МААМ-картинки

Мастер–класс для родителей по развитию мелкой моторики «Веселые пальчики»

Елена Герук
Мастер–класс для родителей по развитию мелкой моторики «Веселые пальчики»

Мастер– класс для родителей «Веселые пальчики»

Цель и задачи:

1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

2. Поделиться с родителями своими разработками по этой теме.

3. Апробировать с родителями несколько игр и упражнений по развитию мелкой моторики.

Участники: родители

Форма проведения: мастер – класс

Публикация «Мастер–класс для родителей по развитию мелкой моторики „Веселые пальчики“» размещена в разделах

Добрый день, уважаемые родители! Мне очень приятно видеть всех вас сегодня.

И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.

Я рада вас видеть сегодня, друзья.

Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».

Едва не замерзли в дороге, в пути,

Но все равно на мастер-класс вы пришли? (да)

Хочу я услышать ваш честный ответ,

Детей вы любите? Да или нет? (да)

Чтоб деткам своим во всем помогать

Вы новое что-то хотите узнать? (да)

Кошмар этот помним со студенческих лет

Мы скучные лекции слушаем? (нет)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать.

Тема мастер– класса «Веселые пальчики».

Сегодня я хочу сегодня затронуть вопрос о важности работы по развитию мелкой моторики, поделиться с вами своими находками по данной теме, поупражняться в играх и упражнениях на развитие мелкой моторики.

Прежде чем начать наш мастер-класс, хочу попросить взять лист бумаги со стола обеими руками, мы с вами сейчас будем мять бумагу, следуя моим инструкциям.

Читается стихотворение:

Раз, два, три, четыре, пять

Мы бумажку будем мять!

Мы бумажку будем мять!

Свои ручки развивать!

(Плотную бумагу берём со стола и мнём обеими руками, как будто лепим снежок).

В ручку правую возьмём

И чуть-чуть её помнём.

Мы чуть-чуть её помнём

Левой ручке отдаём.

(Берём в левую руку и мнём только левой рукой) .

В ручку левую возьмём

И чуть-чуть её помнём.

Мы чуть-чуть её помнём

И на стол быстрей кладём.

(Убираем смятую бумагу на край стола или парты)

На бумажку посмотри,

На что похоже говори!

(Отвечают, на что похожа их смятая бумажка)

1, 2, 3, 4, 5!

Мы закончили играть.

Пальчики свои встряхнём,

Заниматься мы начнём!

Послушай – и ты узнаешь,

посмотри – и ты поймешь,

сделай сам – и ты научишься.

Это выражение подходит к структуре работы каждого мастер-класса, сегодня оно так же будет определять этапы нашей работы.

Теоретическая часть

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

«Рука – это своего рода внешний мозг!» - писал Кант.

На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.

Что такое моторика?

Моторика, в переводе с латинского – движение. Различают – крупную моторику и мелкую моторику.

Крупная моторика – это совокупность действий для выполнения какой-либо задачи. Бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны и …. – все это относится к крупной моторике.

Крупная моторика это основа, вначале ребенок осваивает крупную моторику, а потом к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики.

Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы.

Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика.

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?

Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Речь совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребёнок хорошо говорил, развивайте его ручки!

Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5-6 годам станут его пальчики, зависят его успехи в обучении.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности – руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.

Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу. Они защищали, строили жилище, создавали всё необходимое для жизни.

По рукам судили о здоровье,

о положении человека в обществе (белоручка или трудяга,

его силе, энергичности,

профессии (музыкальные руки, рабочие руки,

о характере, темпераменте (флегматичные или быстрые, нервные руки).

Не случайно в русском языке так много выражений, связанных с руками.

Предлагаю вам вспомнить пословицы, поговорки, высказывания о руках.

«Мастер на все руки»

«Золотые руки»

«Положа руку на сердце»

«Рукой подать»

«Руками развести»

«Руки опускаются»

«Обеими руками «за»

«Своя рука – владыка»

«Чужими руками жар загребать»

«Руки не оттуда растут»

«Как рукой сняло»

Практическая часть

Знакомство с разновидностями пальчиковых игр

Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Различные игры с пальчиками

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка :

способствует овладению навыками мелкой моторики;

помогает развивать речь;

повышает работоспособность головного мозга;

развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

развивает тактильную чувствительность;

снимает тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка, каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках. Самый известный вариант такой игры – «Сорока-белобока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.

Пальчиковые игры – для них не надо специальные условия, оборудования. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей ребенка, пробуждающий воображение, фантазию. Сначала вы меня послушайте, а затем выполним вместе:

«Компот»

Будем мы варить компот

Фруктов нужно много. Вот:

Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим, сахарок. Загибают пальчики по одному, начиная с большого.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

Предложить родителям показать пальчиковую гимнастику, которую используем в своей работе.

«К нам приехала бабушка», «Палец толстый и большой в сад за сливами пошел»

Показ пособия «Пальчиковые шаги»

Игры с предметами и материалом

Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковые игры, но и разнообразные действия с предметами. Предлагаю Вам ряд игр и упражнений с такими предметами.

Игры с прищепками.

1. Упражнения с речевым сопровождением.

Бельевой прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги

(от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

(Упражнение проводится с педагогами

Сильно кусает котёнок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

Гусь

Гусь стоит,

И всё гогочет.

Ущипнуть тебя он хочет.

Га – га – га!

Берут в руки бельевую прищепку.

Бельевой прищепкой прищепляют ногтевые фаланги пальцев (правой, а затем левой руки).

На каждый ударный слог.

От большого пальца к мизинцу.

2. Представьте вместе с ребенком, что прищепки - это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик, выполненный из картона - это кормушка. Ну, а ребенку надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры.

3. Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона. «Ёжик»

Ёжик, ёжик, где гулял?

Где колючки растерял?

Ты беги скорей к нам, ёжик,

Мы тебе сейчас поможем.

«Морковка»

Прицеплю листочки ловко,

И получится морковка.

Игры – шнуровки

(шнуровки, ленточки, замочки)

Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. (Многообразие шнуровок представлено на выставке).

Наматывание ленточек

Пособие «Черепашка»

Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, способствуют точности глазомера, последовательности действий.

Игры с сыпучими материалами

Игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли).

1. Самомассаж в «сухом бассейне»

Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи".

2. В «сухой бассейн» помещаем горох или бобы, а также мелкие игрушки от киндер-сюрприза. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь найти и определить игрушку.

3. Насыпать на стол разной крупы, родители должны перебрать ее.

«Помощники»

Я крупу перебираю,

Мамочке помочь хочу

Я с закрытыми глазами,

Горох от фасоли отличу.

4. Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу (манку). Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д) .

Игры с пробками от бутылок

Берем две крышечки ложем резьбой вверх – это лыжи. Дети ставят в крышечки пальчики. Двигаемся на «лыжах» -

«Мы едим на лыжах,

мы мчимся с горы,

мы любим забавы снежной зимы»

(Упражнение проводится с родителями).

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Если пробки просверлить посередине - можно использовать тоже для нанизывания бус.

«Комканые платка» — берем носовой платок за уголок и показываем ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает. Можно одновременно комкать и два платка руками.

«У меня живёт проглот –

Весь платок он скушал, вот!»

Ребенок комкает, начиная с угла, платочек так, чтобы он весь уместился в кулачке.

Выкладывание фигур из счетных палочек.

Игры с бусинами, макаронами

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.

Игры с пуговицами

Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попросите ребенка выложить рисунок по образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т. д.

Теневой, пальчиковый театр.

Развитие графической моторики

Рисование по трафаретам. Штриховка. Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.

Художественно-творческая деятельность

И, конечно же, такие традиционные формы работы по развитию мелкой моторики как :

Рисование

Лепка (пластилин, солёное тесто, глина)

Аппликация (мозаичная, обрыванием).

Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук (мячиком-ёжиком, бигудями, грецкими орехами, карандашами, резиночками для волос, камушками, зубными щётками и т. д.)

(Упражнение проводится с родителями)

Массаж рук грецким орехом

(Катаем орех между ладонями)

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

Научусь я два ореха между пальцами держать.

Это в школе мне поможет буквы ровные писать

Маленькая птичка принесла яичко.

Мы с яичком поиграем, мы яичко покатаем,

Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.

Игра с шестигранными карандашами

(Грани карандаша легко укалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение).

«Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу»

(упражнение проводится с родителями).

Упражнение «Накрути ленточку на палочку»

Игра с крупными бигудями

В машине, в машине

Шофер сидит.

Машина, машина,

Идёт, гудит.

Би – би - би!

Би – би - би!

Катают бигуди между ладошек

Вперёд – назад.

Руки держат перед собой.

Хочу закончить наш мастер – класс словами Сухомлинского:

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке. Тем умнее ребенок».

Буду рада, если данные методы вы будете использовать. А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание, мне было приятно с вами работать.

Желаю всем творческих успехов.

Публикации по теме:

Педагогический проект «Ловкие пальчики» по развитию мелкой моторики во второй группе раннего возрастаПедагогический проект «Ловкие пальчики» по развитию мелкой моторики во второй группе раннего возраста Аннотация Младший дошкольный возраст ребёнка уникален по своему значению для речевого развития: в этот период ребёнок обладает повышенной.

Мастер-класс «Пособия по развитию мелкой моторики, своими руками» «Пособия по развитию мелкой моторики, своими руками» Мастер- класс по изготовлению дидактического пособия своими руками. «Ум ребенка находится.

Мастер-класс для родителей по развитию мелкой моторики Мастер-класс для родителей по развитию мелкой моторики рук и ног «Играем нашими пальчиками» Цель: Учить: 1) сюжетным пальчиковым упражнениям,.

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики детей» Мастер-класса для родителей «Развитие мелкой моторики у детей» Задачи: 1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования.

Мастер-класс для родителей в детском саду по развитию мелкой моторики рук «Веселые ладошки»Мастер-класс для родителей в детском саду по развитию мелкой моторики рук «Веселые ладошки» Мастер-класс для родителей в детском саду на тему «Веселые ладошки» Подготовила: воспитатель Горелова Л. Ю. МБДОУ детский сад «Тополек».

Мастер-класс по развитию мелкой моторики рук дошкольников для педагогов Игры и пособия для развития мелкой моторики у детей. Цель: Ознакомление педагогов ДОУ с опытом работы по развитию мелкой моторики у детей.

Мастер-класс для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей 2–3 летМастер-класс для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей 2–3 лет Мастер-класс для родителей по развитию речи и мелкой моторики рук у детей 2-3 лет. Ход мастер-класса. Источники способностей и дарований.

Мастер-класс для родителей «Прищепалки-развивалки» о значимости работы по развитию мелкой моторики рук у детей Детско-родительский проект «Школа заинтересованных родителей». Мастер-класс «Прищепалка-развивалка» (развитие мелкой моторики рук) «Истоки.

Мастер-класс с привлечением родителей «Развитие мелкой моторики рук. Новогодняя открытка»Мастер-класс с привлечением родителей «Развитие мелкой моторики рук. Новогодняя открытка» Цель: изготовление новогодней открытки, привлечение внимания родителей к детскому творчеству. Задачи: 1. Развивать и совершенствовать.

Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе «Дружные пальчики» Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе «Дружные пальчики» Актуальность. Очень важно уже в раннем возрасте.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер–класс для родителей по развитию мелкой моторики «Веселые пальчики»
Опубликовано: 28 мая 2019 в 19:39
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД