Анна Спичак
Мастер-класс для воспитателей «Подготовка к обучению грамоте»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня мы хотим поговорить о «Подготовке к обучению грамоте».
Как показали исследования (С. В. Мухина, Л. А. Венгера) наиболее оптимальный период для начала обучения грамоте дети 6 года жизни. В этот период ребенок наиболее восприимчив к обучению грамоте. В программе «От рождения до школы» в области «Речевое развитие» описаны навыки, которыми должны владеть дети в разных возрастных категориях. Тем самым начиная с первой младшей группы дети готовятся к овладению навыками письма и чтения.
Из программы :
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Подготовка к обучению грамоте“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Первая младшая группа: отчетливое произнесение изолированных гласных и согласных. Работа над развитием артикуляционного аппарата, слухового внимания.
Вторая младшая группа: продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные и некоторые согласные П-Б-Т-Д-К-Г, Ф-В, Т-С-З-Ц.
Средняя группа: продолжать закреплять гласные и согласные, отрабатывая произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков.
Старшая группа: закреплять правильное, отчетливое произношение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по по артикуляции и звучанию согласные звуки : С-З, С-Ц, Ш-Ж, Ч-Ц-С-Ш, Ж-З,Л-Р. Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове.
Подготовительная группа: Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематических слух: учить называть слова с определенным звуком, находить с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.
Работу по обучению грамоте целесообразно проводить в несколько этапов. Мы подготовили игры, которые помогут вам подготовить детей к обучению грамоте:
I. Различие звуков:
1. Игра «ЧТО КАК ЗВУЧИТ?» (игра с педагогами)
-Летом в лесу, на полянке, можно услышать разные звуки. Посмотрите на картинку, что там изображено? (Деревья, которые сильно гнутся, потому, что их качает ветер, жук, комарик).-У ветра, жука, комарика есть свои песенки. Давайте потренируемся их петь. (показываем картинки).
-Назовем слова с песенкой «комарика», «мотора».
2. В этом этапе проводится работа над деление слов на слоги. (Деление на слоги производится через хлопки. Можно закреплять в устной форме, можно с помощью дидактической игры)
Игра «КТО В КАКОМ ВАГОНЕ ПОЕДЕТ?» На доске картинки животных и картинки с изображением вагонов с окошками (1 окошко-1 слог и т. д., нужно посчитать хлопками слоги и приклеить картинку животного возле нужного вагона.
3. Знакомство со словом.
Игра «КАКИЕ БЫВАЮТ СЛОВА». Предлагаем знакомить детей с многообразием слов через стихотворение:
М. Пляцковский «Какие бывают слова»
Есть сладкое слово – ракета,
Есть быстрое слово – конфета,
Есть кислое слово – вагон,
Есть слово с окошком – лимон.
Есть слово колючее – дождик,
Есть слово промокшее – ежик.
Есть слово упрямое – ель,
Есть слово зеленое – цель.
Есть книжное слово – синица,
Есть слово лесное – страница,
Есть слово веселое – снег,
Есть слово пушистое – смех.
После прочтения попросить педагогов назвать «сладкие» слова, «колючие, быстрые».
Так же с закреплением работы над словом можно использовать игру
«Короткие и длинные слова». С помощью мяча или волшебной палочки по очереди называть короткие и длинные слова.
Отлично на этом этапе можно применять игру доскажи словечко, использую, например, лексическую тему.
II. Знакомство с гласными звуками.
Здесь мы используем символы звуков и красный домик, в котором живут гласные звуки. Поясняем артикуляцию каждого звука. Объясняем, что гласные звуки поются, при их произнесении нет преград в виде зубов, языка, губ.
Игра «НАЙДИ ГДЕ СПРЯТАЛСЯ ЗВУК». На доске схемы и картинки. Находим, где спрятался гласный звук : в начале, середине или конце.
III. Знакомство с согласными звуками.
Так же как и с гласными звуками мы используем символы звуков и домики: синий и зеленый. Объясняем, что в зеленом живут мягкие согласные, а в синем- твердые. Добавляем знак колокольчика, там где звук звонкий.
-Игра «Раскрась только те картинки в которых есть звук Р»
-Игра на дифференциацию звуков «Поймай звук»
IV. Знакомство с буквой.
Игра «На что похожа буква»
Игра «Выложи букву»
Знакомство с литературой.