Папки-передвижки

Мастер-класс для воспитателей «Элементарное музицирование в группах ДОУ» (2 фото)

Елена Яковенко
Мастер-класс для воспитателей «Элементарное музицирование в группах ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс для воспитателей «Элементарное музицирование в группах ДОУ»

Цель: Знакомство педагогов с различными формами элементарного музицирования, основанными на принципе объединения нескольких видов деятельности.

Задачи: Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами музицирования. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию к системному использованию музицирования в практической деятельности. Развитие музыкальных способностей у детей вне музыкальных занятий.

Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Элементарное музицирование в группах ДОУ“» размещена в разделах

Системное применение новых форм общения с детьми, в условиях сотрудничества в процессе музыкально-творческого воспитания дошкольников, образовательной технологии, позволяющей включить ребёнка в творческий процесс. Изменение роли педагога на занятиях из авторитетного наставника детей в играющего партнёра становится с правилом и условием организации творческой деятельности. Главное в этом - стратегия равноправия в общении, отсутствие разделения участников на зрителей и артистов, а значит отсутствие оценки своих действий. Таким образом, игра приносит ребёнку удовольствие, достигается ситуация успеха, свободы для естественного самовыражения детей.

И так, что же такое элементарное музицирование?

Слово элементарное, не значит примитивное, оно означает доступное и простое! Система музицирования была создана немецким композитором, педагогом Карлом Орфом. В данной системе ребёнок выступает не только слушателем или исполнителем музыкальных пьес, но главным образом творцом, создателем музыки. Такое музицирование доступно всем и каждому, возможность участвовать в нём не требует особых способностей и специального образования и определяется лишь желанием творить музыку и общаться. Элементарное музицирование - это самовыражение с помощью звуков и движений, к которым человек приспособлен самой природой. Это возможность объединить детей, которые обладают разными навыками, потребностями и способностями.

Сегодня мы рассмотрим лишь несколько форм работы с детьми.

Речевые упражнения

Эта форма работы хороша для общего музыкального развития, так как она легка и доступна для всех детей. Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и тембрового разнообразия, знакомит с музыкальными формами.

Игры- приветствия

Игры - приветствия развивают у детей эмоциональную отзывчивость; способствуют адаптации ребёнка в коллективе через общение; развивают речевые интонации, используя изменение динамики, тембра голоса. В процессе этих игр начинается встреча педагога с детьми, где дети используют звучащие жесты для сопровождения ритма имен; находят им мелодическую интонацию, а так же

учатся общению, обмениваются информацией.

Демонстрация некоторых приемов.

Уважаемые коллеги, давайте поприветствуем друг друга.

Коммуникативная игра-приветствие «Здравствуйте»

Для данной игры, музыкальные инструменты не нужны, здесь мы будем использовать «Звучащие жесты» (Можно хлопать, топать, шлёпать по ногам, плечам, шуршать ладонями, щёлкать пальцами и т. д.)

В нашей группе все друзья!

Да-Да-Да! Да-Да-Да! (шлёпки по коленкам 1-2-3, 1-2-3).

Вы и мы, и ты, и я!

Да-Да-Да! Да-Да-Да! (щёлчки пальцами обеих рук 1-2-3, 1-2-3).

Здравствуй друг, который справа! (Поворот вправо и хлопнуть 3 раза).

Здравствуй друг, который слева! (Поворот влево и хлопнуть 3 раза).

Мы - одна семья! (Играют импровизацию)

Да-да-да-да-да!

А можно придумать единый ритм, после слов «Мы одна семья» ритмический рисунок у каждой группы получится своим. Эта игра может постоянно варьироваться, используя с каждым повтором новые комбинации жестов.

Игры со звучащими жестами

Эти игры дают детям понятие о человеческом теле, учат находить и узнавать инструменты своего тела, сопровождать тексты звучащими жестами, создавать ритмические модели из звучащих жестов, переносить звучащие жесты на музыкальные инструменты. Человеческое тело - это оркестр, который может издавать звуки и сам звучать. Звучащие жесты (термин Г. Кетман) - это игра звуками своего тела, инструментами, которые дала человеку природа. Основные тембры звучащих жестов: притопы, шлепки, хлопки, щелчки. Поиск звучащих жестов способствует тренировке памяти, развитию чувства ритма, тембрового слуха. Использование звучащих жестов - элемент движения, необходимый для ощущения чувства ритма.

«Звучащие имена»

Дети по очереди называют своё имя и прохлопывают его первоначально в коротком варианте (например «Лена», а затем в уменьшительно-ласкательном («Леночка»). Затем за ведущим ребёнком повторяют за все до последнего игрока. В старших группах можно игру усложнить. Дети, играя своё имя могут использовать различные комбинации «звучащих жестов». Например на «Лена» - шлёпать, на «Леночка» - притоывать и т д.

«Фруктовые салаты»

1. «Ли-мон - простукивать ритмический рисунок хлопками (ладошка об ладошку,

А-пель-син - простукивать ритмический рисунок хлопками (поочередно ладошками по груди,

Ба-нан - простукивать ритмический рисунок шлепками (поочередно ладошками по бедрам,

Ман-да-рин» - прощелкать ритмический рисунок щелчками пальцев обеих рук.

Речь, ритм, композиция

2. «Ки-ви - простукивать ритмический рисунок перетопами обеих ног (повторить 4 раза,

Ви-но-град - простукивать ритмический рисунок один хлопок ладошка об ладошку, поочередно хлопок каждой ладошкой по груди (повторить 4 раза,

Яб-ло-ко - простукивать ритмический рисунок один щелчок пальцами обеих рук, поочередно каждой рукой шлепки по бедрам (повторить 4 раза,

Ви-шни и ко-ко-сы - простукивать ритмический рисунок поочередно четырьмя шлепками обеих рук по внутренней стороне бедер, а затем двумя шлепками по внешней стороне бедер,

Все за стол! - простукивать ритмический рисунок одни перетопом и двумя хлопками ладошка об ладошку (повторить 4 раза,

Ам!» - одновременно вынести ногу вперед притопнуть и выставить большой палец правой руки вверх и вперед.

Игры с палочками

Игры с клавесами (палочками) - это подготовительный этап в игре на музыкальных инструментах, которые учат детей: манипулировать палочками, развивать координацию рук, менять движения по показу педагога, находить различные приёмы звукоизвлечения, ритмично передавать метр и ритм стиха, развивать ритмический слух, память, реакцию, наблюдательность, способствуют развитию творческой активности в изобретении ритмов.

Ребёнок одновременно выполняет игровые движения палочками, проговаривает текст, используя при этом различные интонации голоса, слушает свою речь, различая тембры голоса, координирует свои движения, организует свои действия в соответствии с действиями партнёра по игре, развивая при этом коммуникативные навыки. Идея этих игр заключается в том, чтобы дети не испытывали дискомфорта при дальнейшем исполнении каких-либо произведений.

«Две лошадки» (Для игры понадобятся клавесы (палочки) в каждую руку. Во время игры дети могут сидеть за столами или на полу в кругу.)

Скачут, скачут две лошадки (играют поочередно палочками по столу сверху вниз)

Но, но, но! (играют палочкой о палочку)

Скачут, скачут без оглядки (играют поочередно палочками по столу сверху вниз)

Но, но, но! (играют палочкой о палочку)

Скачут, скачут в новый город (играют сразу двумя палочками по столу сверху вниз)

Цок, цок, цок (играют палочкой о палочку)

Звонко цокают подковы (играют сразу двумя палочками по столу сверху вниз)

Цок, цок, цок (играют палочкой о палочку)

Следующая форма работы элементарного музицирования это: поэтическое музицирование. Оно помогает детям ощутить красоту звучания поэзии и музыки. Благодаря поэтическому музицированию дети не только незаметно, с удовольствием заучивают стихи на память, но читают их с особым чувством и выражением, осознают связь слова и музыки.

Музыкальное озвучивание стихотворений

Эта форма работы хороша тем, что образы стихотворения становятся наиболее яркими, если при чтении добавить подыгрывание на музыкальных инструментах. Они могут быть самыми разнообразными. И не спорьте с детьми, когда те выбирают то или иное звучание, позвольте пробовать и искать, поддерживайте юных творцов, и постепенно ими будут найдены самые удачные сочетания слов и звуков.

При рассказывания стихотворения с аккомпанированием необходимо делать паузы в конце строк, чтобы дать время для звучания музыкальных инструментов.

«Капель» Ю. Полякова (металлофоны, колокольчики, бубенцы, музыкальные палочки)

Я в полдень слушаю капель (металлофоны)

Она журчит, как птичья трель. (колокольчики)

Звенит хрустальным бубенцом (бубенцы)

Сбегая с крыши над крыльцом. (глиссандо снизу вверх - металлофон)

Капель журчит, звенит, поёт. (все инструменты)

Она ломает снег и лёд. (музыкальные коробочки)

«Теремок» (музыкальные палочки, «шуршунчики», барабаны, трещотки, бубенцы, дудочки)

В данном стихотворении последовательность инструментов подсказывает сам текст. Так же для большей красочности можно одеть всем детям шапочки персонажей.

Тук-тук молоток – мишка строит теремок. (музыкальные палочки)

Позовёт в него гостей, чтобы было веселей (играют все инструменты)

Мышка-норушечка, в гости бежит,

Тихо шуршунчиком мышка шуршит. (дети шуршат фантиками)

Зайка весёлый потом прискакал,

Лапками звонко в барабан застучал. (барабан)

Вот и лиса к теремочку идёт,

Лисичка – сестричка трещотки несёт. (трещотка)

Серый волчок в бубенцы зазвенел, (бубенцы)

А петушок громко песню запел. (дудочка)

Мишка мохнатый рад новосёлам:

Живёт в теремочке оркестр весёлый! (дети играют все вместе)

Вершина такого творчества – это ансамбль детей и конечно радость общения.

«Шур-шур песенка»

Игра на «шуршунчиках» самодельных инструментах (это могут быть фантики от конфет, полиэтиленовый пакет или шуршащая бумага, а так же самодельные погремушки).

В тиши шуршунчики шуршат:

Шур-шур, шур-шур. (дети грают на фантиках из-под конфет)

Они похожи на мышат.

Шур-шур, шур-шур. (дети грают на фантиках из-под конфет)

А где-то спит мурлыка кот.

Мур-мур, мур-мур, мур-мур. (дети играют на шумелках из киндер-сюрприза)

Во сне он песенку поёт:

Мур-мур, мур-мур, мур-мур (дети играют на шумелках из киндер-сюрприза)

Музыкальное озвучивание сказок

Подыгрывание на музыкальных инструментах при рассказывании даже самой простой, давно известной ребёнку сказки откроет увлекательный мир музыкального творчества. Можно брать любые сказки «Курочка Ряба», «Теремок», «Семеро козлят», «Три поросёнка» и др.

А сейчас мы с вами озвучим самую незатейливую сказку «Курочка ряба»

«Курочка ряба»

Для озвучивания сказки понадобятся - тон блок, деревянные ложки, кастаньеты, колокольчики, металлофон, ксилофон. Предложить подобрать для каждого персонажа инструмент. Договориться, кто какую партию будет играть и начать рассказывать сказку.

Жили были Дед (тон блок)

Да Баба (кастаньеты)

И была у них курочка Ряба: (деревянные ложки)

Снесла курочка яичко, да не простое, а золотое! (металлофон)

Дед бил, бил не разбил (тон блок)

Баба била, била не разбила (кастаньеты)

Мышка бежала, хвостиком махнула, (колокольчик)

Яичко упало и разбилось… (глиссандо на металлофоне.)

Дед плачет (тон блок) баба плачет (кастаньеты)

А курочка кудахчет: (деревянные ложки)

Не плачь, Дед (ложки)

Не плачь, Баба! (ложки)

Я снесу вам яичко другое, не золотое, (металлофон)

А простое! (ксилофон)

Обрадовались Дед с Бабой! (вместе играют тон блок и кастаньеты)

Стали жить поживать и добра наживать! (играет весь оркестр)

В результате этой творческой и очень увлекательной работы у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива. И конечно такая работа принесёт только радость и воспитателю и детям.

Мастер-класс для воспитателей «Элементарное музицирование в группах ДОУ»
Фото «Элементарное музицирование в группах ДОУ»

Сегодня я кратко описала опыт развития индивидуальности дошкольников и продемонстрировала некоторые приемы работы с детьми через игровое общение в процессе музицирования.

В заключении, я попрошу Вас, оставить свой отзыв о нашей сегодняшней работе в «волшебной книге скрипичного ключа».

Спасибо за ваши слова и внимание!

Публикации по теме:

Мастер-класс для воспитателей «Стопотерапия»Мастер-класс для воспитателей «Стопотерапия» "Стопотерапия" мастер - класс для воспитателей Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме профилактики плоскостопия.

Консультация для воспитателей ДОУ «Музыкальный уголок в группах»Консультация для воспитателей ДОУ «Музыкальный уголок в группах» Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать.

Консультация для воспитателей «Особенности организации режимных моментов в младших группах». Часть 1 Эта консультация будет полезна молодым педагогам. Неумолимая статистика констатирует нам тот факт, что за последние годы педагогический.

Консультация для воспитателей «Особенности организации режимных моментов в младших группах». Часть 2 1 слайд: Продолжаю тему особенностей организации режимных моментов в младших группах. Теперь хочу предложить рассмотреть модель организации.

Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах»Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах» Цель: Систематизировать знания педагогов об особенностях организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах. План: Вводное.

Мастер-класс «Дерево с яблоками» в средней, старшей, подготовительной к школе группахМастер-класс «Дерево с яблоками» в средней, старшей, подготовительной к школе группах "Дерево с яблоками" Материал: 3 трубы бумажные для ствола дерева, конфетные фантики коричневого цвета, ножницы, клей, трафареты яблок.

Мастер-класс для воспитателей «Волшебный веер»Мастер-класс для воспитателей «Волшебный веер» Добрый вечер, уважаемые коллеги! 21 января в нашем дошкольном учреждении состоялся мастер-класс для воспитателей. Было представлено очень.

Мастер-класс «Музицирование на ложках». Методические рекомендации для педагогов Подготовила: музыкальный руководитель МАДОУ Центр развития ребенка д. /с. №12 Г. Шебекино Белгородской области Вдовиченко Ирина Владимировна.

Мастер-класс для воспитателей и педагогов «Музыкальный мульт-цветок» для воспитателей и педагоговМастер-класс для воспитателей и педагогов «Музыкальный мульт-цветок» для воспитателей и педагогов Топчий Ольга Владимировна музыкальный руководитель МБДОУ №56 г. Шахты Ростовской обл. Данный мастер-класс будет полезен и интересен для.

Музыкально-слуховое развитие «Музицирование» для детей раннего возраста (1–3 лет), с использованием методики К. Орфа Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие «Музицирование» для детей раннего возраста (1–3 лет, с использованием методики К. Орфа 1. Упражнение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для воспитателей «Элементарное музицирование в группах ДОУ»
Опубликовано: 9 декабря 2021 в 23:47
+306Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для воспитателей «Элементарное музицирование в группах ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Яковенко (УИ 1956082) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 120.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД