Светлана Панченко
Мастер-класс «Игровые танцы для детей старшего дошкольного возраста на занятиях физической культурой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: систематизация представлений у педагогов об игровых танцах, как о средстве физической культуры, развивающей двигательную активность у дошкольников.
Задачи:
- познакомить педагогов с видом ритмической гимнастики- игровые танцы;
- закрепить знания участников мастер-класса об организации и проведении физических упражнений с помощью игровых танцев;
- повысить профессиональную компетентность участников мастер-класса.
Публикация «Мастер-класс „Игровые танцы для детей старшего дошкольного возраста на занятиях физической культурой“» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Работа инструкторов по физической культуре
- Старшая группа
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Ход мероприятия:
СЛАЙД 1.- Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мастер-класс будет посвящен танцевально – ритмической гимнастике, а именно игровым танцам, которые можно использовать как средство физической культуры, развивающей двигательную активность у дошкольников.
СЛАЙД 2. ФГОС Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и целостного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
•развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
•накопление и обогащение двигательного опыта у детей (овладение основными движениями);
•формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Образовательная область «Физическое развитие» должна быть направлена, главным образом, на достижение важнейшей цели – формирование представлений у дошкольников о здоровом образе жизни. Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков
СЛАЙД 3. Сегодня, как показывает статистика, наблюдается ухудшение здоровья детей. Проведённые исследования установили, что современные дети сильно подвержены гиподинамии. Долгое проведение за компьютером только усугубляет ухудшение здоровья: нарушается осанка, зрение; очень большая нагрузка накладывается на нервную систему. Здоровье всегда считалось одной из высших ценностей человека - основой активной творческой жизни.
В связи с проблемами здоровья и экологии, пониженной рождаемостью, уменьшением двигательной активности детей вследствие научно-технического прогресса, перед учёными встаёт серьёзный вопрос об увеличении двигательной активности и разработке новых способов и средств повышения двигательной активности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
СЛАЙД 4. Двигательная активность оказывает положительное влияние на весь организм ребёнка.
В числе средств повышения двигательной активности в процессе самостоятельной деятельности детей, выделяют музыкально-ритмические движения и игры. Музыкально-ритмические движения вызывают интерес, заставляют переживать музыкальные образы, сопереживать музыке и выражать свои чувства в движениях, что ненавязчивым образом ведет к развитию физических качеств и повышению двигательной активности, а это, в свою очередь, обеспечивает нормальное развитие физических и психических функций и крепкое здоровье, что так необходимо современному ребенку.
В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики. Это не только возможность для ребенка хорошо провести время и выплеснуть накопившуюся энергию, но и освоение жизненно необходимых умений и навыков, закладка фундамента будущего физического и психического здоровья, а также создание предпосылок сознательного ведения здорового образа жизни. Поэтому я решила использовать танцевально-ритмические движения в физкультурно-оздоровительной работе.
СЛАЙД 5. Танцевально-ритмическая гимнастика– это система физических и танцевальных упражнений, построенная на связи движений и музыки.
СЛАЙД 6. Направленности танцевально-ритмической гимнастики :
Оздоровительная направленность танцевально-ритмической гимнастики определяет психофизическое состояние ребенка и оказывает влияние на его растущий организм.
Образовательная направленность формирует и совершенствует двигательные умения и навыки в основных видах движений.
Воспитательная направленность воспитывает положительные, нравственно-волевые черты личности: инициативность, самостоятельность, взаимопомощь, настойчивость, смелость. Укрепляются органы дыхания, увеличивается объем грудной клетки.
Отличительные ее признаки заключаются в танцевальной манере выполнения упражнений.
При всем разнообразии форм, ритмическая гимнастика имеет ряд специфических черт, делающих ее особенно привлекательной и популярной.
СЛАЙД 7. Этими особенностями являются:
1. Сочетание общеразвивающих упражнений с элементами народно-бытовых и характерных танцев, диско-танцев и танцев в стиле «ретро», рок, брейк, фанк и др.
2. Модернизация гимнастических элементов за счет введения асимметричных движений.
3. Тесная связь движений с музыкой и музыкальными направлениями.
4. Большая эмоциональная насыщенность за счет высокой экспрессии
движений и активной роли преподавателя на занятиях.
5. Высокая динамичность и разнообразие движений.
6. Возможность эмоционального самовыражения и нервно-психической разрядки.
7. Расширение двигательных возможностей и повышение культуры движений.
8. Коллективный характер занятий.
9. Поточный способ выполнения упражнений
Источниками движения для ритмики принято считать физические упражнения, танец и сюжетно-образные движения.
СЛАЙД 8. На основе источников движений принято выделять следующие виды музыкально-ритмических движений:
Игровые танцы
Игрогимнастика
Танцевально-ритмическая гимнастика
Музыкально-подвижные игры
Игры-путешествия (или сюжетные занятия)
Креативная гимнастика
Танцы, пляски, хороводы.
В содержание занятий следует включать знакомые детям упражнения, а также новые упражнения, рассчитанные на конкретную возрастную категорию. В содержание занятий входят : бег, прыжки, различные виды ходьбы, ритмичные упражнения в сочетании с полуприседаниями, приставными шагами, выразительными движениями рук. Небольшие волнообразные движения туловищем дополняют упражнения, превращая их в своеобразный спортивный танец.
Ритмическая гимнастика в дошкольных учреждениях должна носить игровую направленность. Образно говоря, нам надо «играть» в ритмическую гимнастику.
СЛАЙД 9. Итак, сегодня я предлагаю одно из средств, развивающих двигательную активность воспитанников - это танцевально-ритмическая гимнастика, а именно игровые танцы.
Ценность и польза танцев-игр очевидна. Использовать их можно в самых разнообразных формах работы с детьми (и не только с детьми) — и на занятиях, и на праздниках, и на развлечениях.
СЛАЙД 10 Танцы-игры с успехом можно использовать для совместных игр-танцев детей с родителями или детей разного возраста на праздниках и развлечениях.
Это особенно актуально для настоящего времени, поскольку совместные праздники и развлечения с родителями стали проводиться практически повсеместно. На таких праздниках родители не только гости и зрители, но и активные исполнители, принимающие участие в различных танцах и играх вместе с детьми.
СЛАЙД 11. Каковы же особенности танцев-игр?
Во-первых, это, в основном, танцы с несложными движениями, включающие элементы общения, смену партнеров, игровые задания (кто лучше пляшет) и т. д. Движения и фигуры в таких плясках очень просты, доступны для исполнения даже маленьким детям.
В игровых танцах допускается давать названия упражнениям. Это помогает правильно осмыслить характер выполнения и еще более облегчает их запоминание.
Движения танца осваиваются по показу педагога.
СЛАЙД 12. В танцах-играх (помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве и т. д.) могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы:
• развитие эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
• развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
• развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
•
СЛАЙД 13. Игротанцы проводятся в различных формах двигательной деятельности:
- Как часть занятия по физической культуре;
- Вместо динамической паузы;
- На празднике или развлечении;
- При проведении утренней гимнастики, что усиливает её оздоровительный и эмоциональный эффект
Игровые танцы не только благотворно влияют на развитие всех систем организма, но и формирует желание заниматься физкультурой в целом. А усилия, которые затрачиваются на занятиях, компенсируются веселой, заводной и ритмичной музыкой. Дети занимаются с большим удовольствием и усердием, и различные движения выполняют более качественно.
На каждую возрастную группу мною предусмотрен отдельный комплекс, соответствующий данному возрасту.
Для детей 5-6 лет – составляю комплексы, в которые включаю движения на координацию рук и ног, добавляю больше танцевальных движений. Обращаю внимание на выразительное исполнение движений, на мимику.
Для детей 6-7 лет предусматриваются более сложные по строению комплексы. Используется смена темпа движений, движения на ориентировку в пространстве (право, лево). Включается больше прыжковых и беговых движений, а также движений со сложной координацией (поочередное поднимание левой и правой руки с одновременным движением ногами).
Движения выполняются по показу педагога, а это для детей наглядный пример правильности их выполнения.
Когда дети запомнили комплекс движений, я добавляю небольшие перестроения и получается самостоятельный танец, который можно использовать на праздниках и развлечениях.
СЛАЙД 14. Поскольку многие танцы построены, в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального климата в детской группе.
А сейчас, уважаемые педагоги, я приглашаю всех немного размяться и поднять настроение с помощью танца-игры «Олимпийцы»
СЛАЙД 15. Уважаемые педагоги, спасибо за внимание! Надеюсь, мастер-класс был для вас полезным!