Алёна Игнатова
Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по использованию цветных палочек Кюизенера как средства развития математических представлений старших дошкольников.
Задачи:
1. Сформировать у педагогов – участников мастер - класса представление об игровой технологии.
Публикация «Мастер-класс „Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Палочки Кюизенера
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
2. Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по применению развивающих игр с палочками Кюизенера.
3. Обучить участников мастер – класса навыкам, составляющим основу игровой технологии.
4. Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции. в вопросах развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Материал: палочки Кюизенера, мультимедийная установка.
Практический раздаточный материал: буклет участника мастер-класса, условное числовое обозначение комплекта «Палочки Кюизенера».
Материал на электронных носителях: презентация «Цветные счетные палочки Кюизенера».
Ход мастер-класса:
Вводная часть
Придумано кем- то умно и мудро,
При встрече здороваться: Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера.
Здравствуйте, коллеги! Я очень рада приветствовать Вас на мастер - классе, но, перед тем как его начать, я попрошу вас взять из коробки одну из палочек, которая вам больше нравится. И так, давайте посмотрим, какому цвету вы отдали предпочтение, по ним мы сейчас узнаем с каким настроением, настроем вы пришли на наше мероприятие.
Оранжевый- цвет позитивный, вдохновляющий, хорошее настроение.
Желтый - цвет олицетворяет тепло, оптимизм и радость.
Голубой -то безопасность и доверие.
Фиолетовый - вдохновение, сострадание, чувствительность.
Тема моего мастер – класса- это «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников».
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечению социальной успешности дошкольника.
Основная часть
Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, ее присутствием в различные области деятельности. Поэтому обучение в детском саду направлено, прежде всего, на воспитание у детей привычки логической аргументации окружающего.
Наблюдение за образовательным процессом позволило сделать вывод о том, что основные логические операции у детей сформированы недостаточно. Для эффективной работы я нуждалась в многофункциональном развивающем дидактическом средстве, которое позволит «через руки», в доступной дошкольникам форме подвести к пониманию различных математических понятий. Из всех рассмотренных математических пособий палочки Кюизенера в наибольшей мере соответствуют особенностям формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
Математическое развитие – это не количество знаний, которое получил ребенок, а умение пользоваться ими, применять их в разнообразной самостоятельной деятельности. Достичь этого, я считаю, можно на основе изучения математического материала посредством палочек Кюизенера.
Исходя из вышесказанного, цель работы заключается в создании условий для развития элементарных математических представлений с помощью палочек Кюизенера.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
формировать познавательную мотивацию обучения;
формировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
развивать умение обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения;
развивать образное мышления, фантазию, творческое воображение, любознательность, самостоятельность
Этапы проведения работы:
На первом этапе палочки использовались просто как игровой материал. Дети играли с ними, как с обычными кубиками и палочками, создавали различные конфигурации.
На втором этапе палочки выступали уже как средство математического обучения.
На этом этапе дети из палочек строили разноцветные вагончики (игры на соответствие между цветом, длиной и числом).
Прежде чем посадить в вагончики пассажиров, важно знать, сколько мест в вагончике. Как узнать? Дети находят ответ практически. Выбранная мера позволяет ответит на вопросы: «Сколько мест в каждом вагончике? Сколько пассажиров поедет в каждом вагоне? Таким образом дети узнают, что у каждого цвета есть своё число.
Далее включаются упражнения на сложение: «Отыщите синюю полоску, прибавьте к ней белую. Найдите полоску, равную сумме фиолетовой и розовой. Упражнение заканчивается записью в числах.
Действие вычитания. Дети кладут полоски: белая, под белой фиолетовую. Задание: «Подберите третью полоску так, чтобы вместе с белой они были равны красной по длине». Делается запись в числах.
При плетении разноцветных ковров дети усваивают состав чисел. Первый коврик дети плетут, начиная с полоски одного цвета, затем каждый «читает» ковёр цветами и числами. Дети самостоятельно выделяют и формулируют зависимость: чем длиннее полоска, тем больше размеры ковра, чем больше число, тем больше вариантов его разложения.
Дети с интересом складывают цветные лесенки и упражняются в свойстве чисел натурального ряда. Поднимаясь и спускаясь по лесенкам, дети называют их цвет. Сравнивая высоту ступеней, они убеждаются, что красная выше голубой, но ниже жёлтой, считают число ступеней в прямом и обратном направлении. Затем лесенка «читается» в числах. При этом отмечается направленность ряда чисел (возрастание и убывание, числа сравниваются между собой.
Для родителей был организован консультационный пункт по реализации задач математического образования дошкольников дома. Работа с родителями велась через индивидуальное консультирование, через карточки-задания для работы с детьми дома, оформление папок-передвижек, информационного стенда, открытые мероприятия.
Для проверки эффективности методов, приемов, форм и содержания образовательного процесса была проведена сравнительная диагностика. Мониторинг осуществляется с использованием следующих методов: наблюдение за деятельностью дошкольника; анализ продуктов детской деятельности; специальные педагогические пробы.
Данные, полученные в результате сравнительного анализа, отражены в сравнительной диаграмме. Они позволили сделать вывод о положительной динамике предматематического развития детей. Благодаря палочкам Кюизенера достигнуты следующие результаты: дети легче стали усваивать понятия формы, цвета и величины; глубже постигают понятия числа и множества; быстрее научились ориентироваться на плоскости и в пространстве. Это подтверждает эффективность запланированной деятельности и созданных для нее условий и свидетельствует о результативности проведенной работы.
Проведенная работа не претендует на исчерпывающую полноту в изучении материала. В перспективе целесообразно продолжить работу в следующих направлениях:
- Систематизировать дидактические игры для воспитанников разных возрастных групп, с разным уровнем усвоения программного материала (для реализации эффективного дифференцированного подхода).
- Подобрать рекомендации по обогащению РППС группы по математическому развитию с учетом активного использования в педагогическом процессе развивающих технологий.
- Разработать цикл мероприятий для родителей воспитанников по теме: «Цветные числа».
Разминка.
В руки палочку возьмем (перекладываем палочку с одной руки в другую)
Крепко накрепко сожмем (сжимаем в ладошках)
С ней немножко поиграем (подбрасываем вверх)
В наших ручках покатаем (катаем в ладошках)
Поработай ты немножко
Разомни наши ладошки
Палочкой покрутим (крутим пальчиками рук по часовой и против часовой стрелки)
Пальчики разбудим.
Практическая часть
Задание 1. Бабушка купила клубничного мороженого в количестве 3-х штук (розовая палочка) и 3шт. ванильного (белая палочка.) Поместится ли все мороженое в коробку синего цвета (палочка синего цвета? Ответ: да, поместится.
Какого мороженого по количеству больше: клубничного или ванильного? - Одинаковое количество. Какого мороженого по весу больше клубничного или ванильного? – клубничного. Клубничного мороженого 6 грамм, а ванильного 3 грамма.
Задание 2. Мама испекла пирог (синяя палочка) и разделила его на три одинаковые части (голубая палочка).Кусочек съела сама, кусочек съела дочка. Сколько кусочков осталось? – один. Пришел с работы Папа, он разделил оставшийся кусочек на три равные части и поделился с мамой и дочкой. Сколько кусочков пирога осталось? - Ни одного.
Задание 3. Участники составляют самостоятельно, исходя из того, какую цель перед собой ставят и какие задачи хотят решить.
Заключительная часть
Методика Кюизенера – универсальна, она не вступает в противоречие ни с одной из существующих методик, а наоборот, удачно их дополняет. Палочки Кюизенера просты, понятны и воспринимаются детям в качестве игрового материала, а не как скучное заучивание чисел.
Рефлексия
Уважаемые коллеги! Подводя итог работы мастер-класса, предлагаю Вам оценить его по 10 бальной шкале комплекта математика Кюизенера. Возьмите ту палочку, которая продемонстрирует вашу оценку.
В свою очередь я хочу вам пожелать, чтобы ваши профессиональные умения и навыки сохранялись и преумножались в 10 - кратном размере увеличились по отношению к тем палочкам, которые вы держите сейчас в руках.