Анастасия Милкина
Утренняя гимнастика как оздоровительное мероприятие в режиме дня в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Утренняя гимнастика как оздоровительное мероприятие в режиме дня в старшем дошкольном возрасте
Хочу поделиться своим опытом в реализации проекта, который умел успехи в реализации на преддипломной практике. По данной теме была написана дипломная работа. Доклад которой я хочу Вам предоставить.
Представляем вашему вниманию работу по теме «Утренняя гимнастика как оздоровительное мероприятие в режиме дня детей старшего дошкольного возраста»
Публикация «Утренняя гимнастика как оздоровительное мероприятие в режиме дня в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Актуальность. Федеральный государственный образовательный стандарт решает ряд задач направленных на физическое развитие дошкольников. Главной задачей является - охрана и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Большое значение в формировании у ребят здорового образа жизни имеет конечно же физическая культура. В дошкольных учреждениях очень большое внимание уделяется этому разделу дошкольной педагогики. Программа «От рождения до школы» предусматривает разнообразные формы работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста : утренняя гимнастика; физические упражнения в течение всего дня; физкультурные занятия; физкультминутки; подвижные игры; организация ОРУ, основных движений во время прогулки; физкультурные праздники и развлечения; организация Дней здоровья и многое др.
Любой педагог заметит, как счастливы дети, когда с ними организуют какую-либо новую форму работы. Просто необходимо подумать, пофантазировать и приукрасить будни ребенка в дошкольном учреждении. Почему бы не пригласить на обычное физкультурное занятие какого-либо забавного героя, которые внесет больше эмоций, красок в казалось бы совсем неожиданном для нас месте. А почему бы не превратить утреннюю гимнастику в праздник для ребенка. Взрослым, известна вся польза утренней гимнастики, а дети ее считают только каким-то скучным мероприятием, которое придумали взрослые. А если ребенок просыпается и просит родителей быстрее вести его в детский садик только потому, что сегодня будет что-то новое, интересное, увлекательное. Значит можно сказать о том, что сформируются у него и навыки здорового образа жизни, и желание заниматься спортом, потому что в обучающий процесс включается его любимая, и так необходимая всем детям — игра. Мы задумались над этой проблемой и решили проанализировать проблему использования при проведении утренней гимнастики игровых и развлекающих моментов, использование ее в организации различных мероприятиях в дошкольном учреждении.
В настоящее время не достаточно много внимания уделяется данной проблеме. Методические пособия в основном содержат комплексы упражнений для проведения утренней гимнастике во всех возрастных группах и нет никаких рекомендаций по проведению занимательной утренней гимнастики. Это связано с несколькими факторами:
Во-первых, все исследования ученых сконцентрированы, в основном, на структуре, содержании, технике выполнения движений.
Во-вторых, все виды деятельности по физическому воспитанию детей дошкольного возраста иногда бывают чрезмерно заорганизованными, мало чего дающие любопытному уму и отзывчивому сердцу малышей, которые вынуждены делать и выполнять все по указанию, распоряжению или готовому сценарию взрослого.
В-третьих, организация физического воспитания по остаточному принципу снизили естественный природный интерес, стремление ребенка к жизненно важным и необходимым движениям. Стандартность проведения занятий приводит к тому, что они становятся безликой, безвкусной необходимостью.
А все это говорит о том, что необходим поиск новых, интересных форм работы и обогащения уже известных дополнительным содержанием развивающего и воспитывающего характера.
Все это касается утренней гимнастики. Утренняя гимнастика призвана «будить» организм ребенка, настраивать его на действенный лад, но в то же время умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность систем организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки и т. д. Утренняя гимнастика ценна еще и тем, что у детей вырабатывается привычка, и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Кроме того, она обеспечивает организованное начало дня в детском саду.
Но эффективность данной формы работы может быть повышена, если синтезировать ее с другими видами деятельности, творчески подойти к пересмотру ее структуры, содержания, методов организации, использования оборудования, атрибутики, условий окружающей обстановки.
Проблемам обучения дошкольников общеразвивающих упражнениям были посвящены работы П. П. Буцинской, В. И. Васюковой, Н. А. Метлова, С. Г. Меринова, Н. А. Ноткина и другие. Проблемам построения оптимального двигательного режима в детском саду З. И. Ермаковой, Ю. Ф. Ермаковой, Ю. Ф. Змановкого, Г. В. Сендек, О. В. Силиной, Р. В. Силла и другие.
Таким образом, на основе всего выше сказанного я пришлак выводу, что взятая мною проблема достаточно актуальна. Приступая к работе, я определили следующие параметры:
Объект: образовательная область «Физическое развитие»
Предмет: утренняя гимнастика
Цель исследования – обосновать влияние интереса к утренней гимнастике на воспитание потребностей заниматься физическими упражнениями.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме с целью её обоснования.
2. На основе анализа теоретических источников наметить пути развития интереса к утренней гимнастике.
3. Выявить уровень интереса к утренней гимнастике у детей старшего дошкольного возраста.
4. Апробировать в практике работы с детьми старшего дошкольного возраста МБДОУ «Солнышко» проект «Мы зарядке скажем, ДА»
5. разработать методические рекомендации по реализации проекта.
Гипотеза: Мы предполагаем, что роль утренней гимнастике будет эффективна при условии сформированности интереса.
В теоретической части работы проведен анализ литературных источников. Я рассмотрела цель и задачи, средства и формы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. Определила понятие, значение утренней гимнастики в физическом развитие дошкольников. Изучила анатомо-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Описала методику проведения утренней гимнастики в старшем дошкольном возрасте.
Изучив литературу, я пришли к выводу, что утренняя гимнастика является неотъемлемым организующим моментом в режиме дня дошкольного учреждения и важной составной частью физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, повышающим и сохраняющим в течение дня жизнерадостное состояние ребёнка.
Опытно-практическая работа проводилась в пгт. Смирных в МБДОУ «Солнышко». Работа проводилась в 2 этапа – констатирующий и формирующий.
Исследовалась группа воспитанников в количестве 20 человек, 8 мальчиков и 12 девочек.
На констатирующем этапе решались следующие задачи:
1. Выявить уровень интереса к утренней гимнастике у детей старшей группы МБДОУ «Солнышко» п. г. т. Смирных;
2. Проанализировать условия развивающей среды группы и спортивного зала; 3. Разработать проект «Мы зарядке скажем, ДА!»
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Наблюдение;
2. Анализ развивающий среды;
3. Беседа;
Для выявления уровня сформированности интереса у детей к утренней гимнастике были использованы критерии диагностики Ноткиной Н. А. в соответствии с уровнями
Работа проводилась по плану. (приложение 1)
29.02.16г. было проведено наблюдение за детьми на утренней гимнастике
Цель: выявить уровень интереса к утренней гимнастике у детей.
Наблюдала за детьми в процессе организации воспитателем детей на утреннюю гимнастику, сам процесс утренней гимнастики и настроение детей после утренней гимнастики.
Наблюдение показало, что 5 детей, что составило 25% проявляют устойчивый интерес к деятельности, активно двигаются, выполняются упражнения, делает это с удовольствием, испытывают положительные эмоции. Радуется успехам своей деятельности, их можно отнести к высокому уровню. 9 детей, что составило 45% проявляют устойчивый интерес к деятельности, занимаются утренней гимнастикой с удовольствием и положительными эмоциями, но, в основном, по инициативе взрослого. Не всегда проявляется инициативу, но радуется успехам в своей деятельности, их можно отнести к среднему уровню. 6 детей, что составило 30 интерес к утренней гимнастике неустойчив, занимается данным видом неохотно, не всегда точно выполняет упражнения и рекомендации взрослого, их можно отнести к низкому уровню.
29.02.16г. Была проведена беседа с детьми
Цель: Выявит знания детей об утренней гимнастике.
Беседа показала, что детям нужна на утренней гимнастике игра, нужно, что бы упражнения имели названия, что бы могли сами проводить гимнастику, что бы можно было и поиграть. Так же не все дети понимают, зачем нужно заниматься утренний гимнастикой.
29.02.16г. был проведен анализ предметно-развивающий среды в группе и спортивного зала.
Цель: выявить созданы ли в группе и в спортзале условия позволяющие повысить уровень двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Анализ, развивающий среды показал, что в группе создан спортивный уголок, в котором иметься весь необходимый спортивный инвентарь. Спортивный зал оснащен шведской стенкой, тренажерами для детей. Все это говорит о том, что созданы все условия для развития двигательной активности детей данной группы.
1.03.16г. была проведена беседа с воспитателем
Цель: выяснить, какие виды утренний гимнастики использует воспитатель.
Беседа с воспитателем показала, что она использует в основном только традиционную гимнастику без музыкального сопровождения.
На основании анализа интереса у детей к утренней гимнастике сделали вывод, что не все дети испытывают интерес к занятию утренней гимнастике. Результаты наблюдения, которые представлены в диаграмме, что высокий уровень составляет – 25%; средний уровень – 45%; низкий уровень – 30%. Результаты проведенного исследования позволили разработать проект «Мы зарядке скажем, ДА». С целью подтверждения гипотезы мы перешли ко второму этапу.
На формирующем этапе были поставлены следующие задачи:
1. Апробировать проект «Мы зарядке скажем, Да» с детьми старшего дошкольного возраста МБДОУ «солнышко» пгт. Смирных
2. Включить воспитанников старшей группы в образовательную деятельность по реализации проекта.
3. Разработать методические рекомендации
Для реализации задач была составлен проект «Мы зарядке скажем, ДА!» (приложение 4)
Цель проекта: Формировать у детей интерес к утренней гимнастике и понимание ценностей физической культуры и спорта для человека.
Задачи проекта:
формировать потребность у детей к освоению ценностей физической культуры и создавать условия для реализации потребности детей в двигательной активности;
воспитывать физические качества необходимые для полноценного развития личности;
развивать у детей интерес к выполнению утренний гимнастики
Тип проекта - практико-ориентированный
Участники проекта – дети, воспитатель, родители
Продолжительность проекта – 1 недели
Работа спланирована по блокам: организованная образовательная деятельность; совместная образовательная деятельность в режимных моментах; самостоятельная деятельность в центрах развития; работа с родителями. (приложение 5)
Которая, реализуется через все виды деятельности.
Были проведены следующие виды ООД по художественно-эстетическому развитию рисование на тему «Дети делают зарядку» целью, которой является запоминание различных физических упражнений на зарядке. Аппликация на тему «Мой любимый вид спорта!». ООД по речевому развитию «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!» с целью формированию знаний об утренней гимнастике и расширения кругозора детей.
В рамках проекта была организована совместная партнерская деятельность в режимные отрезки времени.
В утренний прием были проведены дидактические игры: «Спортивное лото», «Мой режим дня», для развития интереса и знаний детей были проведены беседы «На зарядку стройся по порядку!», «Что такое зарядка», разучивание поговорок и речевок.
Детям был предложен игровой комплекс утренний гимнастики, где детям было предложено сами провести гимнастику.
На прогулке была организована зарядка на свежем воздухе, подвижные игры.
Во вторую половину дня было чтение сказки «Зарядка и Простуда» беседы «Осанка – стройная спина», заучивание стихотворений о зарядке, организована сюжетно-ролевую игру «Мы спортивные журналисты» в которой был снят репортаж по теме проекта (показ фрагмента, раскрашивание раскрасок «веселые картинки», была разыграна театрализованная игра «Зарядка и простуда». Д/и «на зарядку стройся по порядку, слушание песни «Весёлая зарядка» гр. Непоседы. Вместе с детьми была оформлена стенгазета «Мы зарядке скажем, Да!» которая заполнялась каждый день.
Для самостоятельной деятельности детей в центрах развития были предложены:
Игровой центр развития «Разыграй-ка» настольно-печатные игры «Спортивный инвентарь», «Собери спортивный инвентарь на зарядку»
В центр развития «Островок рисования» иллюстрации по теме проекта.
В центр развития «Весёлая библиотека» была помещена книга сказок «Зарядка и Простуда» и книга стихотворений о зарядке «Интересная зарядка».
Для проведения проекта были привлечены родители. Родителям предложила буклет «Утренняя зарядка дома без проблем» и папка-передвижка «Зарядка дома без проблем».
Итогом проведенного проекта стало проведение спортивного мероприятия с привлечением родителей «Праздник Зарядки», так же была выпущена стенгазета, где имелся фото-отчет о проделанной работе.
После реализации проекта с целью подтверждения гипотезы была проведена повторная беседа, которая показала следующие изменения: детям нравится зарядка под музыку, использование речевок, приглашенных персонажей, они начали проявлять инициативу, самостоятельность, получать удовольствие от выполнения физических упражнений, дети с низким уровнем начали испытывать желание заниматься и выполнять движения правильно, точно. У детей повышалось настроение.
Дети, которые на констатирующем этапе были с низким уровнем перешли на средний и высокий уровень, всего два ребенка остались на низком уровне.
Результаты повторного исследования представлены в таблицах и диаграмме.
Таким образом, проведя работу на констатирующем, формирующем этапе, я доказала, что апробированный мною проект будет способствовать повышению уровня интереса к утренней гимнастике. Разработанный нами проект имел успехи в его реализации.
Изучив психолого-педагогическую литературу и проведя исследование по вопросу, я пришла к выводу, что утренняя гимнастика как оздоровительное мероприятие в режиме дня в старшем дошкольном возрасте благоприятно воздействуют на оздоровление и укрепление организма ребенка. Ежедневные занятия физическими упражнениями развивает детей физически, психически и эмоционально. Физические упражнения благотворнее влияют на организм, когда они вызывают жизнерадостное настроение, положительные эмоции. Утренняя гимнастика позволяет привести организм в рабочее состояние, придает бодрость и хорошее настроение, а так же улучшает самочувствие. Применяемые на утренней гимнастики сюрпризные моменты способствуют повышению интереса к физическим упражнения.
В ходе работы я апробировала проект «мы зарядке скажем, ДА!». В ходе реализации проекта я использовали разные формы работы: беседы, д\и., чтение худ. литературой, заучивание поговорок и речевок, сюжетно-ролевые и театрализованные игры, подвижные игры, прогулки
Если на констатирующем этапе к высокому уровню можно было отнести 25 %, то на формирующим этапе 55 %. К среднему уровню на констатирующем этапе 45 % на формирующим 35%. Низкому уровню на констатирующем этапе 30 %, то на формирующим этапе составило всего 10 %. .
Таким образом, со среднего на высокий уровень перешло 15 %, с низкого уровня на средний 10 % дошкольников, и с низкого на высокий уровень перешло 10%.
Гипотеза, поставленная в начале исследования, подтвердилась. Мы доказали, что утренняя гимнастика при условии сформированности интереса, эффективна.
На основании проведенных исследований и полученных результатов по данной теме мною были разработаны рекомендации:
1. Использовать дифференцированный подход к проведению к проведению гимнастики в зависимости от возраста и подготовленности детей;
2. Проводить веселые и разнообразные комплексы и сюрпризные моменты, которые будут повышать интерес детей к утренней гимнастике.
3. Проводить просветительскую работу с родителями, которая позволяет сделать утреннюю гимнастику более организованной и продуктивной.
4. Утреннюю гимнастику проводить под музыкальное сопровождение;
5. Использование речевок до и после утренней гимнастики;
6. Использовать разные виды утренней гимнастике;
7. Для развития интереса так же использовать дидактические игры по физическому развитию;
8. Проводить познавательные беседы по физическому развитию для развития интереса;
Практическая значимость работы заключается в том, что были разработан проекта «Мы зарядке скажем, ДА!», так же разработаны две картотеки «Комплекс утренней гимнастике на 3 месяца» и «Стройся по порядку на зарядку!», так же были подобраны и составлены дидактические игры по изучаемой теме, папка-передвижка и буклеты для работы с родителями. Все это может быть использовано в ходе педагогической практики воспитателями ДОУ в процессе организации воспитательной работы с детьми и в качестве пособия для студентов-практикантов.