Получи документы

Мастер-класс «Метод экспериментирования-средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»

Ольга Костылева
Мастер-класс «Метод экспериментирования-средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Пятковский детский сад «Малышок»

Мастер – класс

"Метод экспериментирования как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой "

Воспитатель

Костылева Ольга Анатольевна

Мастер – класс

Публикация «Мастер-класс „Метод экспериментирования-средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Тема: «Метод экспериментирования как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой»

Цель: обучить участников мастер – класса экспериментированию.

Задачи:

- познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области опытно – экспериментальной деятельности;

- обобщение и обмен педагогическим опытом по данной теме;

- повысить уровень мастерства педагогов;

- создание положительного эмоционального климата у педагогов.

Методы и приемы: репродуктивный, практический.

Оборудование: презентация, схемы проведения эксперимента, емкости для воды, пресная и соленая вода, подносы, апельсины, кусковой сахар, пищевой краситель, буклеты с методическими рекомендациями.

Ход мастер – класса

Здравствуйте, уважаемые члены жюри и коллеги!

Что и как? Почему и зачем?

Как ответить успеть детям всем?

И родителям знания дать –

Что смешать? Как смешать? С чем смешать?

И в солнце, и в дождь,

И в любую погоду

Изучаем мы все (неживую природу)

Что относится к неживой природе? Слайд № 2

Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Куда направить кипучую энергию и неуемную любознательность? Как способствовать развитию творческого начала дошкольника? (СЛАЙД № 3)

На эти вопросы я постоянно искала ответы. Изучала наиболее эффективные формы и методы, позволяющие строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Считаю, что одним из таких методов является детское экспериментирование – которое позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

И сегодня я тоже хочу с вами поэкспериментировать.

Перед подготовкой к занятию необходимо определить алгоритм проведения занятия по экспериментированию и структуру эксперимента.

С алгоритмом и структурой вы можете ознакомиться на слайдах (СЛАЙД №4, № 5)

Итак, как вы думаете, рухнет ли Пизанская башня?

Можно ли заставить апельсин опуститься на дно водоема?

Не ломайте голову, давайте поэкспериментируем!

Для этого, отгадайте загадки, кто отгадает, проходит в нашу мини – лабораторию.

1. С виду он как рыжий мяч,

Только вот не мчится вскачь.

В нем полезный витамин –

Это спелый ….(апельсин)

2. Отдельно – я не так вкусна,

Но в пище – каждому нужна.

Или

В воде родится, а воды боится. (соль)

3. Что же это за песочек,

Сладок с ним у нас чаечек

В каждой кухне проживает,

Всем хозяйкам угождает. (сахар)

На слайде (СЛАЙД № 6) показана последовательность проведения опыта с апельсином. Выполните этот эксперимент. Опыт № 1.

1. Что произошло с апельсином? И даже если очень постараться, утопить его не удастся.

2. Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул. Почему?

3. Что видите? Почему?

Сделаем вывод: в апельсиновой кожуре много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды.

Вода растворяет соль. Соленая вода более плотная, поэтому апельсины в ней не тонут.

Опыт № 2.

Ознакомьтесь со следующим экспериментом на слайде (СЛАЙД №7, и выполните его.

1. Что произошло с сахаром после того, как вы вылили подкрашенную воду в тарелку?

2. Что случилось с башней, когда сахар полностью пропитался водой?

Сделаем вывод: вода является хорошим растворителем. Вода проникает в сахар и смешивается с ним (это хорошо видно по тому, как меняется цвет сахара). К тому же молекулы воды очень сильно притягиваются друг к другу, что помогает им подниматься вверх по башне. Сахар растворяется, башня падает.

В заключении я хочу сказать, что при организации детской экспериментальной деятельности, постоянно возникают вопросы. Нужно ли это ребенку сейчас? Найдет ли дальнейшее применение этого в обычной жизни? И я с уверенностью могу ответить –да. Ведь детские удивительные открытия находятся рядом, нам просто нужно помочь ребенку их найти, и приобрести необходимые знания о жизни. Нам необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребенка к исследованиям и открытиям! «Пустая голова не рассуждает. Чем больше опыта, тем больше она способна рассуждать».

Спасибо за внимание.

Раздать буклеты «Содержание опытно- экспериментальной деятельности».

Буклет

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Пятковский детский сад «Малышок»

СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Костылева

Ольга Анатольевна

Содержание опытно – экспериментальной деятельности

Опытно – экспериментальная деятельность построена исходя из трех блоков педагогического процесса, это:

• Специально – организованное обучение в форме занятий;

• Совместная деятельность взрослого с детьми;

• Свободная самостоятельная деятельность детей.

Формы работы:

• Занятия;

• Плановые эксперименты;

• Дидактические игры;

• Беседы;

• Наблюдение и труд;

• Работа в лаборатории.

Форма организации детей может быть:

• Индивидуальная;

• Групповая (с подгруппой);

• Фронтальная (со всей группой).

Предпочтение отдается подгрупповой форме организации экспериментальной работы. Наблюдения и эксперименты могут быть случайными, они не требуют специальной подготовки и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса, проводятся на участке или в «уголке природы», плановые наблюдения и эксперименты проводятся на выраженном предмете, объекте.

Существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка: ребенок после не сложного наблюдения сам устанавливает истину.

В каждом эксперименте можно выделить следующую структуру:

• Проблема;

• Постановка задачи;

• Варианты решения;

• План эксперимента;

• Выбор оборудования;

• Правила безопасности;

• Эксперимент

• Вывод;

• Связь с жизнью;

• Обобщения.

Блок совместной деятельности взрослого с детьми является основным в опытно – экспериментальной деятельности.

Здесь планируются различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы.

С детьми проводятся экологические игры, чтение художественной и познавательной литературы.

В блоке организованного обучения проводятся занятия обобщающего характера (итоговое занятие проводится 1 раз в месяц)

Цель: обобщить знания, полученные детьми в ходе проведения опытно – экспериментальной работы со взрослыми и индивидуально в свободной деятельности.

Экспериментальные занятия построены на совместном творчестве педагога и детей.

Они стимулируют познавательную и творческую активность детей и в полной мере отвечают требованиям педагогики сотрудничества.

Планирование работы в блоке свободной самостоятельной деятельности предполагает в первую очередь создание педагогом условий для возникновения самостоятельной деятельности детей.

Окружающая детей предметно – развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника.

Свои знания дети закрепляют в дидактических играх, а результаты опытов – в изодеятельности.

Для работы с детьми отобраны наиболее эффективные методы. Условно их можно разделить на группы:

Методы, повышающие познавательную активность. Эти методы позволяют формировать заинтересованность в принятии

• Информации, желание уточнять и углублять свои знания, самостоятельно искать ответы на интересующие вопросы, умение усвоить способ познания и применить его. Наиболее эффективными методами этой группы являются – элементарный и причинно – следственный анализ, сравнение, моделирование и конструирование, метод вопросов,

• Метод повторения, решение логических задач, исследование.

• Методы, повышающие эмоциональную активность детей при усвоении знаний (элементы новизны, проблемно – игровые приемы, сочетание разнообразных средств, например: проведение опыта и зарисовка его результата.

• Методы коррекции и уточнения представлений, при проведении экспериментирования (повторение упражнения, наблюдение, метод переключения на другую деятельность, метод обобщенного ответа, беседа, проблемно – поисковый метод, т. е. все что позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний).

Работа по данной теме требует от педагога демократического стиля общения. Общение с детьми, в ходе экспериментальной деятельности, носит доверительный, доброжелательный характер, побуждающий детей к самостоятельному исследованию и активному познанию.

Публикации по теме:

Конспект мастер-класса «Бусы из макарон». Совместная деятельность детей разновозрастной группы и родителейКонспект мастер-класса «Бусы из макарон». Совместная деятельность детей разновозрастной группы и родителей План-конспект мастер-класса. Тема: совместная деятельность с детьми младшего,среднего,старшего возраста и родителями «Бусы из макарон».

Проект краткосрочный «Сказка ложь, а спрятан ли в ней урок?» Проект: Сказка ложь, а спрятан ли в ней урок? Проблема: Недостаточный уровень сформированности интереса к народным сказкам у детей младшего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Метод экспериментирования-средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 7 февраля 2015 в 12:30
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 24.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД