Зоя Ермакова
Развитие креативности в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ
Изучение закономерностей психического развития детей имеет как практическое, так и огромное теоретическое значение. История умственного развития ребенка выделялась в философии как область знания, которой складывается теория познания и диалектика. Умственное развитие детей, начиная с младенчества, является результатом сформированных в деятельности умственных действий, которые позволяют ребенку ориентироваться в разнообразных проблемных ситуациях и разрешать их. Известно, что этапы развития детского мышления определяются последовательным возникновением и развитием сменяющих друг друга видов практической деятельности. Каждый вид практической деятельности предъявляет определенные требования к мышлению детей и вооружает ребенка определенными способами решения проблемных ситуаций. Один из способов решения проблемных ситуаций является креативность.
Публикация «Развитие креативности в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2016
Актуальность темы содержит в себе многогранный аспект, так как существует различные подходы, мнений отечественных и зарубежных авторов, которые посвятили свое исследование креативности дошкольника. Также следует учитывать, что для ребенка приоритетной признается направленность на развитие личности, талантов, креативности и способностей ребенка. Такое понятие как «креативность» чаще всего рассматривается в педагогических и психологических науках, так как в работе с детьми основную роль играют не только ребенок, но и специалисты, которые способны нестандартно мыслить, отказываясь от привычных действий и алгоритмов, что в совокупности подразумевает собой креативность.
Дошкольный возраст является пиком формирования и становления креативности. В этом возрасте у ребенка проявляются первые попытки нестандартного мышления, воображения и проигрывания хорошо знакомых или выдуманных историй, сказок, рассказов. Старший дошкольник – это возраст перестройки психического развития ребенка, роста личностного опыта, возраст творческой деятельности ребенка. У дошкольников развитие личности прослеживается в формировании самосознания, которое состоит из знаний ребёнка о себе, своём месте в реальной жизни и способности оценить собственные поступки, действия по сравнению с другими. В старшем дошкольном возрасте появляется критичность мышления, складывается адекватная дифференцированная самооценка. В этом возрасте ребенок категорически отказывается присваивать новое (слушать новые сказки, овладевать новыми способами действий и др., он с упоением воспроизводит известное. Просматривается тенденция раннего онтогенеза человека: неудержимое, стремительное развитие психических свойств, прерывающееся выраженными остановками - периодами стереотипного воспроизведения достигнутого. В дошкольном возрасте самосознание ребенка развивается настолько, что это дает основание говорить о детской личности. Возрастные параметры старшего дошкольного возраста, согласно психологической периодизации, составляют от 5 (5,5) до 7 лет [7].
Базисные характеристики личности в дошкольном детстве складываются не одновременно и находятся в постоянном изменении. На каждом этапе они имеют свою специфику и требуют создания особых условий для полноценного развития. При отсутствии своевременного возникновения новообразований личности у ребенка могут в дальнейшей его жизни появиться серьезные деформации в поведении. Основными психологическими новообразованиями личности детей старшего дошкольного возраста являются : произвольность, соподчинение мотивов, самостоятельность, креативность, изменение в самосознании. Креативность выступает как способность к творчеству. К показателям креативности относятся : оригинальность, вариативность, гибкость мышления. Развитие креативности зависит от уровня развития когнитивной сферы (восприятия, мышления, памяти, воображения, произвольности деятельности и поведения, а также информированности ребёнка в окружающей действительности [8].
Согласно психологическому словарю А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского: «Креативность - это творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания». [5]. В педагогическом словаре под креативностью понимают «уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности» [3]. Так, рассмотрев определения креативности в психологии и педагогике можно выделить общее понятие, которое объединяет данный феномен – творчество.
Рассматривая креативность как способность к творчеству, способность нестандартно, неформально мыслить и соответственно также действовать, следует обратить свое внимание на проблему развития воображения. Указанный психический процесс является неотъемлемым компонентом любой творческой деятельности человека, его поведения в целом и его умственного развития. Например, Л. С. Выготский, исследуя личность как интегрируемое образование, говорил, что «одним из важнейших критериев личности является творчество, поскольку в процессе жизни развивается воображение как внутренний механизм, обеспечивающий проявление творчества» [2]. В данном подходе воображение и накопление опыта у детей реализуется через ведущую деятельность дошкольника – игру. Игра, в свою очередь, определяется творческой переработкой пережитых впечатлений. Помимо этого, следует отметить, что креативность в дошкольном возрасте, согласно Л. С. Выготскому, проявляется не только через игру, но и через стремление детей к сочинительству, что является такой же деятельностью воображения как и ведущий вид деятельности.
Актуальными становятся исследования, направленные на изучение условий, способствующих раскрытию и реализации творческого потенциала ребенка, начиная с самого раннего возраста. Креативность в дошкольном возрасте наиболее интересно представлено в исследованиях Д. Б. Богоявленской, Л. А. Венгера, В. Н. Дружинина, О. М. Дьяченко, А. В. Запорожца и др. ученых. Д. Б. Богоявленская на основании экспериментальных данных сделала вывод о том, что становление творческих способностей не идет линейно, а имеет в своем развитии два пика : наиболее яркий всплеск их проявления отмечается к 3 классу (возраст 10 лет, а второй приходится на юношеский возраст. Первому пику, как считает Д. Б. Богоявленская, соответствует первое проявление креативного уровня, а нижняя возрастная граница эвристического уровня приходится на старший дошкольный возраст. Таким образом, развитие креативности в старшем дошкольном возрасте выступает в качестве новой проблемы, которая приводит ребенка к открытию новых способов решения [3].
С точки зрения А. Маслоу является средством реализации своего потенциала (самоактуализация) и характеризуется такими чертами, как принятие себя и свобода духа. Согласно ученому: «креативность - качество, с рождения присущее всем, но теряемое большинством под воздействием среды». Главную роль в детерминации креативного поведения, по мнению А. Маслоу, играют мотивации, ценности, личностные черты. К числу основных черт творческой личности относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость суждений [4].
Последователь гуманистической психологии К. Роджерс под креативностью подразумевал способность творчески, гибко разрешать жизненные проблемы и приспосабливаться к меняющимся условиям окружения [6].
Сензитивным периодом развития креативности является дошкольный возраст, и именно 3-5 лет, с возрастом у детей происходит снижение креативности. Это снижение носит временный характер. После определенного периода, который некоторые исследователи называют «латентным», у школьников происходит ярко выраженный подъем креативности. В связи с этим многие исследователи указывают на нелинейный тип развития креативности, в котором два пика, один из них приходится на дошкольный возраст, другой появляется после периода такого спада.
Развитие креативности в старшем дошкольном возрасте носит разноплановый характер. Креативность признается многогранным явлением, включающим как интеллектуальные, личностные, так и социальные факторы. В целом креативность характеризуется наличием творческих способностей.
В старшем дошкольном возрасте, когда бурно развиваются все виды способностей, существуют различные формы проявления креативности : рано раскрывается художественная одаренность – сначала к музыке после к рисованию позже к науке, причем, раньше других выражается одаренность к математике. Данный вопрос до конца не изучен, однако, существуют подходы и взгляды ученых, которым могут стать пусковым механизмом в исследовании креативнсти старших дошкольников.
В статье отражен теоретический подход к проблеме креативности в старшем дошкольном возрасте. Выдвинуты гипотезы, что является экспериментальной частью нашей будущей работы.
Список литературы
1. Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества [Текст] / Д. Б. Богоявленская. – М., 1983. – С. 182-195.
2. Выготский, Л. С. Психология искусства [Текст] / Л. С. Выготский. – Минск: Современное слово, 1998 – 480 с.
3. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст] : учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений // Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М. : Академия, 2000. – 176 с.
4. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. – СПБ: Евразия, 1992. – 382 с.
5. Петровский, А. В. Психологический словарь [Текст] / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – М., 2005. – 494 с.
6. Роджерс, К. Р. Клиент-центрированная терапия. Теория современная практика и применение [Текст] / К. Р. Роджерс. – М. : Апрель-Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 318 с.
7. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменолоrия развития [Текст] : учебник для студ. высш. учеб. заведений // В. С. Мухина. – М. : Академия, 2006. – 608 с.
8. Фадина, Г. В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста [Текст] : учебно-методическое пособие / Г. В. Фадина. – Балашов: Николаев, 2004. – 68 с.
.