Виктория Гмыря
Мастер-класс для воспитателей «Чистый пруд»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природе, как средству развития основ экологической культуры.
Задачи:
1. Развивать поисковую деятельность, познавательный интерес к окружающему миру, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
2. Формировать у детей представление о воде, как о самом важном и нужном веществе на планете, которое необходимо для жизни всему живому.
3. Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.
Практическая значимость:
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Чистый пруд“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Данный мастер-класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.
Методическое обеспечение: 2 стола, ёмкость с водой, кусочки пластилина, газировка, прозрачная стеклянная ёмкость, бумажные кувшинки, камушки, песок, листья, фантики от конфет, целлофановый пакет, рисунки: фантиков от конфеты, целлофанового пакета, пластиковой бутылки, камней, листьев и песка, ёмкости для мусора, целлофановые перчатки, атрибуты для рисования запрещающих знаков, магнитная доска.
Методические указания: из присутствующих педагогов выбирается от 3 до 5 человек, которым предлагается подойти к столу, на котором стоит макет пруда.
- Сегодня я хочу в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, а так же как при помощи совместной деятельности найти ответы на многие детские вопросы. Один очень важный совет: не торопитесь давать малышу готовые ответы, пусть он сам подумает о причинах того или иного явления. Конечно, не каждый ребёнок сможет ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите, задавайте наводящие вопросы, подводите его к тому, чтобы «открытие» сделал сам.
Практическая часть
Маленький Прудик
-Жил-был маленький Прудик, такой чистый и красивый, но ему было скучно и одиноко одному. Он мечтал о том, чтобы в нём поселились золотые рыбки, росли красивые кувшинки.
- Я предлагаю помочь прудику и исполнить его мечты.
Опыт 1. Исследование рыбки в воде.
ОБОРУДОВАНИЕ: стаканы с минеральной водой, рыбки из кусочков пластилина.
-Наливаем в стакан минеральную воду, бросаем в него золотых рыбок сделанных из пластилина.
-Почему рыбки опускаются на дно стакана?
(Ответ)
- Да, они тяжелее воды, поэтому опускаются на дно пруда.
-Зачем рыбки поднимаются наверх?
(Ответ)
-Как вы думаете, для чего рыбки опускаются на дно?
(Ответ)
-Почему всплывают и снова опускаются?
(Ответ)
ВЫВОД. Рыбкам в воде нужен воздух, поэтому они поднимаются на поверхность воды и вдыхают его. Прудику было весело и хорошо.
А ещё Прудику хотелось, чтобы в нём росли красивые цветы - кувшинки. А так как было утро и солнышко начало восходить, то можно увидеть, как распускаются эти прекрасные цветы.
Опыт 2. Исследование распускание кувшинки.
ОБОРУДОВАНИЕ: цветы из белой бумаги с длинными лепестками, которые закручены к центру при помощи карандаша, тазик с водой.
-Опустите кувшинки на воду. Что происходит?
(Ответы)
-Лепестки цветов распускаются. Почему?
(Ответы)
-А если бы это были настоящие живые кувшинки, почему тогда их лепестки раскрываются?
(Ответы)
ВЫВОД. С рассветом пробуждается природа.
Опыт 3. Исследование влияния на воду природного материала.
ОБОРУДОВАНИЕ: песок, камешки, листья с деревьев.
-Но однажды подул сильный ветер.
(Предлагаю подуть на воду в тазу так, как это делает ветер).
-Что стало с водой?
(Ответы)
-В Прудик попали мелкие камушки, песок, листья с деревьев.
1. Бросаем в воду камешки и наблюдаем, как на воде образуются круги.
- Где оказались камушки?
(Ответы)
2. Насыпаем в воду песок и подождем некоторое время.
-Что стало с песком? Осталась ли вода прозрачной?
(Ответы)
3. Бросим в воду листья.
- Что происходит с листьями в воде?
(Ответы)
-Как вы думаете, хуже стало Прудику от того, что в воде оказались камушки, песок, листочки?
(Ответы)
-Конечно, нет, природный материал не приносит вреда Прудику.
Стих ветер, и Прудик засмеялся. Ему стало хорошо от того, что в нем теперь есть не только золотые рыбки, кувшинки, но и песок, камешки, листочки. И рыбкам хорошо жить в таком пруду.
Опыт 4. Исследование причин загрязнения воды.
ОБОРУДОВАНИЕ: фантики от конфет, целлофановый пакет, пластиковая бутылка.
-Выглянуло солнышко, и Прудик заулыбался еще сильнее. В это время мимо проходили дети. Они смеялись, ели конфеты, пили газировку. Фантики от конфет они бросали в воду и целлофановый пакет, в котором лежали конфеты, и пустую бутылку от газировки тоже бросили в воду.
(Бросаем в таз фантики, пакет, бутылку).
-Где в ней находятся фантики? Пакет? Пластиковая бутылка?
(Ответы)
-Видны ли теперь камешки в пруду?
(Ответы)
-Прудику сделалось плохо, и он загрустил. А теперь понравится золотым рыбкам жить в такой воде?
(Ответы)
- А кувшинкам расти в таком пруду?
(Ответы)
- Я предлагаю вам сделать доброе дело и очистить пруд от мусора. Возьмите целлофановые перчатки и уберите мусор в ёмкость для мусора.
Продуктивная деятельность «Природоохранный знак».
- А теперь давайте зачеркнем рисунки тех предметов, которые нельзя кидать в пруд.
(Самостоятельная деятельность)
-А какой знак вы бы придумали еще, чтобы люди не загрязняли водные объекты? Я предлагаю вам нарисовать придуманный вами знак.
(Самостоятельная деятельность, анализ нарисованных знаков).
ВЫВОД: Всем людям надо охранять чистоту воды, не загрязнять водоемы: не бросать в воду и на берегу мусор, не мыть в водоемах машины. Ведь вода – это богатство нашей страны и залог здоровья людей, животных, растений.
Чтение стихотворения.
Воспитатель берет глобус в руки, обращается к воспитателям :
-Я предлагаю прочитать вместе со мной стихотворение Е. Шкловского. Я начинаю, и передаю глобус по кругу. Каждый из вас, при помощи подсказки с текстом, продолжить чтение стихотворения. А с детьми это сделать можно, предварительно выучив его.
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза,
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: «Сберегу!
Я сберегу вас, сберегу!»