Ольга Смирнова
Мастер-класс «Метафорические ассоциативные карты в практике педагога-психолога»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: раскрыть возможности метафорических ассоциативных карт как эффективного инструмента в практике педагога-психолога.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с правилами использования метафорических ассоциативных карт в работе с детьми и взрослыми.
2. Дать представление об алгоритме работы с метафорическими ассоциативными картами.
Публикация «Мастер-класс „Метафорические ассоциативные карты в практике педагога-психолога“» размещена в разделах
3. Показать возможность практического применения МАК в работе педагога-психолога.
Инвентарь: МАК «ЭККО», МАК «Маленькое счастье», МАК «Я и все, все, все», гуашь, мелки, акварель, цветные карандаши, простые карандаши, фломастеры, стаканы для воды, палитра, кисти, клеенка, салфетки сухие, салфетки влажные, бутылка с водой, листы бумаги А4, стол, 5 стульев, песочные часы.
Ход мероприятия
Здравствуйте, уважаемые члены жюри, коллеги, гости!
Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему «Метафорические карты в практике педагога-психолога».
I этап. Теоретический
1. У каждого методического приёма, дидактической игры или инструмента есть правила использования. Не составляют исключение и метафорические ассоциативные карты. Вот самые важные их них:
Правило 1. Мы уважаем других участников и заботимся об их комфорте и безопасности.
Правило 2. Изображение на карте нужно рассматривать как символ или метафору.
Правило 3. В процессе игры мы ценим чужой интеллект и воображение.
Правило 4. Воздерживаемся от интерпретации и оценки карты другого игрока. Нет «неправильных» ответов и историй.
Правило 5. Не прерываем рассказ другого участника и не перебиваем его.
Правило 6. Для понимания карты лучше ориентироваться на чувства, ассоциации, используя свою фантазию, нежели логику и разум.
Правило 7. Игрок может отказаться от вытянутой карты, показав ее другим участникам или нет, а также выбрать другую карту без каких-либо объяснений.
Метафорические карты тем и интересны в своём применении, что каждый человек интерпретирует карту по-своему, исходя из своего жизненного опыта, воображения или проблемы.
Однако, в индивидуальной работе с метафорическими картами специалисты рекомендуют придерживаться примерного алгоритма:
1. Обозначить актуальную ситуацию или проблему.
2. Вытянуть карту в открытую или в закрытую.
3. Описать чувства по поводу увиденного.
4. Ответ на вопросы:
- Что видите на карте? Что происходит?
- Что чувствуете, глядя на карту?
- Что на карте привлекает ваше внимание? Почему?
- Что не нравится? Почему?
- Видите ли вы себя на карте? Опишите.
- Как себя чувствует тот или иной персонаж на карте? Что он хочет сделать?
- Что он может рассказать, посоветовать?
- Как дальше будут развиваться события?
- Что карта говорит о вас? О вашей ситуации?
- Что есть ещё на карте, а вы не заметили?
- Какие выводы для себя вы можете сделать?
II этап. Практическое применение метафорических ассоциативных карт
После небольшого экскурса в теорию, предлагаю участникам конкурса поиграть с использованием МАК. Попробуем?
Для этого я прошу выйти трёх участников ко мне. Сейчас мы с вами отправимся в небольшое путешествие.
Релаксация «Путешествие на облаке»
Представьте, что вы замечательные, пытливые, активные дети подготовительной группы детского сада. Закройте глаза. (звучит спокойная музыка).
Инструкция: Глубокий вдох, медленный выдох… Путешествие начинается.
Ты стоишь на бескрайнем зеленом лугу, а вокруг летают бабочки, щебечут птицы. Воздух прохладный и свежий. Вдох, медленный выдох.
К тебе подлетает красивое облако. Ты садишься на него и медленно поднимаешься в синее небо. Здесь тихо и спокойно. Облако несет тебя в самое счастливое для тебя место, туда, где ты будешь радостна, уверена в своих возможностях и спокойна. Здесь ты чувствуешь себя уверенно, спокойно и радостно. Побудь здесь. А теперь ты снова на облаке и возвращаешься назад. Поблагодари облако за путешествие, поблагодари тех, кто может был рядом в твоём путешествии. Вдох. Медленный выдох. Открой глаза. Получилось путешествие? Зафиксируйте своё настроение.
Теперь выберите карту, которая покажет ваше настроение после релаксации.
Игра «Дорисуй карту» (использование МАК «ЭККО»)
Я предлагаю вам дорисовать своё «настроение». Карту положите в центр листа и дорисуйте её так, как вам захочется. Для этого у вас есть краски, карандаши, мелки. И 5 минут времени.
Примечание: по окончании выполнения задания участники демонстрируют свои рисунки. В центре рисунка можно написать своё настроение, которое рисовали.
- Поделитесь своими впечатлениями.
В конце игры участники проговаривают фразу «1,2,3,4,5 – взрослой стала я опять» (возврат в реальность).
Пока наши участницы рисуют, предлагаю и вам немного поиграть.
Очень часто в моей работе всплывает тема родительских запретов. Мамы и папы объясняют свои действия запретами, которые они слышали в детстве от своих родителей («пролонгированный запрет»). И тогда я спрашиваю «были ли сомнения в том, что вы делаете запрет своему ребенку? Или в том, как вы его делаете?» И получаю ответ: «да, сомнения были», «нет, меня так воспитывали, и я так воспитываю», «да, сомнения были, но я всё равно запрещаю…». И тогда я предлагаю родителям игру «А то, зато…».
Игра «А то…Зато…» (применение МАК «Маленькое счастье»)
Цель игры: проработка проблемы родительских запретов (эффект Поллианны).
Первый участник берёт на выбор карту. В зависимости от ситуации на карте комментирует с точки зрения родительского запрета. Второй участник комментирует эту же карту с позиции положительного эффекта. Например, «не катайся на колесе обозрения, а то там высоко и холодно - простынешь». Ответ: «зато можно одеться потеплее и посмотреть на город с высоты птичьего полёта». Затем второй участник достаёт следующую карту и роли меняются.
Примечание: после игры идет обсуждение:
- Что было легче: сделать запрет или дать разрешение?
Делается вывод.
Наши участники уже нарисовали своё настроение. Предлагаю всем вместе ещё одну игру.
Игра «Найди предмет» (использование МАК «Я и все, все, все»)
Цель: развитие внимания, быстроты реакции, самооценки.
Участники сидят в кругу. Перед ними на столе разложены карты (от 6 до 12). Ведущий называет предмет, нарисованный на одной из карт. Тот участник, который быстрее всех найдет этот предмет, хлопает ладошкой по карте и называет своё имя.
Выигрывает тот участник, кто больше всех найдет предметов.
Индивидуальную работу с картами мы не затрагиваем ввиду ограничения времени. Это более глубокий и длительный процесс, требующий тщательной проработки с клиентом, с его внутренним миром, с его душой. Ведь душа…
Душа – таинственный предмет.
И если есть душа, то всё же
Она не с крылышками, нет.
Она на колбочку похожа.
Сжимаясь ночью от обид,
Она весь день в огне проводит.
В ней что-то булькает, кипит
И варится, и происходит.
Взрывается, и гаснет вновь,
Откладывается на стенки.
И получается любовь, и боль,
И радость, и оттенки.
(А. Кушнир)
Обратная связь: Если мастер-класс был вам полезен, покажите «лайк». Если нет – пальчик вниз.
Благодарю вас за внимание!