Ольга Костылева
Мастер-класс «Метод экспериментирования-средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Пятковский детский сад «Малышок»
Мастер – класс
"Метод экспериментирования как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой "
Воспитатель
Костылева Ольга Анатольевна
Мастер – класс
Публикация «Мастер-класс „Метод экспериментирования-средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» февраль 2015
Тема: «Метод экспериментирования как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой»
Цель: обучить участников мастер – класса экспериментированию.
Задачи:
- познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области опытно – экспериментальной деятельности;
- обобщение и обмен педагогическим опытом по данной теме;
- повысить уровень мастерства педагогов;
- создание положительного эмоционального климата у педагогов.
Методы и приемы: репродуктивный, практический.
Оборудование: презентация, схемы проведения эксперимента, емкости для воды, пресная и соленая вода, подносы, апельсины, кусковой сахар, пищевой краситель, буклеты с методическими рекомендациями.
Ход мастер – класса
Здравствуйте, уважаемые члены жюри и коллеги!
Что и как? Почему и зачем?
Как ответить успеть детям всем?
И родителям знания дать –
Что смешать? Как смешать? С чем смешать?
И в солнце, и в дождь,
И в любую погоду
Изучаем мы все (неживую природу)
Что относится к неживой природе? Слайд № 2
Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Куда направить кипучую энергию и неуемную любознательность? Как способствовать развитию творческого начала дошкольника? (СЛАЙД № 3)
На эти вопросы я постоянно искала ответы. Изучала наиболее эффективные формы и методы, позволяющие строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Считаю, что одним из таких методов является детское экспериментирование – которое позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
И сегодня я тоже хочу с вами поэкспериментировать.
Перед подготовкой к занятию необходимо определить алгоритм проведения занятия по экспериментированию и структуру эксперимента.
С алгоритмом и структурой вы можете ознакомиться на слайдах (СЛАЙД №4, № 5)
Итак, как вы думаете, рухнет ли Пизанская башня?
Можно ли заставить апельсин опуститься на дно водоема?
Не ломайте голову, давайте поэкспериментируем!
Для этого, отгадайте загадки, кто отгадает, проходит в нашу мини – лабораторию.
1. С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нем полезный витамин –
Это спелый ….(апельсин)
2. Отдельно – я не так вкусна,
Но в пище – каждому нужна.
Или
В воде родится, а воды боится. (соль)
3. Что же это за песочек,
Сладок с ним у нас чаечек
В каждой кухне проживает,
Всем хозяйкам угождает. (сахар)
На слайде (СЛАЙД № 6) показана последовательность проведения опыта с апельсином. Выполните этот эксперимент. Опыт № 1.
1. Что произошло с апельсином? И даже если очень постараться, утопить его не удастся.
2. Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул. Почему?
3. Что видите? Почему?
Сделаем вывод: в апельсиновой кожуре много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды.
Вода растворяет соль. Соленая вода более плотная, поэтому апельсины в ней не тонут.
Опыт № 2.
Ознакомьтесь со следующим экспериментом на слайде (СЛАЙД №7, и выполните его.
1. Что произошло с сахаром после того, как вы вылили подкрашенную воду в тарелку?
2. Что случилось с башней, когда сахар полностью пропитался водой?
Сделаем вывод: вода является хорошим растворителем. Вода проникает в сахар и смешивается с ним (это хорошо видно по тому, как меняется цвет сахара). К тому же молекулы воды очень сильно притягиваются друг к другу, что помогает им подниматься вверх по башне. Сахар растворяется, башня падает.
В заключении я хочу сказать, что при организации детской экспериментальной деятельности, постоянно возникают вопросы. Нужно ли это ребенку сейчас? Найдет ли дальнейшее применение этого в обычной жизни? И я с уверенностью могу ответить –да. Ведь детские удивительные открытия находятся рядом, нам просто нужно помочь ребенку их найти, и приобрести необходимые знания о жизни. Нам необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребенка к исследованиям и открытиям! «Пустая голова не рассуждает. Чем больше опыта, тем больше она способна рассуждать».
Спасибо за внимание.
Раздать буклеты «Содержание опытно- экспериментальной деятельности».
Буклет
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Пятковский детский сад «Малышок»
СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Костылева
Ольга Анатольевна
Содержание опытно – экспериментальной деятельности
Опытно – экспериментальная деятельность построена исходя из трех блоков педагогического процесса, это:
• Специально – организованное обучение в форме занятий;
• Совместная деятельность взрослого с детьми;
• Свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы:
• Занятия;
• Плановые эксперименты;
• Дидактические игры;
• Беседы;
• Наблюдение и труд;
• Работа в лаборатории.
Форма организации детей может быть:
• Индивидуальная;
• Групповая (с подгруппой);
• Фронтальная (со всей группой).
Предпочтение отдается подгрупповой форме организации экспериментальной работы. Наблюдения и эксперименты могут быть случайными, они не требуют специальной подготовки и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса, проводятся на участке или в «уголке природы», плановые наблюдения и эксперименты проводятся на выраженном предмете, объекте.
Существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка: ребенок после не сложного наблюдения сам устанавливает истину.
В каждом эксперименте можно выделить следующую структуру:
• Проблема;
• Постановка задачи;
• Варианты решения;
• План эксперимента;
• Выбор оборудования;
• Правила безопасности;
• Эксперимент
• Вывод;
• Связь с жизнью;
• Обобщения.
Блок совместной деятельности взрослого с детьми является основным в опытно – экспериментальной деятельности.
Здесь планируются различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы.
С детьми проводятся экологические игры, чтение художественной и познавательной литературы.
В блоке организованного обучения проводятся занятия обобщающего характера (итоговое занятие проводится 1 раз в месяц)
Цель: обобщить знания, полученные детьми в ходе проведения опытно – экспериментальной работы со взрослыми и индивидуально в свободной деятельности.
Экспериментальные занятия построены на совместном творчестве педагога и детей.
Они стимулируют познавательную и творческую активность детей и в полной мере отвечают требованиям педагогики сотрудничества.
Планирование работы в блоке свободной самостоятельной деятельности предполагает в первую очередь создание педагогом условий для возникновения самостоятельной деятельности детей.
Окружающая детей предметно – развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника.
Свои знания дети закрепляют в дидактических играх, а результаты опытов – в изодеятельности.
Для работы с детьми отобраны наиболее эффективные методы. Условно их можно разделить на группы:
Методы, повышающие познавательную активность. Эти методы позволяют формировать заинтересованность в принятии
• Информации, желание уточнять и углублять свои знания, самостоятельно искать ответы на интересующие вопросы, умение усвоить способ познания и применить его. Наиболее эффективными методами этой группы являются – элементарный и причинно – следственный анализ, сравнение, моделирование и конструирование, метод вопросов,
• Метод повторения, решение логических задач, исследование.
• Методы, повышающие эмоциональную активность детей при усвоении знаний (элементы новизны, проблемно – игровые приемы, сочетание разнообразных средств, например: проведение опыта и зарисовка его результата.
• Методы коррекции и уточнения представлений, при проведении экспериментирования (повторение упражнения, наблюдение, метод переключения на другую деятельность, метод обобщенного ответа, беседа, проблемно – поисковый метод, т. е. все что позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний).
Работа по данной теме требует от педагога демократического стиля общения. Общение с детьми, в ходе экспериментальной деятельности, носит доверительный, доброжелательный характер, побуждающий детей к самостоятельному исследованию и активному познанию.