рекомендации «подождать до 5», я бы не советовала во всех случаях следовать этому. И, скажем, если в 4,5 года у ребенка отсутствуют, либо имеются некорректные звуки С, СЬ, З, Зь, Ж, Ш, Ц, Ч, Л, Ль, Р, Рь (от 5-6 звуков и более, лучше все же обратиться к специалисту, который будет готов помочь ребенку. В противном случае, велик риск потерять время впустую, а потом в спешке приводить речь в порядок перед школой.

Теперь предлагаю выделить звуки, произношение которых чаще всего бывает нарушено и разобрать варианты самостоятельной работы над ними.

Свистящие звуки С, Сь, З, Зь, Ц.

Работу по коррекции произношения свистящих звуков нужно начинать с работы над артикуляцией звука «С». Правильное положение органов артикуляции при произнесении звука «С» :

зубы сближены или находятся на расстоянии 1мм друг от друга,

губы растянуты в улыбке,

язык должен упираться в нижние зубы,

холодная воздушная струя проходит по желобку, образуемому языком.

Для того чтобы произношение звуков стало верным нужно подготовить органы артикуляции, сформировать направленную воздушную струю.

Комплексы упражнений, которые нужно выполнять немного различаются, в зависимости от характера нарушений произношения, но я выделяю следующие базовые упражнения артикуляционной гимнастики, необходимые нам для получения корректного звука «С» :

«Заборчик» — губы открыты, зубы должны быть сомкнуты. Удерживать такое положение до счета 5-10. Повторить 5 раз.

«Желобок» — улыбнуться, приоткрыв рот, положить широкий язык за нижние зубы, воздушную струю направляем на середину языка. По центру язычка появляется как бы небольшое желобок. При этом мы просим ребенка дуть холодным воздухом);

«Горка» — рот приоткрыт, губки улыбаются, широкий кончик языка упирается в нижние зубы, дуем на середину языка (холодный воздух). Повторяем упражнения по 5 раз.

Работая над развитием артикуляционных мышц нужно обязательно развивать фонематический слух. Это нужно для того, чтобы вариант верного звука всегда был в памяти ребенка, в так называемой «решетке фонем», ведь только в этом случае он будет понимать, к какому звучанию нужно стремиться. Здесь нам помогут такие игры, как например, «Хлопни в ладоши, когда услышишь», «Подними руку, когда услышишь» и так далее. Суть игры: мы произносим отдельные звуки, среди которых ребенку нужно выделить на слух звук «С» и хлопнуть в ладоши, либо поднять руку. Далее по аналогии произносим слоги, а потом и слова.

В эти же игры мы играем при постановке других звуков.

После того, как будет вызван корректный звук, приступаем к работе по его автоматизации, т. е. введении этого звука в речь. Для это нужно проговаривать слоги, слова, предложения, чистоговорки со звуком «С» и следить за верным произношением.

Звук «З» произносится аналогично, но добавляется голос.

Звук «Ц» это по сути слитное произнесение звуковТ и С (ТС).

Шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ

В этой группе звуков работу начинаем со звука «Ш».

Когда звук Ш произносится правильно :

губы округлены и слегка вытянуты вперед;

зубы сближены, но не соприкасаются;

язык принимает форму чашечки, его кончик касается бугорков за верхними зубами (альвеол); воздушная струя сильная, теплая, выходит посередине языка.

Основные упражнения артикуляционной гимнастики:

Наказать непослушный язычок. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Повторяем 5 раз до счета 5.

Сделать язык широким. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти-десяти.

Вкусное варенье. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз. Повторяем 5-7 раз.

Фокус. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Чашка. После того, как ребенок научится распластывать язык и делать его широким, освоил упражнение «вкусное варенье», предложите ему: «Приоткрой рот, сделай чашечку из языка, как я и поставь на бугорки за верхними зубами. А теперь подуй на язык. Слышишь, как зашумел ветер?» Воздух, проходя через небольшую щель между передним краем языка и нёбом, образует звук ш.

Как только удалось вызвать корректный звук Ш, автоматизируем его, вводим в речь. Сначала просто многократно «шипим», затем произносим в звуках, слогах, словах.

Образование Ш и Ж отличается лишь наличием или отсутствием голоса, то есть звуки Ш и Ж произносятся практически одинаково, только Ш — глухой, а Ж — звонкий.

Если ребенок научился правильно произносить звук Ш, при добавлении голоса Ж у него получится автоматически.

Звук Щ : органы артикуляции расположены также, как при произнесении звука Ш, только спинка языка дополнительно приподнята к небу.

Звук Ч складывается из слитного произнесения звуков Ть и Щ (ТьЩ).

Звуки Л и Р

Звук Л ставится очень быстро. Попросите ребенка широко улыбнуться, так, чтобы были видны зубы. Далее – прикусить кончик широкого языка и «включить голос»

Звук Р требует механической помощи от взрослого. Сейчас я с вами поделюсь этими секретами (на столах приготовлены ватные палочки).

Когда у малыша получилось произнести нужный звук правильно, хвалим его за это и сообщаем, что он научился говорить такой-то звук. После этого пытаемся произносить звук в слогах. Когда звук стал хорошо получаться в словах, пробуем произносить в словах.

Далее следует отработка поставленного звука в словосочетаниях и предложениях.

Важным моментом является выработка у ребенка самоконтроля над речью. При отработке речевого материала обязательно спрашиваем «как сказал? Хорошо или не очень». Если плохо, то почему, язычок поставил неправильно или еще какие-то причины. Главное, почаще хвалить ребенка не только за успехи, но и за старания.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Учимся чистить зубы правильно»Дидактическая игра «Учимся чистить зубы правильно» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию дидактическую игру "Учимся чистить зубы правильно". Образовательная область: “Физическое.

Конспект НОД во второй младшей группе детского сада «Учимся произносить звук [з]» Задачи: • упражнение детей в произношении звука [з] в словах; • формирование умения произносить звуки [з] — [з’] твёрдо и мягко, различать.

Конспект НОД во второй младшей группе детского сада «В гостях у мишки. Учимся произносить звуки [М] — [М’]» Задачи: • упражнение детей в чётком произношении звуков [м], [м’] в словах, фразовой речи; • воспитание интонационной выразительности речи.

Консультация для родителей «Учим правильно произносить звуки»Консультация для родителей «Учим правильно произносить звуки» В возрасте 3-4 лет у детей должен сформироваться речевой слух,тогда в дальнейшем у него не будет проблем ни с дикцией,ни с правописанием.

Лэпбук «Мы — грамотеи. Учимся говорить правильно»Лэпбук «Мы — грамотеи. Учимся говорить правильно» Я работаю в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. В своей работе часто использую различные дидактические игры, которые делаю сама.

Лэпбук «Учимся говорить правильно»Лэпбук «Учимся говорить правильно» Лэпбук «Учимся говорить правильно" – папка, в которой собраны игры по развитию речи для детей средней группы. Страница 1 Дидактическая.

Мастер-класс для родителей «Играем в настольно-печатные игры и закрепляем звуки в речи» Огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе имеет овладение правильной речью. Разнообразные.

Мастер-класс для родителей «Как правильно учить детей составлять описательные рассказы по мнемотаблице» Мнемотаблицы для составления описательных рассказов для детей старшего и подготовительного возраста. Целевые ориентиры: -это система методов.

Мастер-класс для родителей «Учимся играя»Мастер-класс для родителей «Учимся играя» Игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь его в активное освоение окружающего мира. Учиться, играя! Эта идея увлекает.

Семинар-практикум «Умение слышать и слушать» Семинар – практикум" Умение слышать и слушать""Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения. Без умения слушать и слышать полноценное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для родителей «Учимся правильно слышать звуки и их произносить»
Опубликовано: 12 октября 2022 в 08:37
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД