Любовь Левченко
Мастер-класс на тему «Нетрадиционные техники рисования и их влияние на всестороннее развитие детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста.
Задачи:
• познакомить с разными техниками рисования : восковые мелки + акварель, кляксография обычная, печать по трафарету, монотипия пейзажная;
• развивать интерес к различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге;
• повысить уровень мастерства педагогов;
Публикация «Мастер-класс на тему „Нетрадиционные техники рисования и их влияние на всестороннее развитие детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
• способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности.
Методы и приё мы: репродуктивный, практический, словесный.
Оборудование: столы, стулья для педагогов, влажные салфетки, коробочка для использованных салфеток, материал для практической деятельности – акварель, гуашь холодных оттенков, восковые мелки, трафареты геометрических фигур, альбомные листы бумаги, кисти, палитра, стаканчики с водой.
Предварительная работа: обработка специальной литературы по данной теме; подготовка оборудования; оформление выставки детских рисунков в нетрадиционной технике рисования.
Вступительное слово.
Актуальность выбранной темы мастер-класса. Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования развивается наблюдательность, эстетический вкус, восприятие, творческие способности, мелкая моторика. Нетрадиционные техники воспитания как средство коррекции психики, позволяют преодолеть чувство страха, так как особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ. Дают маленькому художнику возможность, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу и вселяют уверенность в собственных силах. Владея разными навыками и способами изображения, ребенок получает возможность выбора, что в свою очередь обеспечивает творческий характер. С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
• оттиск печатками из картофеля;
• рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками :
• тычок жесткой полусухой кистью.
• печать поролоном;
• печать пробками;
• восковые мелки + акварель
• свеча + акварель;
• отпечатки листьев;
• рисунки из ладошки;
• рисование ватными палочками;
• волшебные веревочки.
А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники :
• рисование песком;
• рисование мыльными пузырями;
• рисование мятой бумагой;
• кляксография с трубочкой;
• монотипия пейзажная ;
• печать по трафарету ;
• монотипия предметная ;
• кляксография обычная;
• пластилинография.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Практическая часть
Уважаемые коллеги! А сейчас я хочу провести небольшой мастер-класс по нетрадиционной технике рисования и расскажу о способе изображения. Фроттаж. С детства знакомая и любимая многими техника. Кладем под лист бумаги предмет с немного выступающим рельефом и закрашиваем его пастелью, мелком или незаточенным карандашом.
1. Акварель+восковые мелки.
Рисунок наносится восковым мелком, затем закрашивается акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
2. Следующая техника «свеча+акварель», принцип тот же.
3. Отпечатки – томпонирование.
Эта техника тесно связана с трафаретом или раскраской, где тампоном заполняется предмет или сюжет.
4. Техника отпечатки листьев очень нравится детям. Лист дерева покрывается краской разных цветов или одним цветом и прикладывается к бумаге, окрашенной стороной.
5. Следующая техника «мятая бумага +жесткая сухая кисть» также проста и понятна детям. Получается имитация фактурности или колючей поверхности. Кисть в этом случае в воду не опускается, ударяют ее по бумаге держа вертикально.
6. Рисование на мятой бумаге дает эффект объема.
7. При помощи угля дети знакомятся с выразительными возможностями графического материала.
С интересом осваивают техники по сложнее, которые способствуют развитию фантазии, воображения, творческой самостоятельности:
8. - монотипию предметную
Лист бумаги складывается вдвое и на одной его половине рисуют половину изображаемого симметричного предмета. Пока краска не высохла, лист снова складывают, получая отпечаток. Затем дорисовывают недостающие детали.
9. -монотипию через стекло:
а) стекло положить на иллюстрацию;
б) нанести рисунок на стекло и дать высохнуть;
в) слегка смочить альбомный лист поролоном и положить на стекло с рисунком, аккуратно прижать ладошкой;
г) затем лист снять за верхние уголки;
д) дать подсохнуть и оформить рамку.
10. Техника рисования штрихом.
При помощи штриха можно рассказать о характере предмета, передать его легкость, а также его мрачность. При помощи штриха хорошо изображать пушистых или лохматых животных, перья птиц, деревья и многое другое.
11. Особый интерес представляет рисование манкой. Манкой посыпают готовый фон, выполненный по сырому. Сначала манка прилипает к кисточке, но чем влажнее кисть тем фактурнее работа. Акварельная краска пропитывает манку постепенно окрашивая ее. Данный эффект помогает изобразить крону деревьев, гроздья сирени, шерсть животных.
12. Пластилиновая графика развивает усидчивость, моторику пальцев рук, аккуратность.
13. По влажному фону быстро наносится цветовая гамма в зависимости от образа и характера дождя. Так же наносят изображения деревьев, домов. Пока лист еще влажный по нему в заданном направлении проводят металлической расческой, а если лист подсох, то на расческу наносят белила.
14. Рисование солью также детей приводит в восторг.
а) если посыпать еще влажный акварельный рисунок солью, то она пропитается краской и при высыхании создаст эффект зернистости.
б) используют технику по сырому. Бумагу смачивают водой и наносят акварельные краски любой гаммы. Затем посыпают крупной солью, которая впитывает часть краски, образуя множество выбеленных мест.
Также посыпать соль можно определенным образом:
в) ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ движения ПО ЦЕНТРУ листа дают возможность нарисовать морской берег с его отражением в воде.
г) с помощью ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ движений ПО НИЖНЕЙ половине листа, получается поле, тающий снег.
д) соль посыпанная ВЕРТИКАЛЬНЫМИ ФРАГМЕНТАЛЬНЫМИ движениями, дает возможность получить изображение деревьев.
15. Вливание краски.
Используется техника по сырому. Предварительный рисунок наносят восковым и мелками. Цвет от темного к светлому с добавлением белил для передачи блика.
16. С большим интересом дети осваивают технику ниткография, которая развивает воображение, аккуратность.
Нитка опускается в краску, затем на половину сложенного листа из нитки выкладывают изображения, оставляя один конец свободным, закрывают второй половиной, придерживая рукой, вытягивают нитку за кончик. Недостающие детали дорисовывают.
17. Кляксография с трубочкой.
Ребенок зачерпывает пластиковой ложечкой краску, выливает ее на лист, делая небольшую каплю, затем на эту каплю краски дует из трубочки, так чтобы ее конец ни касался капли, ни бумаги. Не достающие детали дорисовывают.
18. Рисование клеем.
Наносят клеем рисунок и выкладывают нитью.
19. Необычная техника рисования – ГРАТТАЖ.
а) свечой покрывают лист бумаги в одном направлении;
б) смесью из туши и гуаши с жидким мылом тонируют лист;
в) затем по высохшему фону процарапывают стекой пейзаж.
Итог. Занятия нетрадиционные
Включают множество идей.
Порою провокационные,
Но интересны для детей.
В них необычно сочетаются
Материал и инструмент.
И всё прекрасно получается,
И равнодушных точно нет! Спасибо за внимание!