Анастасия Пугачёва
Игры и упражнения по развитию грамматического строя речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
1 «Один - много»
Цель: Формировать представление о множественном числе существитель-ных, преобразование из единственного числа во множественное.
Оборудование: картинки с разными предметами посуды.
Ход игры:
Взрослый говорит, показывая картинку, где изображен один предмет, что здесь нарисовано — кастрюля, а у вас — кастрюли, тарелка- тарелки т. д.
Сковорода … Вилка…Тарелка… Чайник…Чашка…Блюдце…Нож…
Данную игру можно проводить и наоборот, т. е. показывая картинки, где изоб-ражено много предметов (мн. число) и детям необходимо назвать предмет, т. е. ед. ч.
2 «Назови ласково»
Публикация «Игры и упражнения по развитию грамматического строя речи дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Цель: учить детей образовывать существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами.
Оборудование: домашние животные большие и маленькие, контейнер с наполнением (крупа)
Ход игры.
Взрослый называет животное в единственном числе и выставляет на стол. Ребёнок ищет в контейнере животное и называет «ласково» и ставит на стол.
Пример: лошадь - лошадка, корова - коровка и так далее.
3 «Жадина»
(Моя, мой, моё, мои)
Цель: согласование местоимений с существительными.
Оборудование: игрушки, 2 контейнера.
Ход игры.
Взрослый предлагает ребёнку выбрать игрушку, про которую можно сказать «мой …», «моя.», «моё…».
Примеры. Мой кубик, моя кукла, моё зеркало и так далее.
4 «Сосчитай игрушки»
Цель: формировать умение согласовывать имя существительное с числительным.
Оборудование: картинки с изображением игрушек, игровое поле.
Ход игры
Ребенку предлагается посчитать сколько предметов он видит на картинке и соотнести с нужным полем.
Пример: один мяч, два мяча, три мяча и так далее.
5 «Чей хвост?»
Цель: образование притяжательных прилагательных.
Оборудование: круг на котором изображены животные без хвостов, прищепки с приклеенными хвостами.
Ход игры:
Ребенок подбирает нужный хвост и прицепляет прищепку к животному.
Пример: хвост (чей) – заячий и т. д.
6 «Поварята»
Цель: упражнять детей в умении образовывать прилагательные от существи-тельных. Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с су-ществительными. Поддерживать интерес детей к овощам.
Оборудование: кастрюли с вклеенными овощами, фонарик
Ход игры:
Ребенок подсвечивает фонариком кастрюлю и называет какой овощ лежит, да-лее называет какой суп.
Пример: в кастрюле лежит картофель, значит суп картофельный.
7 Словесная игра «Я иду, иду за собой ребят веду…»
Цель: формирование навыка словообразования.
Оборудование: шапочки диких животных.
8 Закончи предложения
Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от сло-ва гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.
Материал: текст стихотворения.
Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.
И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.
Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.
Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.
Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.
И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.
Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!
Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,
Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.
А когда собрал их много, то отправился домой,
И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.
Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,
А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!
9 "Волшебный мешочек"
Цель: сформировать навыки употребления родовой принадлежности, согласова-ния прилагательных в роде.
Материал: мяч, зайчик, яблоко, огурец, ведро, лягушка, ложка.
Ход игры
Вносится "Волшебный мешочек", из которого достаются игрушки.
Дети рассматривают их и отвечают на вопросы.
Какой огурец? (Длинный, овальный, зелёный, сочный.)
Какой мяч? (Синий, резиновый, круглый, красивый, меленький.)
Какое яблоко? (Вкусное, сладкое, круглое, красное, большое.)
Какая лягушка? (Зелёная, холодная, блестящая, резиновая.)
Какое ведро? (Пластмассовое, жёлтое, маленькое, легкое.)
Какая ложка? (Железная, маленькая, блестящая, чайная.)
Затем все игрушки ещё раз внимательно рассматриваются детьми и складывают-ся в мешочек.
Даётся определение предмета, а дети отгадывают предмет.
10 Словесная игра «Скажи наоборот»
Цель: Учить детей использовать в речи слова, противоположные по смыслу, ак-тивизировать мыслительную активность детей, развивать вербальную память, речевой слух; воспитывать интерес к речевым играм, культуру общения.
Правила игры : Педагог начинает игру. Он произносит начало фразы. Дети должны фразу продолжить, подбирая слова, противоположные по смыслу
Ход игры:
Педагог: Скажу я слово «высоко», а ты ответишь…
Дети: Низко.
Педагог: Скажу я слово «далеко», а ты ответишь…
Дети: Близко.
Скажу я слово «темнота», а ты ответишь…
Дети: Свет.
Педагог: Теперь скажу я слово «да!», а ты ответишь…
Дети: Нет.
Педагог: Скажу я тихо слово «ночь», а ты ответишь…
Дети: День.
Скажу я громко слово «труд», а ты ответишь…
Дети: Лень.
Скажу я слово Вам «слабак», ответите…
Дети: Силач.
Теперь скажу я слово «смех», ответите мне…
Дети: Плач.
Педагог: Скажу я слово «говорить», ответишь ты…
Дети: Молчать.
Теперь скажу слово сорить», ответишь…
Дети: Убирать.
Скажу такое слово : «грязь», ответишь…
Дети: Чистота.
Педагог: Скажу сурово слово злость», ответишь.
Дети: Доброта.
Скажу слово «хороший» Вам, ответите…
Дети: Плохой.
Педагог: Теперь скажу слово «старик» ответишь…
Дети: Молодой.
Педагог: Скажу я слово Вам «мудрец», ответишь мне.
Дети: Глупец.
Педагог: В игре всегда начало есть, ну. А сейчас…
Дети: Конец!