Ирина Кривая
Мастер-класс для воспитателей «Этот удивительный эксперимент»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание : повышать профессиональную компетентность воспитателей в вопросах организации детского экспериментирования.
Экспериментально – исследовательская деятельность позволяет детям позволяет детям получить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и даёт возможность удовлетворить каждому ребёнку свою любознательность, почувствовать себя учёным, первооткрывателем, самому найти ответы на вопросы «как» и «почему».
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Этот удивительный эксперимент“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
В процессе экспериментирования можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов:
1. Выделение проблемы.
2. Постановка цели.
3. Выдвижение гипотезы.
4. Отбор средств и материалов для самостоятельной деятельности.
5. Осуществление эксперимента.
6. Формулирование выводов.
Особенно интересно экспериментировать детям с объектами «неживой» природы. Так как это то, с чем ребёнок сталкивается каждый день.
Как вы думаете, с какими объектами природы ребёнок может экспериментировать в детском саду?
Сегодня я предлагаю вам самим попробовать сделать открытия, поэкспериментировать с водой, воздухом, песком, магнитом и звуком.
Разделимся на пять групп. У меня в руках «Чудесный мешочек». В нём разные геометрические фигуры. У кого геометрические фигуры будут одинаковыми, те будут в одной команде.
Теперь выберем объекты исследования. У меня на подносе листы бумаги, на которых написаны загадки. Отгадав загадку, вы узнаете с каким объектом природы вы будете работать:
1. В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
(Вода, 1 столик)
2. Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Невидимка он, и всё же
Без него мы жить не можем.
(Воздух, 2 столик)
3. Он и жёлтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать
И играть.
(Песок, 3 столик).
4. Это камень не простой, а волшебный.
Он может притягивать к себе некоторые предметы.
(Магнит, 4 столик).
5. Их мы не видим, но слышим,
Бывают громкие и тихие, высокие и низкие.
И мы их произносим. Что это?
(Звуки. 5 столик).
Придумайте названия ваших команд.
У каждой группы на столике лежат карточки с заданиями. Вам нужно будет организовать эксперимент, соблюдая этапы, о которых я вам рассказывала. Один человек из команды занимает позицию воспитателя, а двое других – детей.
Задания для команд.
1. «Вот я несла к вам в садик бусы, уронила их в лужу, а Дед Мороз заморозил их, и попали бусинки в плен. Как же нам быть? Что делать?»
2. «Скажите: зачем под воздушным шаром находится горелка?»
3. Миша (игрушка) рассказывает детям о своё м несчастье: «Машенька отправила меня отнести пирожки бабушке, а я потерял корзину с пирожками и теперь не знаю, как мне быть».
4. Иванушка (можно взять игрушку) рассказывает: «Мою невесту Василису похитил и держит в темнице Кощей Бессмертный. Я хочу вызволить её, но для этого мне нужен меч – кладенец, который хранится на дне глубокого наполненного водой колодца. Я не знаю, как достать оружие, помогите мне, ребята!»
5. Ответьте на вопрос: «Почему Мишутка пищал?»
Проведение экспериментов. Попробуйте определить, для какого возраста подходит каждый эксперимент.
Экспериментирование невозможно без игры. Игра позволяет закрепить знания об объектах и явлениях природы. Я хочу предложить вам провести игру «Ходит капелька по кругу». Но для этого нам нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь). Я мама Тучка, а вы – мои детки-капельки, вам пора отправляться в путь. (Мама тучка показывает, что надо делать).
Полетели капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они все вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составляют ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали- плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягиваются вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, я без вас соскучилась.
Как вы думаете знания о каком явлении в природе закрепляют дети с помощью этой игры?
Немаловажное значение в развитии детской познавательной активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно – пространственная среда. Она стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребёнка, создаёт оптимальные условия для активизации хода развития, поэтому в группе должен быть оборудован специальный уголок. Давайте подумаем, какие предметы и материалы должны в нём находиться? За правильный ответ вы получите капельку.
Посчитайте капельки. У кого сколько?
Организованная система работы в детской лаборатории и на занятиях позволяет предоставить детям инструмент самостоятельного познания мира и сформировать у детей навыки экспериментальной деятельности.
Закончить нашу встречу хотелось бы словами В. Сухомлинского: «Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать».