Лучший педагог года

Мастер-класс «Метафорические ассоциативные карты в практике педагога-психолога»

Ольга Смирнова
Мастер-класс «Метафорические ассоциативные карты в практике педагога-психолога»

Цель: раскрыть возможности метафорических ассоциативных карт как эффективного инструмента в практике педагога-психолога.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с правилами использования метафорических ассоциативных карт в работе с детьми и взрослыми.

2. Дать представление об алгоритме работы с метафорическими ассоциативными картами.

Публикация «Мастер-класс „Метафорические ассоциативные карты в практике педагога-психолога“» размещена в разделах

3. Показать возможность практического применения МАК в работе педагога-психолога.

Инвентарь: МАК «ЭККО», МАК «Маленькое счастье», МАК «Я и все, все, все», гуашь, мелки, акварель, цветные карандаши, простые карандаши, фломастеры, стаканы для воды, палитра, кисти, клеенка, салфетки сухие, салфетки влажные, бутылка с водой, листы бумаги А4, стол, 5 стульев, песочные часы.

Ход мероприятия

Здравствуйте, уважаемые члены жюри, коллеги, гости!

Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему «Метафорические карты в практике педагога-психолога».

I этап. Теоретический

1. У каждого методического приёма, дидактической игры или инструмента есть правила использования. Не составляют исключение и метафорические ассоциативные карты. Вот самые важные их них:

Правило 1. Мы уважаем других участников и заботимся об их комфорте и безопасности.

Правило 2. Изображение на карте нужно рассматривать как символ или метафору.

Правило 3. В процессе игры мы ценим чужой интеллект и воображение.

Правило 4. Воздерживаемся от интерпретации и оценки карты другого игрока. Нет «неправильных» ответов и историй.

Правило 5. Не прерываем рассказ другого участника и не перебиваем его.

Правило 6. Для понимания карты лучше ориентироваться на чувства, ассоциации, используя свою фантазию, нежели логику и разум.

Правило 7. Игрок может отказаться от вытянутой карты, показав ее другим участникам или нет, а также выбрать другую карту без каких-либо объяснений.

Метафорические карты тем и интересны в своём применении, что каждый человек интерпретирует карту по-своему, исходя из своего жизненного опыта, воображения или проблемы.

Однако, в индивидуальной работе с метафорическими картами специалисты рекомендуют придерживаться примерного алгоритма:

1. Обозначить актуальную ситуацию или проблему.

2. Вытянуть карту в открытую или в закрытую.

3. Описать чувства по поводу увиденного.

4. Ответ на вопросы:

- Что видите на карте? Что происходит?

- Что чувствуете, глядя на карту?

- Что на карте привлекает ваше внимание? Почему?

- Что не нравится? Почему?

- Видите ли вы себя на карте? Опишите.

- Как себя чувствует тот или иной персонаж на карте? Что он хочет сделать?

- Что он может рассказать, посоветовать?

- Как дальше будут развиваться события?

- Что карта говорит о вас? О вашей ситуации?

- Что есть ещё на карте, а вы не заметили?

- Какие выводы для себя вы можете сделать?

II этап. Практическое применение метафорических ассоциативных карт

После небольшого экскурса в теорию, предлагаю участникам конкурса поиграть с использованием МАК. Попробуем?

Для этого я прошу выйти трёх участников ко мне. Сейчас мы с вами отправимся в небольшое путешествие.

Релаксация «Путешествие на облаке»

Представьте, что вы замечательные, пытливые, активные дети подготовительной группы детского сада. Закройте глаза. (звучит спокойная музыка).

Инструкция: Глубокий вдох, медленный выдох… Путешествие начинается.

Ты стоишь на бескрайнем зеленом лугу, а вокруг летают бабочки, щебечут птицы. Воздух прохладный и свежий. Вдох, медленный выдох.

К тебе подлетает красивое облако. Ты садишься на него и медленно поднимаешься в синее небо. Здесь тихо и спокойно. Облако несет тебя в самое счастливое для тебя место, туда, где ты будешь радостна, уверена в своих возможностях и спокойна. Здесь ты чувствуешь себя уверенно, спокойно и радостно. Побудь здесь. А теперь ты снова на облаке и возвращаешься назад. Поблагодари облако за путешествие, поблагодари тех, кто может был рядом в твоём путешествии. Вдох. Медленный выдох. Открой глаза. Получилось путешествие? Зафиксируйте своё настроение.

Теперь выберите карту, которая покажет ваше настроение после релаксации.

Игра «Дорисуй карту» (использование МАК «ЭККО»)

Я предлагаю вам дорисовать своё «настроение». Карту положите в центр листа и дорисуйте её так, как вам захочется. Для этого у вас есть краски, карандаши, мелки. И 5 минут времени.

Примечание: по окончании выполнения задания участники демонстрируют свои рисунки. В центре рисунка можно написать своё настроение, которое рисовали.

- Поделитесь своими впечатлениями.

В конце игры участники проговаривают фразу «1,2,3,4,5 – взрослой стала я опять» (возврат в реальность).

Пока наши участницы рисуют, предлагаю и вам немного поиграть.

Очень часто в моей работе всплывает тема родительских запретов. Мамы и папы объясняют свои действия запретами, которые они слышали в детстве от своих родителей («пролонгированный запрет»). И тогда я спрашиваю «были ли сомнения в том, что вы делаете запрет своему ребенку? Или в том, как вы его делаете?» И получаю ответ: «да, сомнения были», «нет, меня так воспитывали, и я так воспитываю», «да, сомнения были, но я всё равно запрещаю…». И тогда я предлагаю родителям игру «А то, зато…».

Игра «А то…Зато…» (применение МАК «Маленькое счастье»)

Цель игры: проработка проблемы родительских запретов (эффект Поллианны).

Первый участник берёт на выбор карту. В зависимости от ситуации на карте комментирует с точки зрения родительского запрета. Второй участник комментирует эту же карту с позиции положительного эффекта. Например, «не катайся на колесе обозрения, а то там высоко и холодно - простынешь». Ответ: «зато можно одеться потеплее и посмотреть на город с высоты птичьего полёта». Затем второй участник достаёт следующую карту и роли меняются.

Примечание: после игры идет обсуждение:

- Что было легче: сделать запрет или дать разрешение?

Делается вывод.

Наши участники уже нарисовали своё настроение. Предлагаю всем вместе ещё одну игру.

Игра «Найди предмет» (использование МАК «Я и все, все, все»)

Цель: развитие внимания, быстроты реакции, самооценки.

Участники сидят в кругу. Перед ними на столе разложены карты (от 6 до 12). Ведущий называет предмет, нарисованный на одной из карт. Тот участник, который быстрее всех найдет этот предмет, хлопает ладошкой по карте и называет своё имя.

Выигрывает тот участник, кто больше всех найдет предметов.

Индивидуальную работу с картами мы не затрагиваем ввиду ограничения времени. Это более глубокий и длительный процесс, требующий тщательной проработки с клиентом, с его внутренним миром, с его душой. Ведь душа…

Душа – таинственный предмет.

И если есть душа, то всё же

Она не с крылышками, нет.

Она на колбочку похожа.

Сжимаясь ночью от обид,

Она весь день в огне проводит.

В ней что-то булькает, кипит

И варится, и происходит.

Взрывается, и гаснет вновь,

Откладывается на стенки.

И получается любовь, и боль,

И радость, и оттенки.

(А. Кушнир)

Обратная связь: Если мастер-класс был вам полезен, покажите «лайк». Если нет – пальчик вниз.

Благодарю вас за внимание!

Публикации по теме:

Игровые технологии в работе педагога-психолога ДОУИгровые технологии в работе педагога-психолога ДОУ По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается.

Консультация для педагогов-психологов «Метафорические Ассоциативные Карты в работе с дошкольниками»Консультация для педагогов-психологов «Метафорические Ассоциативные Карты в работе с дошкольниками» Метафорические Ассоциативные Карты - это новый современный инструмент для работы психолога, который завоевывает все больше популярности.

Мастер-класс педагога-психолога для педагогов с детьми средней группы «Мое настроение»Мастер-класс педагога-психолога для педагогов с детьми средней группы «Мое настроение» Мастер-класс педагога-психолога в средней группе с элементами сказкотерапии: «Настроение моего дня» Цель: - создание положительного психологического.

Метафорические ассоциативные карты «Чудо-звери» в работе педагога-психологаМетафорические ассоциативные карты «Чудо-звери» в работе педагога-психолога При диагностике детей по проективному тесту «Несуществующее животное» начала замечать, что дети не могут придумать и нарисовать сами облик.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Метафорические ассоциативные карты в практике педагога-психолога»
Опубликовано: 20 марта 2024 в 12:36
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД