Папки-передвижки

Мастер-класс «Особенности работы с тревожными детьми»

Елена Зудилина
Мастер-класс «Особенности работы с тревожными детьми»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 26 «Золотая рыбка» комбинированного вида

городского округа город Кумертау Республики Башкортостан

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Особенности работы с тревожными детьми»

Подготовила: Зудилина Елена Николаевна,

воспитатель

2020

Цель мастер-класса :

создание условий по формированию психолого-педагогической компетентности у педагогов при взаимодействии с тревожными детьми в контексте ФГОС ДОО.

Задачи:

Публикация «Мастер-класс „Особенности работы с тревожными детьми“» размещена в разделах

• познакомить педагогов с психологическим феноменом «тревожность», раскрыть причины ее появления у воспитанников;

отработать с педагогами навыки по работе с тревожными детьми;

• познакомить педагогов со способами профилактики тревожности в детском коллективе.

Контингент участников: педагоги ДОУ (воспитатели, специалисты ДОУ)

Оборудование: карточки с описанием портрета «особого» ребенка, листы, ручки, корона, искусственная роза, султанчики голубого цвета (6 шт, «Цветик-семицветик» с описанием достижений ребенка.

План проведения мастер-класса :

1. Теоретическая часть

Актуальность выбранной проблемы

Что такое тревожность?

2. Практическая часть

Коммуникативная игра «Найди пару»

Упражнение «Портрет тревожного ребенка»

Обучение педагогов способам по снижению тревожности у дошкольников

Игра- комплимент «Волшебная роза»

Игра «Король на троне»

Подвижная игра «Волны»

Игра - релаксация с элементами психогимнастики «Дождь в парке».

Рекомендации педагогам

3. Подведение итогов. Рефлексия

Ход мастер-класса

1. Теоретическая часть

Цель: Раскрыть актуальность мастер-класса, дать теоретическое представление о тревожности и причинах ее появления.

1.1. Актуальность выбранной проблемы.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас в нашем уютном зале! Проблема создания благоприятной психологической среды в дошкольном учреждении, которая бы способствовала укреплению психического здоровья дошкольников на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155. Данный пункт стандарта не только предъявляет требования к условиям пребывания детей в ДОУ, но и требует от педагогов высокого уровня компетенции. В частности, в последние годы отмечается значительный рост тревожных детей дошкольного возраста.

1.2. Что такое тревожность?

Тревожность – ощущение эмоционального неблагополучия, спровоцированное предчувствием неудачи или опасности. Непосредственно человеком переживается как напряжение, озабоченность, беспокойство, пугающее чувство беспомощности, неопределённости.

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребёнка, то тревожность – устойчивое состояние. Например, случается, что ребёнок волнуется перед выступлениями на празднике. Но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остаётся спокойным. Это – проявления тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях (при ответе, в общении с незнакомыми взрослыми и т. д., то следует говорить о тревожности.

Тревожность не связана с какой-либо определённой ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности.

Тревожность чаще всего развивается вследствие наличия у ребёнка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

- противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и детским садом;

- неадекватными требованиями (чаще всего завышенными);

- негативными требованиями, которые унижают ребёнка, ставят его в зависимое положение.

Тревожность ребёнка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передаётся ребёнку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.

Интересен тот факт, что после развода родителей, когда, казалось бы, закончились скандалы, уровень тревожности ребёнка не снижается, а, как правило, резко возрастает. Психолог Е. Ю. Брель выявила и такую закономерность: тревожность детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением. Может быть, именно поэтому в наше время число тревожных детей неуклонно растёт.

Симптомы тревожности, проявления на физическом уровне:

* Дрожь в руках

* Жалобы на тошноту, головную боль

* Беспокойство

* Повышенная утомляемость, усталость

* Трудности с концентрацией

* Раздражительность

* Мышечное напряжение

* Частое мочеиспускание

* Испуганность

2. Практическая часть

2.1. Коммуникативная игра «Найди пару»

Цели:

• ранжирование участников мастер-класса на пары;

способствовать снижению напряжения, позитивному восприятию друг друга.

Члены группы выполняют движения в соответствии с текстом.

На прогулку косолапый вышел мишка погулять.

Участники расходятся по комнате.

По тропинке громко топал, друга он пошел искать.

«Где ты, где ты, мой товарищ? Без тебя так трудно жить!»

Двигаются по комнате произвольно.

Встретил мишка наш лисенка и сказал: «Давай дружить».

Каждый участник находит своего партнера и пожимает ему руку.

Мишка с другом покружился…

Кружатся.

Он в лесу устроил бал.

А потом остановился,

По головке гладить стал.

Гладят друг друга по голове.

Спины звери почесали…

Поворачиваются друг к другу спинами.

Вправо, влево, вверх и вниз.

Трутся спинами.

И немного потолкались.

Слегка толкаются.

Крепко-крепко обнялись.

Обнимают друг друга.

2.2. Портрет тревожного ребенка (возраст 4—6 лет)

Цель: тренировка навыков выявления тревожных детей в детском коллективе.

Оборудование: карточки с описанием портрета «особого» ребенка, листы, ручки.

Педагогам предлагаются карточки с описанием портрета «особого» ребенка, имеющего нарушения в эмоционально-личностной сфере (гиперактивность, агрессивность, тревожность). В течении 1 минуты педагогам необходимо выбрать те критерии, которые относятся к тревожному ребенку.

1. Имеет завышенную самооценку (самомнение)

Часто теряет контроль над собой

Опасается вступать в новые контакты, игры и т. д.

Постоянно контролирует свое поведение

Не понимает чувств и переживаний других людей

Во время выполнения заданий очень напряжен, скован

2. Часто спорит или ругается со взрослыми

Руки обычно холодные и влажные.

Создает конфликтные ситуации

Смущается чаще других.

Суетлив, беспокоен в движениях

Имеет мускульное напряжение в области лица, шеи

3. Имеет заниженную самооценку

Плохо координирует движения

Совершает стереотипные механические движения

Сваливает вину на других

Имеет соматические жалобы (на боли в животе, горле, голове и т. п.)

Робко здоровается

4. Импульсивен

Часто дерется

Пуглив, многое вызывает у него страх.

Толкает, ломает, крушит все кругом

Чувствует себя беспомощным.

Чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий

5. Часто бывают нехорошие предчувствия

Мало и беспокойно спит

Задает много вопросов, но редко дожидается ответов

Слишком говорлив

Часто не может сдержать слезы.

Не уверен в себе, своих силах.

Вопрос педагогам: осуществляете ли вы индивидуальный подход в работе с тревожными детьми? В чем он заключается? (примеры из практики).

2.3. Обучение педагогов способам по снижению тревожности у дошкольников.

Работа с тревожным ребёнком сопряжена с определёнными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время. Рекомендовано проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях :

1. Повышение самооценки

2. Снятие мышечного и эмоционального напряжения

3. Обучение детей умению управлять своим поведением

1. Повысить самооценку ребёнка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращайтесь к ребёнку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причём ребёнок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребёнка.

Можно отмечать достижения ребёнка в ежедневной информации для родителей (например, на стенде «Мы сегодня») : «Сегодня, 21 января 2020 года, Серёжа в течение 20 минут проводил опыт с водой и снегом». Такое сообщение даст лишнюю возможность родителям проявить свою заинтересованность. Ребёнку же будет легче отвечать на конкретные вопросы, а не восстанавливать в памяти всё, что происходило в группе за день.

В раздевалке на шкафчике каждого ребёнка можно закрепить «Цветик-семицветик» (или «Цветок достижений», вырезанный из цветного картона. В центре фотография ребёнка. А на лепестках, соответствующих дням недели - информация о результатах ребёнка, которыми он гордится. Родители, приходя вечером в детский сад, спешат узнать, чего же добился их ребёнок в течение дня, каковы его успехи. Позитивная информация очень важна и для взрослых, и для детей для установления взаимопонимания между ними.

Таким образом, использование наглядной формы работы (оформление стендов, информационных «Цветиков-семицветиков» и т. п.) помогает решить сразу несколько педагогических задач, одна из которых – повышение уровня самооценки детей, особенно тех, у кого высокая тревожность.

Ещё один способ снятия излишней тревожности – раскрашивание лица старыми мамиными помадами. Можно также устроить импровизированный маскарад, шоу. Для этого надо приготовить маски, костюмы или просто старую одежду взрослых. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться. А если маски и костюмы будут изготовлены руками детей (конечно, с участием взрослых, игра принесёт им ещё больше удовольствия.

2. С тревожными детьми необходимо проводить игры, направленные на формирование у них чувства уверенности и снятие мышечного и эмоционального напряжения

2.3.1. Игра- комплимент «Волшебная роза»

Цель: повышение самооценки, положительный настрой

Сейчас мы с вами будем передавать розу друг другу и постараемся увидеть что-то хорошее в каждом из нас. Это может касаться не только внешности, но и особенностей внутреннего мира. Нужно посмотреть в глаза друг другу и улыбнуться. Не забудьте поблагодарить за добрые слова.

В круг друзья вы стали

Розу в руки взяли,

Розу надо передать

Добрые слова сказать!

Вопрос педагогам: в чем ценность использования этой игры в работе с тревожными детьми?

2.3.2. Игра «Король на троне»

Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.

Выбирается «король». Остальные присутствующие друг за другом подходят к королю, делают реверанс и говорят: «Его величеству» комплимент. «Ваше величество, у вас замечательные глаза, они светятся как изумруды», «Ваше величество, вы очень добры», «Ваше величество вы прекрасны, как майская роза» и т. д. На протяжении всего этого времени, король сидит на троне и выслушивает и после каждого комплимента отвечает: «Да, это так!» Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.

Эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах лица, шеи и живота. Чтобы помочь детям снизить мышечное и эмоциональное напряжение можно научить их выполнять релаксационные упражнения. Возможно использование элементов массажа и даже простое растирание.

2.3.3. Игра-релаксация «Волны»

Цель: снятие психомышечного напряжения, повышение самооценки

Если вы были на море, то, конечно, знаете, как приятно, когда волны ласково омывают тебя. Давайте поиграем: каждый из вас по очереди будет «купающимся», а остальные - «волнами», «купающийся» становится в центр круга, «волны» тихонько поглаживают его, приговаривая: «Мы любим тебя, мы любим тебя»

Вопрос педагогам: понравилось ли вам купаться в море? Что вы чувствовали? Возьмите голубые султанчики и покажите «волны радости», «волны гнева», «волны спокойствия».

2.3.4. Игра-релаксация с элементами психогимнастики «Дождь в парке».

Цель: сплочение детского коллектива, снятие психомышечного напряжения

Становимся в круг, друг за другом — и «превращаемся» в деревья в парке. Вы слушаете текст и выполняете соответствующие действия.

В парке светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами). Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся деревья корнями, устойчиво стоят и только раскачиваются (раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит всё сильнее и сильнее (усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.

Вопрос педагогам: Решению каких проблем тревожного ребенка способствует использование этой игры- релаксации?

3. Обучение детей умению управлять своим поведением

Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться. В этом случае желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. Можно на примерах литературных произведений показать детям, что смелый человек — это не тот, кто ничего не боится (таких людей нет на свете, а тот, кто умеет преодолеть свой страх. Желательно, чтобы каждый ребенок сказал вслух о том, чего он боится.

Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунок, рассказать о нем. Подобные беседы помогут тревожным детям осознать, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них. Совместное с взрослым сочинение сказок и историй научит ребенка выражать словами свою тревогу и страх. И даже если он приписывает их не себе, а вымышленному герою, это поможет снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребенка. Так же можно использовать прием отработки конкретного навыка. Ребенок представляет себя в роли какого-либо сказочного героя в тревожащей для него ситуации.

2.4. Рекомендации педагогам

• Обращаться к тревожному ребенку нужно по имени, хвалить его даже за незначительные успехи, подбадривать «У тебя обязательно получится», «Молодец!» и отмечать их в присутствии других детей;

• нельзя детей сравнивать друг с другом. Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад;

• при обращении к тревожному ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо наклониться к нему, либо приподнять ребенка до уровня глаз взрослого;

• в работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт, можно просто погладить ребенка по голове, обнять его, посадить на колени.

• полезно снизить количество замечаний;

• необходимо избегать состязаний и каких-либо работ, учитывающих скорость;

• демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

Вопрос педагогам: какие рекомендации, советы вы можете дать родителям тревожного ребенка? (Обсуждение по заданному вопросу, примеры из опыта работы).

3. Подведение итогов. Рефлексия

Раздать информационные материалы (перечень игр для работы с тревожным ребенком).

Задать вопросы: Что нового вы узнали? Что (не) понравилось в проводимом мероприятии? Будете ли вы использовать полученную информацию в практической деятельности?

Предложения, пожелания, отзывы.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Консультация для педагогов на тему «Особенности сказкотерапии с детьми. Основные приёмы работы со сказкой» Особенности сказкотерапии с детьми дошкольного возраста. Для групповой и индивидуальной работы может быть предложена любая сказка, которую.

Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.

Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста»Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста» Войдя в дошкольную педагогику, как передовая, отличная от традиционных форм всестороннего развития личности, ТРИЗ занял прочное место в.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

Особенности работы по заучиванию стихотворений с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с ОНР (часть вторая) .

Мастер-класс для учителей начальных классов «Особенности работы с детьми в условиях проекта» «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТА» Уважаемые коллеги! Основная цель мастер – класса, проводимого сегодня – это повышение мотивации.

Особенности работы тьютора в образовательной модели «Ресурсная группа» в ДОО Целью создания ресурсных групп в ДОО является не только подготовить детей к школе, но и обучить их навыкам самообслуживания и коммуникации,.

Особенности работы в сельской разновозрастной дошкольной группеОсобенности работы в сельской разновозрастной дошкольной группе Большевистская школа, Кольчугинский район Владимирской области. Воспитатель: Бурмистрова Анна Степановна. Особенности работы в сельской.

Логопедическое занятие по теме «Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры»Логопедическое занятие по теме «Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры» Открытое логопедическое занятие с детьми 6-7 лет по теме “Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры.

Эссе «Планета детства (ко Дню защиты детей)». Особенности работы с «особенными детьми»Эссе «Планета детства (ко Дню защиты детей)». Особенности работы с «особенными детьми» Безусловно, все дети любят праздники. Игры, сюрпризы, подарки. А рядом — друзья, близкие и родные люди, чтобы разделить с нами радость.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Мастер-класс «Особенности работы с тревожными детьми»
Опубликовано: 2 ноября 2021 в 19:57
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Особенности работы с тревожными детьми»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Зудилина (УИ 1348678) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД