МААМ-картинки

Мастер-класс «Фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей»

Светлана Абанина
Мастер-класс «Фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Добрый день, уважаемые коллеги! В пословице говорится: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать - и я пойму». Эти мудрые слова можно взять как девиз, условие успешной работы с детьми дошкольного возраста, так как именно через показ, наблюдение и собственную практическую деятельность ребенок развивается.

Да и мы, педагоги-дошкольники, люди творческие, неугомонные, в своей работе с детьми чаще следуем пословице: «Лучше сто раз увидеть, чем сто раз услышать». А еще лучше - сто раз сделать. Поэтому сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе с детьми по речевому развитию.

Публикация «Мастер-класс „Фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей“» размещена в разделах

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как фольклор.

Решение данной проблемы составляет цель моей работы: повысить уровень познавательной речевой активности дошкольников средствами фольклора; приобщить детей к традициям и культуре родного края через развитие речи средствами фольклора.

Для себя я выделила основные актуальные задачи:

определить основные методы, формы использования различных форм фольклора в процессе речевого развития детей и разработать методы их комплексного применения;

проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе работы;

показать красоту русского языка через устное народное творчество, сформировать у детей интерес к детскому фольклору, обогатить словарный запас детей.

Практическая часть.

Большую роль в развитии связной речи дошкольников играют сказки, пословицы, поговорки, колыбельные песни, прибаутки, потешки и другие.

Уважаемые коллеги, я предлагаю вам ненадолго окунуться в мир детства и поиграть со мной.

В мире много сказок грустных и смешных,

И прожить на свете нам нельзя без них.

В сказке может все случиться, наша сказка впереди.

Сказка в двери к нам стучится,

Скажем гостю: «Заходи!»

В игре «Помогите вспомнить» предлагаю детям следующую ситуацию:

Я прочитала книжку с русскими народными сказками, но названия этих сказок забыла. Помню только, что в первой сказке были дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и еще кто-то. Ну, они ее и вытащили. Как называется эта сказка?

«Репка»

Кого из действующих лиц я не назвала?

И что же они вытащили?

Спасибо, я сразу вспомнила, что это сказка «Репка». Как вы мне помогли.

Для активизации речевой активности предлагаю детям в игре «Угадай-ка» ответить на следующие вопросы:

Детям необходимо ответить на такие вопросы:

1. Какую песенку пел Колобок?

2. Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?

3. Нужно похвастаться как Заяц-Хваста.

Умницы, вы настоящие зайцы, сколько эмоций, мимики, спасибо вам за импровизацию. Вы так здорово изображали героев, эмоционально, что хочется играть и играть с вами дальше.

Пальчиковые игры Пальчиковые игры – это уникальный способ развития ребенка. Игры представляют собой своеобразный массаж и гимнастику для пальцев рук. Движения обычно сопровождаются короткими, весёлым стихами, и дети с удовольствием их повторяют. Для малышей игры являются самостоятельным заданием, а для старших дошкольников они могут стать разминкой между упражнениями.

Пальчиковые игры способствуют:

- развитию координации движений;

- развитию мелкой моторики, а значит и речи;

- расширению словарного запаса;

- развитию внимания, памяти, воображения;

- установлению теплого телесного контакта между ребенком и взрослым.

Пальчиковые игры – это уникальный способ развития ребенка. Игры представляют собой своеобразный массаж и гимнастику для пальцев рук. Движения обычно сопровождаются короткими, весёлым стихами, и дети с удовольствием их повторяют. Для малышей игры являются самостоятельным заданием, а для старших дошкольников они могут стать разминкой между упражнениями.

Пальчиковые игры способствуют:

- развитию координации движений;

- развитию мелкой моторики, а значит и речи;

- расширению словарного запаса;

- развитию внимания, памяти, воображения;

- установлению теплого телесного контакта между ребенком и взрослым. Давайте с вами поиграем

Варим, варим мы компот» (фрукты)

Будем мы варить компот

Фруктов нужно много. Вот.

(левую ладошку держать «ковшиком», а указательным пальцем правой руки мешать)

Будем яблоки крошить,

Груши будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

(загибать пальцы по одному, начиная с большого)

Варим, варим мы компот

Пословицы и поговорки — это короткие и выразительные высказывания, в которых запечатлены наблюдательность и мудрость людей. Как правило, поговорка описывает какое-то явление, но не даёт ему моральной оценки. Пословица же состоит из двух частей: в первой описывается явление, а во второй выражается его оценка, положительная или отрицательная, и даётся поучение, рекомендация, как нужно поступать.

И сейчас я предлагаю поиграть в игру «Доскажи пословицу».

О ДРУЖБЕ И ВРАЖДЕ

• Друзья познаются в беде.

• Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

• Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты.

• С кем поведешься, от того и наберешься.

• Одинокое дерево ветер легче валит.

• Старый друг, лучше новых двух.

• Дружбу за деньги не купишь.

• Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.

Особое место занимает фольклор во время проведения режимных моментов.

Воспитатель: Дети с удовольствием умываются, обедают, занимаются различными делами под такую малую фольклорную форму, как потешки. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. Предлагаю вам, уважаемые коллеги, продемонстрировать друг другу потешки для разных режимных моментов.

Воспитатель: А сейчас я вас познакомлю с маленькими хитростями, которые я использую в своей работе. Утро, как правило, начинается с приветствия, и не только друг другу, но может быть и солнышку за окошком. Приглашаю вас, уважаемые коллеги, поприветствовать друг друга! А теперь поприветствуем солнышко.

Вместе с солнышком встаем,

Вместе с птичками поем,

С добрым утром,

С ясным днем,

Вот как славно мы живем!

Все знают, как трудно уложить малышей спать. В этом нам поможет колыбельная песня.

Колыбельная песня - дар прошлого, которая первым встречает ребенка в этом мире. Очень важно, чтобы ребенок услышал первые слова на родном языке, важно какой звук услышит ребенок и у каждого народа есть свой ритм.

Р. Гамзатов писал «Если бы не колыбельной, не было бы на свете и других песен».

Ходит дрёма

Возле дома,

Видит дрёма.

Кто не спит.

Баю, баю, баю.

Куколку качаю,

Куколка устала.

Целый день играла.

Положи Катюшка,

Щёчку на подушку,

Выпрями ты ножки,

Спи сорее крошка.

Спать пора (С. Маршак)

Наступает ночка,

Ты устала, дочка.

Ножки бегали с утра,

Глазкам спать давно пора.

Ждёт тебя кроватка.

Спи, дочурка сладко!

Очень нравятся детям и потягушки.

(педагоги выполняют)

Потягуни – потягушечки,

От носочков до макушечки,

Мы потянимся – потянимся,

Маленькими не останемся. !

Воспитатель: Ни для кого не секрет, что малыши очень любят хороводные игры. Они помогают поддержать доброжелательные отношения между детьми. Дети учатся действовать согласованно и слаженно, также учатся координировать и соотносить свои движения с движениями других. Так, при многократном повторении теста игры, непринужденно, у детей развивается речь, расширяется активный словарный запас.

Я предлагаю вам встать в круг и поиграть в хороводную игру «Заинька»

Заинька по сеничкам гуляй, гуляй, гуляй.

Серенький по сеничкам гуляй, гуляй, гуляй.

Дети двигаются по кругу

Заинька, топни ножкой, Вот так эдак, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой! Вот так эдак, топни ножкой!

Дети, стоя по кругу, топают ножками, руки при этом держат на поясе:

Заинька, хлоп в ладоши, Серенький, хлоп в ладоши!

Дети хлопают в ладоши.

Заинька, попляши, Серенький, попляши!

Дети выставляют ножки

Воспитатель: Таким образом, малые формы фольклора представляют собой прекрасный речевой материал, умелое использование которого позволяет педагогам установить прочную связь с ребёнком, помогает принять ребёнку окружающую действительность и взаимодействовать с ней.

И в завершении я предлагаю вам подвести итоги нашей встречи. Мысленно положите на левую ладошку всё то, с чем вы пришли сегодня сюда: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили нового. А теперь соединим всё в единое целое, я буду очень рада, если ваш багаж сегодня пополнился.

А мне остаётся поблагодарить Вас за внимание, за работу.

Публикации по теме:

Использование готовых шаблонов в Microsoft PowerPoint для создания игр и активизации речевой активности дошкольниковИспользование готовых шаблонов в Microsoft PowerPoint для создания игр и активизации речевой активности дошкольников В интернете очень много готовых дидактических интерактивных игр для детей. Но часто ни одна из них не подходит к тем задачам, которые приходится.

«Японский кроссворд — как средство активизации и развития детей» к Всемирному Дню кроссвордиста«Японский кроссворд — как средство активизации и развития детей» к Всемирному Дню кроссвордиста Что же такое японские кроссворды? Японский кроссворд — головоломка, в которой в отличие от обычных кроссвордов зашифрованы не слова, а.

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возраста Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость..

Дидактические игры для стимулирования речевой активности детей раннего возрастаДидактические игры для стимулирования речевой активности детей раннего возраста Все мы знаем, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности, и что чем лучше развита у ребёнка речь, тем полноценнее.

Методический комплекс «Мастерская речи» для формирования познавательно-речевой активности детей-инвалидов и детей с ОВЗМетодический комплекс «Мастерская речи» для формирования познавательно-речевой активности детей-инвалидов и детей с ОВЗ Вышегородцева Ольга Соломоновна, Домарева Елена Николаевна, Салькова Елена Викторовна, воспитатели, МБДОУ ДС № 14 «Солнышко» Тема: «Формирование.

Карта контроля организации речевой активности детей дошкольного возраста в образовательном процессе Карта контроля организации речевой активности детей дошкольного возраста в образовательном процессе Дата проведения контроля.

Мастер-класс «Декоративно-прикладное творчество как средство развития творческой активности родителей детей 2–3 лет»Мастер-класс «Декоративно-прикладное творчество как средство развития творческой активности родителей детей 2–3 лет» Мастер - класс «Декоративно прикладное творчество как средство развития творческой активности родителей» Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Театрализованная деятельность как метод развития речевой активности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как метод развития речевой активности детей раннего возраста В 2019 году мы впервые набрали группу от 1,5 до 3 лет. Ни для кого не секрет, что современные дети приходя, в дошкольное учреждение почти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей»
Опубликовано: 11 марта 2024 в 20:07
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Абанина (УИ 266821) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД