Гребнева Наталья Сергеевна
Мастер-класс «Обучение пересказу»
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что у детей дошкольного возраста преобладает наглядно – образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер, кроме этого у нее есть удивительное свойство – фотографичность. К. Д. Ушинский говорил: «Дайте ребенку наглядность, и он заговорит». Развитие связной речи и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста – является одной из важнейших задач в детском саду. К семи годам нормально развивающийся ребенок должен владеть основными формами устной речи – внешней устной и внутренней, диалогической и монологической. Обучению рассказыванию в детском саду отводится особое место, так как рассказ является одним из самых действенных средств развития связной речи.
Публикация «Мастер-класс „Обучение пересказу“» размещена в разделах
Целью моего мастер – класса является : повышение профессионального мастерства воспитателей – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по теме: «Обучение пересказу».
Задачами является:
- Напомнить участникам задачи работы над пересказом, какие могут использоваться виды пересказа.
- Поделиться с участниками мастер-класса конкретными приемами, используемыми на занятиях по пересказу.
Для пересказа произведения ребёнком подойдут не любые художественные произведения, а лишь те, которые отвечают ряду требований.
Требования:
- Произведение должно быть доступным ребёнку по содержанию;
- Произведение должно быть высокохудожественным;
- Язык произведения должен быть доступен ребёнку;
- В произведении должны присутствовать известные ребёнку персонажи с ярко выраженным характером;
- Произведения должны иметь сюжет с чёткой композицией.
Если придерживаться всем этим требованиям, то ребёнок без труда справится с пересказом предложенного ему произведения.
Нередко ребенок не понимает смысл и содержание текста, поэтому не может грамотно его пересказать. Сначала изучаемый материал нужно подробно разобрать, уяснив смысл каждого слова и понятия, найти к новым терминам синонимы, уже знакомые ребенку.
Игры дома, которые учат пересказывать :
"Мой репортаж"
Один из родителей с ребенком побывал в какой-то поездке, только вдвоем, без других членов семьи. Попробуйте предложите ребенку составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций можно использовать фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события - реальные или вымышленные - им воспроизводятся.
"Чем закончилось?"
Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с ребенком смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!
Выучить стихотворение, пересказать сказку, рассказ для речевого ребёнка – это большой труд и изначально сложный процесс. Но, если мы попросим ребенка вспомнить все, что вчера с ним происходило, то он вспомнит: что ел, где был, что слышал, что видел, что ощущал. Это огромный объем информации.
Итоги:
Пересказ – важный навык, развивающий интеллект ребёнка. Пересказ приучает ребенка внимательно слушать или читать текст, учит его мыслить, анализировать и делать выводы, выделять главное и ясно выражать свои мысли посредством устной речи.
Очень важно правильно выбирать тексты, следуя принципу «от простого к сложному». Мало прочитать текст для пересказа. Нужно всегда проводить беседу по прочитанному. Именно этот этап закладывает в ребенке навыки анализа полученной информации, что, в свою очередь, является залогом успеха в предстоящей школьной жизни.