Оксана Борисова
Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Играя развиваем речь»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс для воспитателей ДОУ
«Играя развиваем речь»
Подготовила и провела:
воспитатель Борисова О. В.
Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток и восклицать:
«О, как же ты красива!»
Е. Щукина.
Цель: познакомить педагогов с видами словесных игр и их использование в образовательном процессе ДОУ.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей ДОУ „Играя развиваем речь“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Материал: массажные шарики, деревянные палочки, цветные карандаши, фломастеры, простые карандаши, альбомные листы на каждого участника мастер – класса.
Оборудование: мультимедийный экран (для показа слайдов по тексту презентации)
Вступительная часть:
Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Для активизации речевого развития детей я в образовательной и в повседневной деятельности детей по развитию речи я использую упражнения и игры, которые направлены на решение разных речевых задач. Основные задачи – это развивать звуковую культуру речи, формировать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать связную речь. Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идёт постепенное усложнение методов и приёмов обучения родному языку. Все задачи тесно связаны между собой, и предлагаемые игры и упражнения развивают у детей внимание к слову.
Развитие речи традиционно осуществляется в разных видах деятельности детей посредством использования практических методов, направленных на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игровые упражнения, игровые технологии. Они используются для решения всех речевых задач.
В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А что является основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности? (ответы слушателей).
- Конечно же - это игра Т. к у нас с вами профессиональная деятельность связана с детьми в детском саду, а ведущей деятельностью этого возраста является ИГРА, значит, мы с вами сейчас тоже поиграем.
И сегодня я хотела бы поделиться с вами своим опытом работы по речевому развитию детей дошкольного возраста.
Практическая часть:
- И начнем мы с метода совместных рассказываний, где я использую такие игровые приемы как: «Я начну, а ты продолжи», «Закончи предложение». Попробуем?
- Пошел первый….
- Утром дети …
- Девочка Маша играет… .
- Этот прием направлен на совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает.
«Доскажи словечко».
- Посмотрите-ка, ребята,
Ведь играют тут. (котята).
- Вот пустилось что-то вскачь.
Рассмотрели - это. (мяч).
- Очень чисто вымыт пол,
На него поставим. (стол).
Но, так как мы с вами взрослые люди, я хочу немного усложнить задание.
Задание: вспомните героев любимых сказок и отгадайте про них загадки.
• Коли есть печка, не нужен диван, щукой командует в сказке… (не Иван, а Емеля)
• Дернуть за веревочку – такой для входа код. Съел бабушку и внучку голодный серый… (не Кот, а Волк)
• В Людоедах знает толк, съест, как мышь, любого… (не Волк, а Кот в сапогах)
• Озорник, хвастун, крепыш, подлетел к окну… (не Малыш, а Карлсон)
• Волка не пускают, Волка братья злят, крепкий дом построен у троих… (не козлят, а поросят)
• Плетью бьет всех, кто шалит, мучит кукол… (не Айболит, а Карабас)
• Стрела у Ивана упала в болото и в лапы попала она… (не бегемота, а Лягушки)
• Лягушка со стрелою – печальная картина. Женой квакушка станет теперь для… (не Буратино, а для Ивана-царевича)
• Из полена Карло вырезал фигурку, существо ожившее он назвал… (не Снегуркой, а Буратино)
• У попа работник родом из крестьян, за щелчки работать нанялся… (не Иван, а Балда)
- Молодцы, у вас все получилось.
- Следующее игровое упражнений «Почемучки».
- Я вам сейчас буду задавать вопросы, а вы должны ответить на него полным ответом, начиная со слов «потому что».
- И так, начнем.
• Почему улетают птицы?
• Почему зимой нельзя купаться?
• Почему засыхают цветы?
• Почему весной тает снег?
• Почему летом не носят шубы?
• Почему люди берут зонты?
• Почему пришел врач?
• Почему деревья мокрые?
• Почему мяч катится?
• Почему ребята не едят яблоки?
Данное упражнение направлено на формирование навыков связных речевых высказываний, развитие умения отвечать полным предложением на поставленный вопрос, учитывая установку воспитателя.
- А сейчас я предлагаю вам немного поиграть с пальчиками :
- Но прежде, чем начать игру, я предлагаю вам ответить на вопрос: Для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают? (ответы слушателей)
- Да, вы абсолютно правы. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.
- Сегодня я попытаюсь показать вам, как это работает и надеюсь, что вам понравится выполнять незатейливые упражнения, а затем и привнести их в свою работу.
Пальчиковые игры
Ладушки-ладошки
К бабушке в окошко
Постучали стук да стук
Это внучка, это внук
Заходите на порог
Будем стряпать колобок.
- А теперь, я предлагаю вам, вместе со мной поиграть с мячиками – это могут быть обычные мячики или массажные. Как известно, у детей с неразвитой речью не сформированы моторные функции. Один из «практических» ответов на оба эти вопроса – развитие у детей мелкой моторики и улучшение координации движений, пространственных представлений. Ведь известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие. Важным средством развития тонкой моторики рук служат упражнения с предметами, поскольку именно предметно-манипулятивная деятельность лежит, в основе развития двигательных функций рук.
Мышки вышли на прогулку:
Мышка с сыром, мышка с булкой,
Мышь с корзинкой, мышь с сачком,
Мама мышка с рюкзачком.
В рюкзачке – проказница,
Балуется, дразнится. - Ая-яй!
Ручки помыли,
Тесто замесили.
Будем без спешки,
Стряпать пельмешки.
Слышишь баба?
Слышишь дед?
Приходите на обед!
Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями.
Так, с целью развития связной речи, я использую такой игровой прием, как рассказывание сказки от начала и до конца от лица героя сказки или предмета.
Всем вам известна сказка колобок. Я сейчас дам образец сказки от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик …и т. д. таким образом, рассказываем сказку до конца.
- А сейчас я предлагаю вам, выложить предложенную сказку по порядку, в этом нам поможет игра «Поезд времени», и рассказать ее от имени какого-либо героя этой сказки или предмета.
Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, мною в работе с детьми используется приём мнемотехники. Это не игровой прием, но мне хочется поделиться с вами опытом работы в его использовании.
Мнемоника, или мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, которая выражается в мнемотаблицах.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей направлены на обогащение словарного запаса, совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой культуры речи.
Мнемотаблицы можно составлять самим. Изображения на мнемотаблице можно располагать:
на одной полосе бумаги, на отдельных листах или карточках, на одном листе, поделив его на несколько частей (таблица).
А сейчас я вам прочту стихотворение, а вы попробуете сами составить к нему мнемотаблицу.
И так:
Божья коровка
Точка, точка,
Два крючочка-
Это лапки у жука.
Два блестящих лепесточка
Раздвигаются слегка.
Справа – точка, слева – точка,
В черных крапинках бока.
Я подую на жука –
Улетай за облака!
Словно красный вертолет,
Прямо в небо он уйдет. (Ф. Грубин)
Уважаемые коллеги, я поделилась с вами тем, как можно использовать в своей работе совмещение разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Продемонстрированные приемы я активно применяю в своей работе, что позволило мне не раз убедиться в их результативном воздействии на речевое развитие детей.
Особенно примечательно и удобно в использовании вышепоказанных игр является то, что бесчисленное их множество можно найти не только в литературе, но и бесконечно импровизировать, придумывая разнообразные движения под хорошо знакомые вам стихи, потешки, песенки.
- Спасибо вам за внимание!