Папки-передвижки

Мастер-класс «Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

Светлана Реунова
Мастер-класс «Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу развития речевой деятельности воспитанников посредством использования малых фольклорных форм.

На протяжении нескольких лет я использую малые формы фольклора в своей работе. И сегодня хочу провести с вами мастер класс по теме : «Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста».

Что же такое фольклор?

Публикация «Мастер-класс „Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста“» размещена в разделах

Слово «фольклор» появилось в 19 веке, пришло из английского языка.

Сегодня им пользуются везде, оно в буквальном переводе означает «народная мудрость», устное народное творчество.

Устное – из уст в уста.

Народное – автор – народ.

Творчество – создано в результате труда.

Малые формы фольклора всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ, в том числе и с целью развития речи дошкольников. Правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволяет быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это в свою очередь, приводит к формированию уверенности в себе.

К сожалению, родители в наше время из – за сложных социальных условий, в силу занятости часто процесс развития речи своего ребёнка пускают на самотёк.

А произведения народного творчества практически не используют даже в младшем возрасте.

Поэтому считаю необходимым начинать знакомить детей с фольклорными произведениями как можно раньше.

Кто пробовал – знает, как нелегко придумать игру с малышом, которому нет и двух лет. Вот тут и помогут игры с пальчиками! Сгибая и разгибая пальчики в игре, мы тренируем их, массируем, а зарядка для пальчиков – это успехи в развитии речи, а значит - ума.

А сейчас уважаемые коллеги, я познакомлю Вас с пальчиковой игрой «Озорные пальчики». Попробуйте повторять за мной движения и звуки.

На ладошки мы подуем

Наши пальчики разбудим.

Наши пальчики проснулись

Мы проснулись, мы проснулись

И друг другу улыбнулись:

Стали пальцы, обниматься,

Обниматься, обниматься

Стали пальцы…целоваться

А потом и баловаться!

Подошла ладошка

И сказала: крошки

Хватит вам играться

Хватит баловаться

Надобно трудиться

А мы хотим резвиться!

Но пришел тут кулачок: - хм, хм!

Пальцы спрятались (в кулачок)

Молчок. Тс-с-с!

Вот они какие, наши пальчики озорные!

Маму ладошку не слушают, папу кулачка огорчают!

А вы, ребятки, озорничаете, маму с папой огорчаете? (ответы)

А вот наши пальчики иногда балуются, шалят, скажем, им «Ай-я-яй!»

Ай-я-яй, стыд и срам!

Пальчики не стыдно вам?

Пальцы спрятались в подмышках

И тихонько там сидят.

Им, конечно, очень стыдно

Маму с папой обижать!

Ладно, пальцы, выходите

Мы простим вас, выходите.

Спасибо.

Большое внимание при работе с детьми раннего возраста я уделяю потешкам.

Потешки помогают при подготовке ко сну, и во время одевания на прогулку, и во время умывания, и в процессе игровой деятельности. Фольклорные произведения сопровождаются действиями или, наоборот, действия сопровождаются чтением, обыгрыванием их. Важно лишь удачно подобрать их и эмоционально рассказать, чтобы ребёнок чувствовал отношение взрослого к описываемым ситуациям.

Уважаемые коллеги! На столах лежат карточки с заданиями. И у вас сейчас будет время, чтобы подготовиться.

Вспомнить и рассказать потешки используемые в процессе

Умывания, кормления. Одевания, укладывания ко сну.

А пока наши коллеги готовятся, проведём небольшую викторину.

1. Какие малые формы фольклора используемые в детском саду вы знаете? Перечислите.

2. Как называются короткие рифмованные стихи. Применяемые детьми для определения ведущего или распределения ролей в игре? (считалки)

3. Назовите форму фольклора?

У Ивашки – рубашка,

У рубашки – кормашки,

Кармашки – у рубашки,

Рубашка – у Ивашки. (скороговорка)

4. Как называются песни, которыми убаюкивают малышей? (колыбельные)

5. Когда используется пестушка: «С гуся вода, с лебедя вода, с Пети вся худоба» (при купании)

Понять тонкости человеческих взаимоотношений не всегда просто даже взрослым. Но для детей есть сказки. В которых добро всегда побеждает зло. И отличить одно от другого помогают детям сказочные герои.

6. Назовите сказки, в которых детей учат нравственным ценностям. («Теремок»- дружба; «Репка»-трудолюбие; «Кот, петух и лиса» - дружба, взаимовыручка)

7. Как называют следующие выражения: «Витя-титя-карапуз съел у бабушки арбуз», «Ябеда – беда, козья борода» (дразнилки)

8. Назовите жанр фольклора, в котором по содержащемуся в вопросе образу надо найти правильный ответ, (загадка)

Коллеги у нас уже готовы. Прочитайте, пожалуйста, задание и расскажите.

Большое Вам спасибо!

Ни для кого не секрет, что малыши очень любят хороводные игры. Они помогают поддержать доброжелательные отношения между детьми. Дети учатся действовать согласованно и слаженно, также учатся координировать и соотносить свои движения с движениями других.

Я предлагаю вам встать в круг и поиграть в хороводную игру «Качели».

«Качели»

Мы на карусели сели,

Завертелись карусели.

Завертелись карусели.

Пересели на качели.

Вниз летели, вверх летели,

Вниз летели, вверх летели.

А теперь с тобой вдвоём мы на лодочке плывём

Ветер по морю гуляет,

Нашу лодочку качает

К берегу пристала лодка,

Мы на берег прыгнем ловко

И поскачем по лужайке.

Будто зайки, будто зайки!

Спасибо. Можете пройти в зал.

Малые формы фольклора представляют собой прекрасный речевой материал.

Умелое использование, которого позволяет педагогам установить прочную связь с ребёнком, помогает принять ребёнку окружающую действительность и взаимодействовать с ней.

И в завершении я предлагаю вам подвести итоги нашей встречи. Мысленно положите на левую ладошку всё то, с чем вы пришли сегодня сюда: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую то, что получили нового. А теперь соединим всё в единое целое, я буду очень рада, если ваш багаж сегодня пополнился.

А мне остаётся поблагодарить Вас за внимание, за работу.

Творческих всем успехов!

Две руки

Нам две руки природою даны,

И обе драгоценны и нужны.

Одна дары от жизни принимает,

Другая их с поклоном возвращает. В наших руках богатство остается,

Оно любовью к ближнему зовется.

Публикации по теме:

Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возрастаДидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли,.

Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста. Сценарий развлечения «Веснянка» в первой младшей группе МКДОУ д/с.

Конструкторская деятельность и ее значение в развитии детей раннего возрастаКонструкторская деятельность и ее значение в развитии детей раннего возраста Конструкторская деятельность и ее значение в развитии детей раннего возраста Термин «конструирование» означает приведение в определенное.

Консультация для педагогов и родителей «Кубики, их многообразие и значение в развитии ребенка дошкольного возраста»Консультация для педагогов и родителей «Кубики, их многообразие и значение в развитии ребенка дошкольного возраста» Кубики – незаменимая во все времена игрушка, позволяющая развивать моторику и воображение ребенка, знакомить его с цветом и формой. Бывают.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

Консультация для родителей: «Значение фольклора в музыкальном развитии детей» Фольклор является объединяющим миром детей и взрослых. Сегодня это ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Мастер-класс по изготовлению развивающей игры «По следам народного фольклора», для детей дошкольного возрастаМастер-класс по изготовлению развивающей игры «По следам народного фольклора», для детей дошкольного возраста Цель мастер - класса: научиться делать настольные игры своими руками. Данный мастер класс, может быть полезен: воспитателям детских садов,.

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклораРазвитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора Актуальность Один из принципов дошкольного образования гласит: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Использование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУИспользование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Д/С №10 "КРОХА" Статья на тему: «Использование фольклора в период адаптации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста»
Опубликовано: 7 ноября 2021 в 18:14
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД