Шарина Дарья Владимировна
Мастер-класс «Использование элементов технологии «World Cafe» как формы организации деятельности дошкольников».
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию элементов технологии «World Cafe» как нетрадиционной формы организации деятельности дошкольников.
Задачи:
• познакомить педагогов с технологией «World Cafe» («Мировое кафе»);
• способствовать развитию профессиональной активности педагогов в овладении технологией «World Cafe»;
Вступительная часть.
Добрый день, уважаемые педагоги. Тема нашего мастер-класса «Использование элементов технологии «World Cafe» как формы организации деятельности дошкольников».
Вопросы к участникам
Публикация «Мастер-класс „Использование элементов технологии „World Cafe“ как формы организации деятельности дошкольников“,» размещена в разделах
- Знаком ли кто-нибудь с технологией «world cafe»?
- Как вы считаете, что означает термин «world cafe»?
- Ваши ожидания? (игра «Снежный ком»)
Теоретическая часть.
Что такое и как появилась технология «world cafe»?
В 1995 г. в калифорнийском местечке Милл Велли перед началом конференции со скучным названием «Интеллектуальный капитал» неожиданно пошел дождь - довольно редкое явление в этих краях. Организаторы мероприятия Хуанита Браун и Дэвид Айзакс поняли, что привычный формат - встречу на свежем воздухе в патио - придется отменить. В гостиной срочно поставили несколько столиков, вместо скатертей использовали листы бумаги с флипчартов и сварили для всех американский кофе. Участников того знаменательного сборища удивил неформальный вариант общения, но результат превзошел все ожидания: дискуссия велась непринужденно, бумажные «скатерти» оказались исписаны идеями, предложениями и графиками, но главное - все были потрясены удивительным творческим настроем! Так родился метод «world cafe», или «мировое кафе».
Технология «мировое кафе» известна в мире с 1995 года, однако в России она начала широко использоваться не так давно. Первым «подвижником» МК в нашей стране стала компания «ИнтерТренинг», проводившая обучающее мероприятие в 2007 году.
Итак, мировое кафе - новая форма работы - технология организации дискуссии в малых группах, это искусство разговора по делу, разговора о сути дела в непринужденной и открытой атмосфере - в уютной обстановке привычного кафе.
Метод идеально подходит, когда необходимо собрать информацию, организовать обмен мнениями большого количества людей по важным для организации или сообщества вопросам и проблемам; изучить возможности для дальнейших действий и принятия решений; при необходимости принять нестандартное решение; когда предстоит решение комплексной проблемы, требующей разностороннего подхода; существует несколько точек зрения на один и тот же вопрос, и необходимо их упорядочить.
Основные принципы «world cafe»:
• объемная и актуальная для всех участников тема обсуждения;
• максимально непринужденная и творческая обстановка, атмосфера гостеприимности и уюта, цветы, тихая музыка (в качестве фона) и легкие закуски - рождают креативное настроение;
• фокусирование на главном - важно не погрязнуть в мелочах и не «заболтать» проблему;
• уважение к каждому участнику «мирового кафе», возможность проявить себя даже «тихоне»;
• принцип «перекрестного опыления» - соединение разных мнений и точек зрения;
• наглядность и результативность: перед завершением «world cafe» все участники - в общем круге - обсуждают достижения «коллективного интеллекта».
Обычное количество участников - не менее 12-15 человек. Рассаживаются, как это и бывает в обычных кафе, по трое-четверо за столик. Всё это дополняется бутербродами, кофе, чаем. И начинается обсуждение.
При этом один человек становится фасилитатором - «хозяином» за столом, остальные - его «гости». Для решения проблемы в малой группе есть бумажные скатерти и куча фломастеров, все идеи фиксируются в любой форме - запись, рисунок, диаграмма. Через небольшой отрезок времени, например полчаса, дается сигнал и «гости» отправляются к следующему столику, они выступают «посланцами новых идей», «хозяин» же остается на месте и вводит новых пришедших к нему «гостей» в курс дела: презентует основные соображения, рассмотренные до этого. Работа продолжается с учетом всего, что подготовили предыдущие «гости». К концу второго круга дискуссий все «посетители» кафе ознакомятся с идеями и предложениями друг друга, каждый выскажет свое мнение и выслушает коллег. После нескольких таких «хождений» между столиками все собираются для общего обсуждения темы. Таким образом, можно «проработать» сразу несколько аспектов одного вопроса за короткое время. В конце «хозяин» делает презентацию всех идей от своего столика и устраивается «вернисаж бумажных скатертей» - результаты всех участников вывешивают для всеобщего ознакомления и обсуждения; возможны и другие варианты. Подводятся итоги, проводится анализ.
Вопросы к участникам:
- Как вы считаете, можно ли использовать данную технологию в детском саду?
- В каком возрасте?
- В чем могут заключаться особенности использования технологии «world cafe» в работе с детьми дошкольного возраста?
- В организации каких видов деятельности можно использовать элементы данной технологии?
Воспитатели могут использовать элементы «World cafe» в работе со старшими дошкольниками по такому же принципу, как и взрослые. Такую форму работы можно использовать при организации поисковой деятельности, при выполнении коллективных работ в художественно – творческой деятельности, при обсуждении каких - либо проблемных ситуации для поиска возможных вариантов решения, при проведении НОД познавательного характера. Это позволит каждому ребенку озвучить свое мнение, а затем, при обсуждении, всем вместе выбрать оптимальный вариант. Воспитатель при необходимости направляет детское обсуждение в «нужное» русло. Использование данной технологии позволяет создать условия для активизации познавательной деятельности детей (побуждает их к размышлению, самостоятельному формулированию выводов и т. д.) развития инициативы и самостоятельности, формирования коммуникативных навыков, умения работать в группе.
Технология «Мирового кафе» может быть использована и для повышения эффективности совместной деятельности педагогов и родителей. Пример сценария родительского собрания с использованием метода "Мировое кафе" представлен в журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», 2014 год, № 5 (май, стр. 31, а также в книге Давыдова О. И., Майер А. А. : «Как эффективно использовать технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОО». Технология «world cafe» позволяет организовывать родительские собрания в детском саду так, чтобы родители становились основными "действующими лицами" при принятии решений, касающихся жизни ребенка в детском саду, и "активными участниками" взаимодействия с педагогическим коллективом дошкольной образовательной организации.
Практическая часть
Уважаемые педагоги! Предлагаю вам проработку темы нашего сегодняшнего педсовета по технологии «world cafe». (Поделить педагогов на команды по количеству столов любым способом. Затем методом жеребьевки или большинством голосов выбрать «хозяина» столика, а также «хозяином» столика может стать сам докладчик, старший педагог или педагоги, наиболее компетентные в теме педсовета).
Итак, напоминаю правила: каждая команда по сигналу начинает обсуждать свою тему, «хозяин» вводит «гостей» в курс дела, по истечении времени «гости» переходят за следующий стол, где продолжают работу, которую начала предыдущая команда. После того, как «гости» побывают за всеми столами, каждый «хозяин» презентует итоги работы своего стола.
Тема 1 - го стола: Работа с нормативными документами. Художественно-эстетическое развитие детей в ФГОС ДО.
Тема 2 – го стола: Задачи художественно – эстетического развития в каждой возрастной группе.
Тема 3 – го стола: Создание РППС для успешного художественно – эстетического развития детей.
Подведение итогов.
- Оправдались ли ваши ожидания?
- Заинтересовала ли вас данная информация? Почему?
- Считаете ли вы ее полезной для себя? Почему?
Используемые источники:
Луговцова А. Всемирное кафе: маленькие беседы с большим смыслом.
Давыдова О. И., Майер А. А. Как эффективно использовать технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОО: Учебно-методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2014. – 144 с.
Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», 2014 год, № 5 (май, стр. 31
Электронные ресурсы :
The World Cafe - http://www.theworldcafe.com
World Cafe Europe - http://www.worldcafe-europe.net/frontend/index.php
http://adukatar.net/wp-content/uploads/2011/07/19_Pages_37–41.pdf
https://interactive-plus.ru/ru/article/16378/discussion_platform