Курылева Ольга Николаевна
Конспект занятия по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности на тему «Спички – детям не игрушка»
Подготовила воспитатель
Курылева Ольга Николаевна
Программное содержание:
• Дать понятие детям о том, какую опасность таят в себе спички.
• Познакомить со свойствами огня. Вызвать у детей желание быть всегда осторожными с огнём.
• Продолжать формировать способность действовать сосредоточенно в течении 15-20 минут.
Публикация «Конспект занятия по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности» размещена в разделах
Материал: спички, конверт, картинки (чего нельзя делать, например, включать утюг, разрезные геометрические фигуры, набор овощей, красный воздушный шар.
Ход занятия:
Обращаюсь к детям: Ребята прислушайтесь, вы что-нибудь слышите? Что-то пищит.
- Что это? (спички). Как интересно! Они что-то говорят. Спички говорят, что они очень хотят поиграть с нами. Спички предлагают, чтобы мы их зажгли, а спички будут гореть. Всем будет тепло и весело.
(Беру спички и зажигаю)
Итак, я зажигаю спичку. Как здорово! Сама спичка деревянная, а головка у неё из серы. Посмотрите, как спичка быстро вспыхивает, как красиво горит деревянная палочка, огонь такой яркий.
(Делаю испуганное выражение лица)
- Ой, ребята посмотрите, огонь подкрадывается к моим пальцам. Хочет меня обжечь. Помогите мне. Что надо сделать?
Дети отвечают: (подуть, бросить на пол).
(Испуганно обращаюсь к детям) : Спасите меня скорее, дуйте.
(Дети дуют на спичку, она тухнет. Облегченно вздыхаю)
- Ой, спасибо вам ребята, я так испугалась! А вы? (ответы детей)
Спрашиваю детей : А если - бы я бросила горящую спичку на пол, что бы было?
(Дети отвечают)
Обобщаю их ответы: Да правильно, загорелся бы ковёр, мебель, занавески, одежда, мы с вами. Вот оказывается, какая большая беда от маленькой спички.
Детям спички брать нельзя - это не игрушка!
Задаю детям вопросы:
- Ребята, а кто из вас когда-нибудь обжигался огнём? (ответы детей)
- Было больно?
- Ребята, а для чего нужны спички?
Дети отвечают: зажигать газовую плиту, свечу, костёр.
Спрашиваю:
А чтобы сварить еду нужны спички?
Дети: Да.
На столе стоит тарелка с овощами, накрытая салфеткой. Открываю салфетку, обращаюсь к детям:
Посмотрите у меня на тарелке лежат что?
Дети: овощи.
Предлагаю детям взять с тарелки по овощу:
каждый из вас сейчас возьмёт по одному овощу, посмотрит на него и расскажет, что у него в руках. (Дети описывают свой овощ, например - это морковка, растёт в земле, оранжевого цвета, овощ.
Спрашиваю детей, для чего нужны овощи.
Дети отвечают.
Обобщаю их ответы
Правильно из всех этих овощей можно сделать салаты, сварить борщ или суп.
Спрашиваю:
А играть со спичками можно?
Дети отвечают: нельзя.
В это время раздается стук в дверь. Выхожу посмотреть, кто стучал и приношу письмо.
- Ребята, вы знаете, сегодня нам принесли письмо. На конверте написано: «Детям от Хрюши и Степашки» Послушай те, что они пишут.
Зачитываю письмо:
«Здравствуйте, дети! Я лежу в больнице. Хочу рассказать вам, как я сюда попал. Гостил я у Степашки, мы читали книжки, рисовали, лепили из пластилина, а потом стало скучно и мы решили придумать новую игру. И нашли спички и стали с ними играть. Сначала нам было весело, интересно Нам очень нравилось, как спичка чиркает по коробке, как вспыхивает огонь, а потом огонь подкрался к лапкам, мы побоялись обжечься и бросили спичку на пол. А потом я ничего не помню, очнулся только в больнице со Степашкой. Сейчас нам очень плохо, у нас болят лапки и ушки. Нас лечат врачи. Ребята не верьте спичкам, они могут наделать много беды. Они хитрые, всегда просятся детям в руки. А домик наш сгорел».
Спрашиваю детей :
- Ребята, почему Хрюша со Степашкой оказались в больнице? (ответы детей)
- А вы сейчас хотите поиграть со спичками?
- Ну и правильно, вы же умные детки, а умные дети придумывают себе умные игры.
Предлагаю детям встать со стульчиков, встать свободно. Организую с ними физкультминутку.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше.
Дети садятся на место. Обращаю их внимание на стол, на котором лежат картинки с изображением разных жизненных ситуаций, например, ребенок включает утюг и т. д. :
Ребята, посмотрите на столе лежат картинки, они перевёрнуты. Нужно взять картинку и объяснить, чего нельзя делать и почему.
Дети подходят к столу по очереди, берут картинку и высказывают свое мнение о том, что можно делать, а что нельзя.
Подвожу итог игры:
Молодцы, ребята, хорошо справились.
Предлагаю детям посмотреть презентацию «Правила пожарной безопасности»
Возвращаю внимание детей к письму от Хрюши и Степашки.
Спрашиваю:
А как же быть с домиком для Хрюши и Степашки?
Предлагаю помочь им, построить для них домики. Обращаю внимание детей на геометрические фигуры, лежащие на столе. Дети их называют (треугольник, квадрат, два прямоугольника).
Предлагаю из этих фигур собрать домик: Нужно из этих геометрических фигур собрать домик. Приступайте.
(Дети работают самостоятельно. Отмечаю работу детей)
- Молодцы! Теперь у Хрюши и Степашки будет не один домик, а много.
(Предлагаю детям встать в круг. У меня в руках красный воздушный шар. Объясняю им правила игры. Начинаю стихотворную строку, которую должен закончить тот ребенок, которому я передам шар.)
Где с огнем беспечны люди,
Там взовьется в небе шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой наш враг…пожар
Красный отблеск побежал,
Кто со спичками…играл?
Стол и шкаф сгорели разом –
Кто сушил белье над…газом?
Пламя прыгнуло в траву.
Кто у дома жег…. траву?
Благодарю детей. И предлагаю им игровая ситуация, где ответом на мой вопрос должен быть показ способа действия.
Предложить детям следующий алгоритм поведения.
• если в доме что-то загорелось -
Быстро уйти из дома, сообщить взрослым, позвонит маме, позвонит пожарным по телефону 01.
• Если в доме много дыма -
Низко пригнувшись двигаться к двери, прикрывая нос и рот мокрым платком, полотенцем: загорелась одежда – падать и, катаясь, сбивать огонь.
Дети показывают, как они поступили бы в той или иной ситуации.
Чтобы закрепить знания, полученные на занятии, предлагаю им ответить на мои вопросы:
- Чтобы не случился пожар необходимо следовать правилам пожарной безопасности. Давайте проверим, как вы их соблюдаете. Я буду задавать вопросы, а вы, если согласны, отвечаете: Это я, это я, это все мои друзья. Если вы не согласны с тем, что услышите, начинайте хлопать в ладоши.
Кто из вас заметив дым,
Набирает 01?
Кто забыл вчера из вас
Отключить в квартире газ?
Кто свечей не зажигает,
И другим не разрешает?
Красный отблеск пробежал,
Кто со спичками играл?
Дым, увидев, не зевая,
Кто пожарных вызывает?
Дым столбом поднялся вдруг,
Кто не выключил утюг?
Правила, кто точно знает,
И всегда их соблюдает?
Подвожу итог всему сказанному ранее:
Не имей такой дурной привычки-
В домик нос совать, где дремлют спички,
Потому что спички – не синички,
Может пламя вылететь из спички,
Так что пусть уж спят они в кроватке,
Но не надо щекотать им пятки,
Потому что из-за этих пяток
В доме может вспыхнуть беспорядок
И такое- ах – столпотворенье,
Что сгорит мое стихотворенье.
Рефлексия
Что нового узнали? Почему нужно соблюдать правила пожарной безопасности?