Мастер-класс для педагогов «Совершенствование ручной моторики у детей с помощью разнообразных методов и приёмов»

Фильчукова Марина
Мастер-класс для педагогов «Совершенствование ручной моторики у детей с помощью разнообразных методов и приёмов»

Цель: Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей школьного возраста.

Задача: Поделиться опытом своей работы и разработками по этой теме.

Хотелось бы затронуть и рассмотреть вопрос о важности работы по развитию мелкой моторики, особенно в работе с детьми с ОВЗ, поделиться находками в применение разнообразных игровых приемов, способствующих развитию как речевых навыков, так и навыков мелкой моторики, которые я использую в своей работе.

Василий Александрович Сухомлинский утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Учёными доказано, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга. Установлено, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности тонкой моторики рук, именно поэтому развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становление речи. Словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности.

В процессе становления инклюзивной практики в образовании, приобретают актуальность вопросы по развитию графо-моторных навыков, а именно в нахождение разнообразных методов и приёмов, способствующих их развитию у детей с ОВЗ.

Практика показывает, что современные дети имеют неудовлетворительный уровень развития моторики рук. Слабость, неловкость, неразвитость кисти руки, невозможность осуществления тонких дифференцированных движений - не позволяют ученику выработать хороший почерк и выдерживать длительное напряжение руки в процессе письма.

Развивая мелкую моторику ребенка, мы развиваем его логику, память, внимание, психику, интеллект, подготавливаем руку к письму, развиваем его мышечный аппарат, тактильную чувствительность, способствуем развитию навыков самообслуживания, а так же совершенствуем навыки двигательной координации, раскрываем личный потенциал и возможности ребенка. Будущие успехи в обучении, а значит, и практически вся его последующая жизнь, во многом связана с тем, как будет развиваться его рука, его пальчики.

На учебный год,была поставлена цель: организовать систематическую работу по развитию мелкой моторики посредством разнообразных игровых приемов, учитывая индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности и настроение.

Основные Методы развития мелкой моторики:

- словесный метод.

- наглядно-действенный метод обучения.

- практический …

- и игровой метод.

В работе я использую классические и современные приемы развития моторики руки.К Классическим относится:

- Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;

(очень полезен для кончиков пальцев и ногтевых пластин кистей, воздействует на активные точки, связанные с корой головного мозга).

- Пальчиковые игры и упражнения;

(создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умения подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка).

- Пальчиковый театр;

(позволяет развивать точные, согласованные движения пальцев и кистей рук, вызывает и поддерживает у ребенка интерес к выполнению упражнений, позволяет ему быть внимательным и активным).

- Игры с предметами (мозаика, пазлы, пирамиды, шнуровка);

(это хорошая тренировка для пальцев, где совершенствуется ловкость рук).

- Графические упражнения, штриховка;

(развивают координацию движения руки при обращении с ручкой и карандашом, формируют у ребенка умение ориентироваться на плоскости листа бумаги, развивают зрительную память и глазомер, точность движения руки и силу кисти, воспитывают усидчивость и старательность).

-Продуктивная деятельность.

(способствуют подготовки руки ребёнка к обучению письму, развивает аккуратность, сообразительность, трудолюбие и фантазию).

К современным приемам развития мелкой моторики, которые привлекут внимание и очень понравятся детям,относятся:

- Нетрадиционные техники рисования (ватные палочки, зубные щетки, пальцев).

(развивают воображение ребенка, дают полную свободу для его самовыражения. Способствуют развитию письма раздельными мазками, точечной или прямоугольной формы).

- Переливание, сортировка, выкладывание сыпучими предметами, крупами, жидкостями.

(способствуют развитию координации движений рук, развивают умения ребенка управлять своим телом, концентрировать внимание на предметах, способствуют работе речевых и мыслительных центров головного мозга, формируют творческие способности).

- Застёгивание, расстегивание, крепление предметов (пуговицы, кнопки, скрепки, прищепки).

(являются хорошей тренировкой для пальчиков, совершенствуется навыки ловкости, тактильного восприятия, координации движений обеих рук, способствуют улучшению навыков самообслуживания).

- Развешивание предметов (предметных картинок, цветных платочков, кусочков ткани).

(развивают умения ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами как средствами познания окружающего мира. Формируют умения сравнивать и обобщать предметы, путем прикладывания их друг к другу, умения обследовать предмет, текстуру ткани, развивают тактильную чувствительности пальцев рук и зрительное восприятие).

- Лепка из теста, пластилина, глины.

(развивают и стимулируют у ребенка творческие способности, заставляют его сосредоточиться на процессе изготовления, активизирует его мыслительные процессы).

- Нанизывание бусин, бисера, рисование бусами (техника «Бусоград»).

(способствуют развитию у детей моторных навыков, внимательности, терпению, умению концентрироваться на выполняемой задаче. Нанизывание бусин – это превосходное антисрессовое упражнение, позволяющее быстро обучить ребенка даже счету и письму).

- Выкладывание букв, слов, узоров из пробок, счетных палочек, спичек.

(развивают у детей сенсорные способности, конструктивные навыки, координацию движений, творческое воображение и фантазию. Воспитывают самостоятельность в работе, умение называть и рассказывать о том, что получилось).

- Завязывание, развязывание шнурков и узелков, вытягивание лент, выкладывание ими узоров, букв, цифр и т. д.

(создают условия для коррекции моторики рук, тактильных ощущений, точности и плавности движений. Развивают у ребенка усидчивость и терпение. Способствуют закреплению полученных знаний).

Использование разнообразных игровых приемов, изготовление игровых пособий, позволило организовать систематическую работу и осуществлять регулярную тренировку пальцев рук.

В заключение хотелось бы отметить, что систематическое развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями развития,коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет детям: овладеть навыками письма, рисования, ручного труда; лучше адаптироваться в практической жизни; научиться понимать многие явления окружающего мира.

Можно сделать следующий вывод. Разнообразные развивающие упражнения и игровые приемы обучения способствуют привлечению внимания детей к поставленной цели и её успешному достижению!

Публикации по теме:

Фотоотчет о семинаре-практикуме «Совершенствование мастерства педагогов в организации НОД по ФЭМП у дошкольников»Фотоотчет о семинаре-практикуме «Совершенствование мастерства педагогов в организации НОД по ФЭМП у дошкольников» Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию фотоотчет проведенного мною семинара – практикума с педагогами на тему: «Совершенствование.

Фотоотчет о занятиях «Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц для детей с ТНР»Фотоотчет о занятиях «Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц для детей с ТНР» Играя с пуговицами разного цвета, разной формы и величины, ребенок испытывает удовольствие, а движения пальцев рук непосредственно влияют.

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Макет «Физкультурный зал». Цель — развитие интеллекта через совершенствование моторики и сенсомоторной координации.Макет «Физкультурный зал». Цель — развитие интеллекта через совершенствование моторики и сенсомоторной координации. Прежде чем приступить к описанию нашего опыта, вспомним некоторые теоретические положения. Мелкая моторика- точные, скоординированные движения.

Библиотека изображений:
  • Дидактические игры для детей
  • Птицы
  • Геометрические фигуры
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Совершенствование ручной моторики у детей с помощью разнообразных методов и приёмов»
Опубликовано: 25 октября 2021 в 15:48
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 декабря. День арт-терапии на МААМ

Арт-терапия или лечение искусством — тема сегодняшнего дня. Психологи утверждают, что занятия творчеством помогают решить психоэмонациональные проблемы и стать более гармоничной личностью.

5 декабря. Ёлочный день на МААМ

До Нового года и Рождества ещё довольно далеко. Но уже сейчас там и сям появляются и наряжаются новогодние ёлки. Мы тоже скоро займёмся этими приятными хлопотами, и очередной тематический день с...


Горячие темочки