Нагаева Ирина
Мастер-класс на тему «Развитие креативности у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Как вы думаете, что у меня находится в ящике? Давайте поиграем в игру «да», «нет». Да это пластиковая бутылка. Что можно сделать из пластиковой бутылки? Да конечно можно сделать различные подделки. Посмотрите пожалуйста видео. (видео) Таким образом можно сделать вывод, что с помощью простых вещей которые существуют уже, можно изобрести, что то новое и очень даже полезное. Но для этого мы должны уже с детского сада обучать наших детей креативности.
Публикация «Мастер-класс на тему „Развитие креативности у дошкольников“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Как метко отметил Альберт Эйнштэйн: «Мы не можем решать проблемы, размышляя так же, как размышляли, создавая их» (слайд). Мы не можем продолжать думать так же, потому что это уже привело нас к неудачной ситуации. Только размышляя иначе, мы можем её решить.
Для креативного решения проблем нам необходимо уметь использовать наши знания, компетенции и воображение. Предполагается что у детей от природы сильно развито воображение, в то время как взрослые полагаются на знания и компетенции (опыт). Как мы можем восполнить дефицит креативности? Мы можем сделать это:
- развивая в детях уверенность в своих творческих способностях
-развивая навыки креативного решения проблем
- создавать больше возможностей для проявления креативности на работе.
Пожалуйста, встаньте те, кто считает, что умеет рисовать. Молодцы те кто встал. Давайте поаплодируем им! Те кто остался сидеть прошу вас выйти и подойдите ко мне. Как вы думаете почему вам кажется, что вы не умете рисовать?
Многие люди не хотят экспериментировать в рисовании, потому что они убеждены, что не имеют художественных способностей, особенно, если их критиковали с детства. На самом дели мы рисовали ещё до того, как мы научились говорить, писать цифры и слова… Поэтому немного практики и вы сможете улучшить этот навык. Рисунок – это фундамент обучения тому, как видеть и понимать креативность. Обучение рисованию – это лучший способ научить видеть и создавать. Следовательно, мы сможем лучше видеть и видеть вещи с большой глубиной, а так же исследовать с разных сторон. Начиная с этого момента, будьте более уверены и скажите все вместе «Я умею рисовать». Позвольте поделится с вами секретом рисования без ограничений! Вы умеете рисовать эти фигуры? (слайд). Если вы можете нарисовать эти 5 фигур, вы можете нарисовать всё. Посмотрите велосипед состоит из 2-х геометрических фигур. Практически всё можно представить как комбинацию этих фигур. Какие фигуры вы здесь видите? (слайд) Молодцы! Человек может развивать уверенность в своей креативности, если у него есть способность обучаться, разучиваться и переучиваться.
Выберите и зарисуйте две фигуры которые лучше всего характеризуют вас: круг, квадрат, треугольник, зигзаг. (слайд) Я попрошу это сделать всем кто присутствует в зале.
Сегодня я вас познакомлю с одной из структур дивергентного мышления – ПЕРЕКРЁСТНАЯ НАМЁТКА ИДЕЙ. Пожалуйста возьмите один лист А4 – у каждого участника свой лист. Согните верхнюю часть листа на 2 см. сейчас согните отставшую часть так, чтобы получилось 16 ячеек формата 4х4, и прочертите линии сгиба ручкой. На верхней части листа запишите или зарисуйте раздражитель - Как можно сохранить окружающую среду? (слайд) Зарисуйте или запишите две идеи об этом в любых двух ячейках. На это задание вам предоставляется 1 минута.
Пока наши коллеги генерируют идеи, я вам предлагаю взять салфетку. Обычно мы используем салфетки для вытирания чего-либо. Теперь я хочу, чтобы вы исключили эту мысль! Каждый из вас по очереди продемонстрируйте её использование. Обратите внимание, что демонстрирующий не должен говорить. Вы должны продемонстрировать свою идею стоя и не повторяться. Спасибо у вас очень креативные идеи.
Вы готовы? Передайте свой лист по часовой стрелки следующему члену команды. Вы получили новый лист бумаги с идеями своего коллеги. Прочитайте их либо посмотрите и добавьте ещё две идеи в любые 2 ячейки. Идеи на листочке не должны повторятся. У вас 1 минута. Поехали! (выполнить два раунда пока не заполнятся 8 ячеек) у вас у всех получилось 8 идей на листочке? Все участники номер 1 соберите эти листочки. Сейчас передайте листочки другой команде. Продолжаем заполнять ячейки 2 идеями и передавать по кругу, пока не заполнятся все ячейки. (Показать видео пианино) Пока наши креативные участники фокус группы выполняют задания, мы с вами посмотрим видео. Очень интересную креативную идею.
Сейчас мы запишем одно предложение о креативности, используя структуру ТИК – ТЭК – ТОУ и идеи, сгенерированные вами и вашими коллегами. Прочитайте 16 разных идей на своём листе и создайте одно предложение «Окружающую среду можно сохранить…», используя слова по горизонтали, вертикали или диагонали. Вы можете менять слова местами внутри предложения. Ваши предложения должны быть сложноподчинёнными, чтобы показать взаимоотношения между понятиями – просто перечислить идеи через запятую нельзя. Напишите предложение подчеркните выбранные слова. На это вам 2 минуты времени. (просмотр видео остановка)
Представьте ваше предложение членам своей команды начиная с участника №3. Не забудьте проговорить использованные слова до того, как вы прочитаете своё предложение.
Дивергентное мышления – это процесс генерирования многочисленных идей на заданную тему или решений заданной проблемы. ПЕРЕКРЁСТНАЯ НАМЁТКА ИДЕЙ – это структура дивергентного мышления. Она помогает детям развивать свои идеи и идеи своих товарищей во время мозгового штурма.
Вы так же выполнили структуру ТИК –ТЭК-ТОУ, которая:
- способствует созданию связей между обычно не связываемыми идеями для создания новой идеи;
- требует отклонения от привычных моделей мышления.
Раздражителем может служить идея, проблемное утверждение, предмет и т. д. эта структура помогает собрать больше идей за короткий срок, так как все дети выполняют задания одновременно.
Прошу всех встать и пройти к тем фигурам, которые вы зарисовали и которые вас характеризуют. Я вам раскрою тайну, каждая форма символизирует определённые ваши характеристики.
Например, люди, которые выбрали КРУГ, обычно являются душой компании. Это правило те люди которые приносят еду для всех. Они замечают, когда вы расстроены.
Люди, которые выбрали КВАДРАТ, более внимательны к деталям, им нравится работать с данными и системами (схемами). Они стремятся туда, где есть порядок и определённый режим. Они привнесут логичность и системность в команду.
Что же по поводу ТРЕУГОЛЬНИКОВ? Эти люди ориентированы на результат, которые управляют командой до завершения конечного продукта.
ЗИГЗАГИ – это креативные люди, они как правило генерируют идеи в вашей команде.
Спасибо прошу вас присесть на свои места.
Многие люди думают, что креативность – это внешний фактор, который вы не можете контролировать или приобрести. В действительности креативность – это навык, который вы можете приобрести, как и любые другие навыки.
Уверенность в своей креативности – это способность придумывать новые идеи и смело их воплощать. Она как мышца, которая может быть укреплена и развита через приложения усилий и обогащения опыта. Одно из качеств высоко креативных людей является упорство, даже после провала. Важно учится на ошибках и продолжать пробывать. Следовательно, БЫСТРЕЕ ОШИБЁТЕСЬ, БЫСТРЕЕ НАУЧИТЕСЬ!
Уважаемые коллеги, я знаю, что вы все креативные люди, так как в нашей профессии, без креативного подхода в обучении дошкольников, не будет результата. Желаю вам успехов в работе! Спасибо за внимание!