МААМ-картинки

Мастер-класс для педагогов «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях детского сада»

Наталья Шахова
Мастер-класс для педагогов «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях детского сада»

МБДОУ «Кубитетский детский сад «Колосок»

Мастер- класс по теме

«Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях детского сада».

Подготовила :Шахова Наталья Геннадьевна,

воспитатель высшей категории.

Цель: способствовать благоприятному протеканию процесса поло ролевой социализации мальчиков и девочек, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях детского сада“» размещена в разделах

Задачи: 1. Познакомить педагогов с особенностями развития мальчиков и девочек дошкольного возраста, особенностями процесса их социализации. 2. Предложить педагогам практические материалы, способствующие гендерному воспитанию дошкольников.

3. Дополнить теоретическую информацию по проблемам гендерного воспитания.

4. Развивать у педагогов умение анализировать деятельность мальчиков и девочек в различных сферах.

Вступительная беседа.

Слайд 1. Добрый день уважаемые педагоги. Разрешите вас поприветствовать на мастере - классе по теме «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях детского сада».

Слайд 2. Прежде чем начать разговор, я хотела бы вам рассказать притчу о сундуке.

Однажды учитель принес сундук и сказал ученикам: – Прежде чем учиться, вы должны открыть этот сундук любым способом. Ученики столпились вокруг сундука. Один попробовал открыть его с помощью инструментов, но замок оказался слишком сложным. Другой принес из дома разные ключи, но, ни один из них не подошел. Третий попытался разбить сундук топором, но безуспешно.

– Учитель, может, начнем учиться? – робко спросил один ученик. –Я изучу разные замки и когда-нибудь открою этот сундук. Но для этого мне нужны знания и время. Учитель обнял ученика и объявил: – Ты прав. Образование – клад, а труд – ключ к нему. Только получив знания, вы сможете открыть этот клад.

-Сегодня мы все вместе попробуем подобрать ключи к кладу в вопросе «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста».

Слайд 3. «Гендер» в переводе с английского означает «социальный пол». Предполагает гендерное осознание, что «я — мальчик» или «я — девочка», отсюда и модель поведения «я веду себя и поступаю как мальчик» или девочка.

Для начала давайте попробуем ответить на первый проблемный вопрос.

Гендерное воспитание – это… (предположения педагогов).

Гендерное воспитание – это организация условий для воспитания и развития ребёнка с учётом принадлежности к определённому полу.

Слайд 4. Гендерное воспитание направлено на:

освоение женских и мужских ролей, которые приняты в обществе,

освоение культуры взаимоотношений со своим и противоположным полом,

овладение умениями и навыками, необходимыми для реализации гендера.

Слайд 5. Чем отличаются мальчики и девочки? (ответы членов мастер-класса)

Мальчики и девочки очень отличаются друг от друга, с этим надо считаться и всегда об этом помнить.

Учёными выявлены социально-психологические особенности, свойственные представителям противоположных полов:

Левое полушарие мозга, отвечающее за словесно-логическое мышление, у девочек формируется раньше. У мальчиков же преобладает правое полушарие, поэтому в дошкольном возрасте главенствует образно-эмоциональная сфера.

Девочки раньше начинают говорить предложениями, у них лучше способности к общению и коммуникации.

У мальчиков более развито зрительное восприятие, у девочек – слуховое. Поэтому девочке нужно обязательно объяснять задание на словах, а мальчику будет понятнее, если ему наглядно покажут. Наверное, этим и объясняется, почему мужчины любят глазами, а женщины – ушами.

Девочки более склонны к послушанию, чем мальчики.

Слайд 6. У мальчиков более развита потребность в исследовании окружающего мира. Поэтому мальчики бегают, залазят на деревья и заборы, спускаются в колодцы и подвалы. Девочкам же достаточно маленького уголка, где они могут тихонько заниматься с куклами, обустраивать домик.

В оценке результатов мальчикам нужна конкретика: что именно он сделал хорошо или плохо. Для девочек же более значимо, кто именно их оценивает и как. Поэтому девочкам очень важна похвала, а мальчикам — совместный анализ их действий.

Мальчики чувствительны к критике в свой адрес в первые минуты беседы. Потом их мозг «отключается» и не воспринимает длительных нотаций. Поэтому делать выговор мальчику следует чётко и коротко.

Предлагаю вам поиграть. Возьмите на выбор и приклейте на одежду розовый или синий стикер - в какой роли вы сегодня хотели бы быть, мальчика или девочки.

Первое задание попробуйте отгадать загадки-обманки. Слушайте внимательно и отвечайте, кто это - «мальчик» или «девочка».

Весной венки из одуванчиков плетут конечно, только… (девочки).

Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у (мальчишки).

Коньки по льду чертили стрелочки, в хоккей играли только (мальчики).

Болтали час без передышки в цветастых платьицах (девчонки).

При всех помериться силенкой конечно любят лишь (мальчишки).

Молодцы!

Слайд 7 Команде девочек задание, назвать черты характера, традиционно присущие женскому полу

Слайд 8 Команде мальчиков задание, назвать черты характера, традиционно присущие мужскому полу

Слайд 9. Представим ситуацию «В детский сад воспитателем принят мужчина» :

Команда мальчиков будет доказывать плюсы, а команда девочек минусы.

Итак, вы готовы?

1 команда 2 команда

1. Дети буду менее капризны 1. Не сможет в девочках воспитать грациозность,

ласку.

2. Будут более дисциплинированы 2. В девочках будет прослеживаться мужская манера

поведения.

3. Дети будут более четко реагировать на замечания мужчины – воспитателя. 3 Отцы девочек будут против воспитания дочери

посторонним мужчиной, даже, если это воспитатель

4. Мальчики будут видеть, как можно починить игрушку, если она сломалась. 4. Девочки наверняка будут испытывать стеснение

вовремя переодевания.

5. Мальчики и девочки будут с азартом гонять мяч на занятиях по физической культуре – значит, вопрос физического развития будут стоять на первом месте. 5. Мужчина может не уделить должного

внимания формированию гигиенических навыков

детей.

Слайд 10. У нас еще одно задание: «У некоторых сказочных героев двойные имена. Я назову вам первую часть имени, а вы догадайтесь, о каком сказочном герое идет речь.

Команда мальчиков - отгадываем женские персонажи

Елена … (Прекрасная) Сестрица … (Аленушка)

Василиса (Премудрая) Крошечка … (Хаврошечка)

Марья (Искусница) Красная (Шапочка)

Баба (Яга) Снежная (Королева)

Команда девочек - отгадываем имена, относящиеся к мужским персонажам.

Кощей (Бессмертный) Мальчик (С пальчик)

Братец (Иванушка) Иван (Царевич)

Змей (Горыныч) Оловянный (Солдатик)

Карабас (Барабас) Добрыня (Никитич)

Молодцы!

Одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание полифункциональной развивающей предметно-пространственной среды, окружающей мальчиков и девочек. В группе выделены игровые зоны для мальчиков, для девочек.

Слайд 11. Следующая игра «Сюжетно-ролевые игры»

Команде мальчиков - Назовите сюжетно-ролевые игры, в которые чаще всего играют мальчики.

Слайд 12. Команде девочек - Назовите сюжетно-ролевые игры, в которые чаще всего играют девочки.

Слайд 13. А сейчас предлагаю вам решить педагогические ситуации.

Ситуация № 1:Ситуация в семье.

Мать:- Сынок, собирай игрушки, пора спать.

Сын не реагирует.

- Сынок, я кому говорю. Собирай игрушки и спать! Отец, скажи ему хоть что-нибудь. Ты совсем не занимаешься воспитанием. Отец должен воспитывать сына.

Отец: - А я и не воспитатель. Пусть воспитатели детьми занимаются, им деньги за это платят. А я на работе устал.

Мать (обращаясь к сыну) :

- Вот не будешь слушать мать, вырастешь лентяем, как твой отец!

Отец: - А будешь слушать мать, вырастешь подкаблучником.

Вопрос: - Кто, по – вашему, прав в этой ситуации, мама или отец?

(неправы оба, т. к. гендерным воспитанием должны заниматься и тот, и другой).

Ситуация№ 2: Мать с ребенком встречаются с воспитателем. Воспитатель, обращаясь к ребенку: Тебе, наверное, хочется поиграть с ребятами? Иди, поиграй.

- Нет, я их сейчас расстреляю!

Воспитатель: За что же ты их хочешь расстрелять?

- А просто так, потому что я – разбойник!

Мама: А ему бы только стрелять, да в войну играть, другие игры его не интересуют. Боевой растет, уж слишком даже!

- А вы, видимо поощряете его в этом – заметил воспитатель, имея ввиду саблю, пистолет с пистонами, самодельный щит, лежащие в сумке матери.

- Да, конечно – он требует, приходится покупать. Он же, мальчик!

- А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к спокойным играм!

- А зачем. Пусть играет, во что хочет! Какое это имеет значение?

Вопрос: В чем, по вашему мнению, значение таких игры. Чему они могут научить мальчика?

(Такие игрушки помогают детям пережить и ситуацию жестокости, научиться проявлять агрессию.

Будущему рыцарю нужны игрушки, которые позволят ему проявить мужественность, почувствовать себя героем и спасателем мира, и еще обязательно те, которые дадут возможность проявить заботу. Например, военные игрушки позволяют прочувствовать и прожить такие важные качества, как самостоятельность, уверенность, независимость, оказать покровительство слабому, пережить ситуацию успеха и победы).

Слайд 14. Дидактическая игра «Кому, что нужно для игры»

Какие игрушки нужны мальчикам, чтобы они выросли настоящими мужчинами?

Слайд 15. Какие игрушки нужны девочкам, чтобы они выросли хорошими мамами и хозяйками?

Слайд 16. Завершить свое выступление я хотела бы словами (В. Д. Еремеева нейрофизиолог, нейропсихолог). :

«Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить!»

Разумное сочетание любви, ласки и строгости способствуют воспитанию нормально социализирующейся личности.

Спасибо всем педагогам за внимание, плодотворную работу и приятное общение!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие национального сознания детей в условиях детского сада «Развитие национального сознания детей в условиях детского сада». В многонациональном российском обществе всегда проявлялся интерес к национальной.

Из опыта работы «Обучение детей плаванию в условиях детского сада» Из опыта работы: «Обучение детей плаванию в условиях детского сада». В нашем детском саду занятия по обучению плаванию проводятся 2 раза.

Конспект НОД по формированию гендерной принадлежности «Хорошо быть мальчиком, хорошо быть девочкой» в старшей группе Цель: выявить и закрепить понятия ребёнка о себе, как о представителе определённого пола, о некоторых психологических характеристиках мальчиков.

Консультация для педагогов «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста на основе песенного фольклора» Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня и не может быть решена без глубокого.

Консультация «Как воспитывать и развивать слабослышащего ребёнка дошкольного возраста в условиях обычного детского сада»Консультация «Как воспитывать и развивать слабослышащего ребёнка дошкольного возраста в условиях обычного детского сада» Консультация предназначена для воспитателей ДОУ, родителей, гувернёров. • К вам в группу поступает слабослышащий ребёнок. 1. До поступления.

Методические рекомендации «Обучение детей плаванию в условиях детского сада»Методические рекомендации «Обучение детей плаванию в условиях детского сада» дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития - как умственного, так и физического. Между.

НОД по обучению грамоте с учетом гендерной принадлежности детей в подготовительной группе «Веселые игры с Незнайкой» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №30 «Улыбка» д. Кипень Ломоносовского р-на Ленинградской обл. Конспект.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры в условиях детского сада. Мастер-класс «Гжельская роспись»Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры в условиях детского сада. Мастер-класс «Гжельская роспись» Цель: Развитие речи и творческих способностей у детей через закрепление знаний о русских народных промыслах. Задачи: - Воспитывать у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях детского сада»
Опубликовано: 26 сентября 2023 в 14:24
+152Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 55.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД