Марина Газизова
Мастер-класс на тему «Внедрение инновационных форм работы с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Задачи:
-Выявить проблему в организации совместной работы педагога с родителями воспитанников.
-Определить стратегии взаимодействия родителей и воспитателей.
Публикация «Мастер-класс на тему „Внедрение инновационных форм работы с родителями“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
-Помочь педагогам в овладении понятием «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников».
Ход:
Приветствие. Постановка проблемы.
Воспитатель-мастер. Добрый день, коллеги! Тема нашего мастер-класса «Работа с родителями».
В чем трудности организации работы с родителями? И есть ли они?
Воспитатели-участники признают, что трудности существуют, часто связаны с нехваткой времени у родителей и пр.
Воспитатель-мастер. На одно из родительских собраний мы пришли не с пустыми руками (достают мешок и ставят на стол). Что в мешке?
Воспитатели-участники высказывают предположения, трогают мешок, определяют, что там банка.
Воспитатель-мастер. Что в банке?
Воспитатели-участники высказывают предположения.
Воспитатель-мастер (достает из мешка банку с маринованными огурцами). Как вы думаете, какие они?
Воспитатели-участники называют вкусовые качества.
Воспитатель-мастер. От чего зависит качество этого продукта?
Воспитатели-участники. От ингредиентов, входящих в рассол, воды, сорта огурцов, умений хозяйки и т. п.
Воспитатель-мастер. Личность ребенка – это тоже результат деятельности среды, своего рода, тоже продукт. Что составляет среду наших детей? Я предлагаю вам на стикерах написать ингредиенты этой среды и наклеить на банку.
Воспитатели-участники обсуждают, пишут, клеят.
Воспитатель-мастер. (Берет банку в руки и читает все, что написано на стикерах: семья, друзья, хобби, улица, интернет и др.) Как вы считаете, какая из этих составляющих представляет для детей наибольший интерес?
Воспитатели-участники, вероятнее всего, ответят: «Семья».
Воспитатель мастер. Родители являются социальными заказчиками дошкольного учреждения, а потому должны активно участвовать в воспитательном процессе детского сада и группы в частности. Что греха таить, работа с родителями часто строится по остаточному принципу. А встречи сводятся либо в приемные часы утром, либо в вечернее время. Это, конечно, тоже необходимо.
Нормативные документы дошкольного образования нацеливают нас на работу с родителями «на основе сотрудничества, вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность» (ФГОС, п. 3.2.1).
Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников.
Как вы думаете, почему одним педагогам удается наладить с родителями контакт так, что те по первому зову готовы, что называется, горы свернуть, а другие, как ни бьются, - не могут достучаться до родителей и установить с ними взаимный контакт?
Ответы педагогов.
Трудности организации совместной работы педагога с родителями воспитанников :
1. Непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение
2. Отсутствие единства требований в семье и детском саду.
Воспитатель мастер. Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные отношения.
МЯЧИКИ
Посмотрите на шарики в моей корзинке. Это трудности, с которыми сталкивается воспитатель в общении с родителями. Отдаю мячи одному педагогу и перечисляю их названия педагогу.
Я раздаю вам:
• Непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения;
• Неоправданно позитивные ожидания родителей от дошкольного учреждения. Неоправданно позитивное ожидание возникает тогда, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, думают о том, что детский сад всему научит, а родителям ничего не нужно будет делать. Если эти ожидания оказываются напрасными, возникает огромное напряжение между родителями и педагогами. На самом деле детский сад способен многое сделать для развития детей, но у него есть свои специфические задачи и он никогда не сможет полностью заменить родителей и воспитательное воздействие семьи;
• Неоправданно негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения. Если личный детсадовский опыт родителя был неудачным или сам родитель не посещал детского сада, но слышал множество разговоров о том, что это очень плохо, возникает неоправданно негативное отношение.
Такой заранее подготовленный отрицательный настрой обязательно передается ребенку и не лучшим образом влияет и на него, и на отношения между воспитателем и родителем;
• Излишняя озабоченность родителей своим ребенком, только нервирует малыша, настраивает его против детского сада.
Кроме того:
• Воспитатель порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их. Когда воспитатель оценивает ребенка, дает какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно считает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя;
• Непонимание педагогами своей роли в отношениях с родителями, неуверенность и неспособность вести диалог, а порой и полное отсутствие навыков общения.
Воспитатель-мастер. Скажите, удобно ли вам держать столько шариков? Что вам хочется сделать? (Ответы участников семинара) Выбросьте их обратно в корзину.
Из чего же складывается успех общения? Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки.
• желание пойти на контакт, наладить отношения,
• помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера,
• услышать партнера,
• признать право другого на иную позицию и понять эту позицию.
Уважаемые коллеги, а сейчас давайте образуем круг
Я предлагаю вам выполнить упражнение “Волшебное озеро”.
Воспитатель-мастер. У меня в руках шкатулка, сейчас мы будем передавать ее друг другу. Тот, у кого в руках окажется шкатулка, должен заглянуть внутрь. Там, в маленьком “волшебном” озере, вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете, улыбнитесь ему. (Передают шкатулку.)
Ответил вам этот человек на вашу улыбку? (отвечают и садятся). Если мы будем улыбаться друг другу при встрече, то и нам будут отвечать добрыми, искренними улыбками.
Воспитатель-мастер. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Поэтому мы должны быть уважительными и внимательными друг к другу.
Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников. Все это приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников»
Воспитатель-мастер. Следующие упражнения направлены для налаживания контакта родителей с педагогами, для их сближения и взаимопонимания.
Упражнение № 4. Игра «Говорящие руки»
Воспитатель-мастер. Для снятия излишней напряженности родителей, например, во время родительского собрания, можно провести игру «Говорящие руки» : Для этого разделитесь на пары и повернитесь лицом друг к другу. Я буду давать задания вы молча их выполняете, только руками.
Варианты заданий парам: поздороваться с помощью рук;
— помириться руками;
— побороться руками;
— выразить поддержку с помощью рук;
— поругаться;
— пожалеть;
— пожелать удачи;
— попрощаться;
— выразить радость и т. п.
Воспитатель-мастер. Это игра, помогает большему эмоциональному сближению за счет телесного контакта, улучшается взаимопонимание друг с другом. (Садятся). И сейчас, поиграв в эту игру, я надеюсь вы тоже стали ближе друг к другу.
Упражнение № 5. Игра «Я знаю 5 имен»
Воспитатель-мастер. Давайте с вами вспомним детскую игру с мячом «Я знаю 5 имен».
Образуем круг, сейчас я буду каждому из вас бросать мяч и задавать вопрос, а вы должны быстро на него ответить.
-назовите пять имён друзей (подруг) своего ребёнка;
-пять любимых занятий вашего ребенка;
-пять любимых блюд вашего ребенка и т. д.
Воспитатель-мастер. Такая игра, проведённая с родителями, позволит понять, насколько родители хорошо знают своего ребёнка и близки с ним.
Упражнение № 6. «Ладошки»
Педагог: А сейчас возьмем листы бумаги, они чистые как наши детки Листочки у нас разного цвета, они не похожи друг на друга, как и наши воспитанники: разные по характеру, по интересам, по поведению. Обводим свою ладошку и вырезаем. В центре ладони пишем имя своего ребенка, а на пальцах отличительные черты его характера. Готовые ладошки приклеиваем как лучики к солнышку. Посмотрите, какое у нас получилось доброе, ласковое, веселое солнышко.
Воспитатель-мастер. Все наши «детки» согреты теплом наших рук. Мы должны научиться в общении быть ТЕРПИМЫМИ, уметь ЛЮБИТЬ и ПРОЩАТЬ.
А сейчас хочется провести с вами небольшую релаксационную паузу для снятия напряжения и усталости, избавления от грустных мыслей,
(Звучит медленная музыка. Участникам семинара раздаются заранее приготовленные газеты).
Воспитатель-мастер. Однажды хмурым унылым, как старая газета, утром воспитательница детского сада открыла глаза и вдруг поняла, что в её жизни накопилось много ненужного, и ей захотелось что-то изменить. Для начала она решила избавиться от грустных мыслей. Женщина взяла газету, лежащую неподалёку, и стала заворачивать в неё всё, что не давало ей покоя. Сначала её движения были не уверенны и неточны, потом более решительны. Вспомнилась неудачная НОД, проведённая на прошлой неделе, родители, обещавшие, но так и не смастерившие скворечник, ребятишки, которые с наступлением весны стали особенно активными. Вместе с шуршанием газет уходила накопленная усталость. На улице выглянуло солнышко, женщина улыбнулась и стала собираться на работу, где её с нетерпением ждали такие родные и любимые дети.
Давайте тоже попробуем избавиться от грустных мыслей и всего ненужного с помощью газеты. (педагоги выполняют задание).
Далее под тревожную музыку участники семинара выбрасывают на сцену смятые в процессе релаксации газеты, избавляясь таким образом от всех своих грустных мыслей, накопившейся усталости и т. п.
Воспитатель-мастер. С помощью данного упражнения на родительском собрании можно настроить родителей на работу, привлечь внимание к рассматриваемой теме, отвлечь их от ненужных мыслей.
Заключение: Когда-то, очень давно, жил один мудрец, который знал всё. Но один человек захотел доказать, что не всё знает мудрец. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Мёртвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». А мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках!»
В наших руках создать такую атмосферу, в которой все участники образовательных отношений (дети, родители и педагоги) будут чувствовать себя уютно и комфортно. Мы убеждены, что наша работа будет плодотворной благодаря сплоченным действиям единой команды педагогов и родителей, увлеченной одним делом и идущей к общей цели.
Воспитатель-мастер. Успехов Вам!