татьяна широкова
Мастер-класс «Поддержка детской инициативы в процессе исследовательской деятельности детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21 «Теремок» г. Павлово
МАСТЕР-КЛАСС
для педагогов
«Поддержка детской инициативы в процессе исследовательской деятельности
детей раннего возраста»
Разработала:
воспитатель Широкова Т. Г.
Введение в проблему
Публикация «Мастер-класс „Поддержка детской инициативы в процессе исследовательской деятельности детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Младшая группа
- Темочки
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в раннем возрасте является исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира.
Задание для педагогов «Цветные домики»
Давайте подумает, какой же он – ребенок раннего возраста, проявляющий инициативу? Какие черты ему присущи?
Для этого предлагаю вам взять карточку и подумать, в какой домик мы «поселим» этого жильца:
- ребенка с развитой познавательной инициативой – в зеленый домик
- ребенка с неразвитой инициативой – в красный
( Карточки: ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними – ребенок не проявляет желания и интереса к манипуляциям с предметами; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами – ребенок равнодушен к новым предметам; стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий – не стремится достичь какого-либо результата в своих действиях)
Чтобы ребенок сам что то придумывал и создавал, сам к чему то стремился необходимо развивать его инициативу с самого раннего детства.
Авторский
подход
к разрешению
проблемы
Как мы можем увидеть инициативен ребенок раннего возраста или нет?
Прием активизации педагогов «Критерии для наблюдения»
Я предлагаю вам поиграть в свободную игру «Критерии для наблюдения». По каким критериям мы можем определить инициативность ребенка раннего возраста в исследовательской деятельности? Что мы можем понаблюдать? (обращение с предметами, интерес, длительность, поиск поддержки взрослого и т. д.)
Ключевые признаки проявления инициативы в исследовательской деятельности детей раннего возраста : проявляет интерес к новым предметам, манипулирует ими, практическим путем обнаруживая их возможности; многократно воспроизводит действия.
Чтобы ребенок раннего возраста проявил свою инициативу необходимо три условия:
- эмоциональный комфорт
- предметная среда
- педагог
Только эти три составляющие толкнут ребенка на проявление инициативы.
Предлагаю рассмотреть каждое из условий.
Самое первое условие - это эмоциональный комфорт ребенка.
Если ребенок раннего возраста эмоционально благополучен, он находится в условиях эмоционального комфорта, то тогда у него возникнет инициатива. У него появляется желание исследовать новое и интересное.
Упражнение для педагогов «Аукцион педагогических идей»
Педагоги предлагают свои идеи и обсуждают их, в результате чего получаются памятки «Рекомендации «Создание условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду»
Второе условие - это предметная среда.
Мы с вами знаем, что ребенок раннего возраста познает мир за счет предметов.
Когда у него может возникнуть желание действовать с теми или иными предметами? (ответы педагогов)
Предметная среда должна быть яркой и разнообразной. Она должна звать ребенка поиграть с собой, вызывать желание исследовать тот или иной предмет.
Ребенок, замечая новые предметы в окружении, проявляет интерес к ним; активно обследует вещи, обнаруживая их возможности опытным путем (манипулирует ими, разбирает – собирает их, не пытаясь достичь точного исходного состояния)
Дети, исследуя различные интересующие их предметы, осознают то, что ситуация находится у них под контролем. После того как они исследовали предмет, он может превратиться в самолет, телефон и т. д.
Игровое задание для педагогов «Что это?»
Каждому педагогу предлагается вынуть с закрытыми глазами из мешочка предмет. Посмотреть, исследовать данный предмет. После чего совершить игровое действие с данным предметом. Рассказать другим что же это такое у него.
И третье условие - это сам педагог.
Ребенок раннего возраста проявит инициативу только в двух случаях:
-если педагог сам начинает делать что-то, тогда ребенок проявит инициативу, или желание, и присоединиться к нему, потому что ему интересно.
Если перед ребенком раннего возраста будут лежать простые коробки – он начнет играть самостоятельно? (нет). А если воспитатель начнет играть, ребенок присоединиться?
- мотивация. Педагог заинтересует ребенка так, что он проявит свою инициативу и проявит желание исследовать предмет.
Мотивация способствует созданию у них интереса к деятельности, ведь в основе инициативы лежит интерес познать что-то новое.
Прием активизации педагогов «Заполни таблицу»
Педагогам предлагается придумать мотивацию для организации детей в познавательно-исследовательской деятельности.
Деятельность Мотивация
1 подгруппа:
Экспериментирование с камнем
«Волшебные камушки»
2 подгруппа:
Экспериментирование с водой
«Разноцветный сок для кукол»
В совместной деятельности с ребенком педагог также может использовать метод проблемной ситуации.
Задача воспитателя - создать ситуацию, побуждающую детей активно применять свои знания и умения, нацеливать на поиск новых творческих решений. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь к ребенку, лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт, нацеливать на поиск нескольких вариантов решения, тем самым вызвать у детей чувство гордости и радости от успешных инициативных действий.
Данный метод состоит из трех этапов. Рассмотрим этапы на примере экспериментирования с камнями.
Как можно назвать 1 этап?
I этап - постановка проблемы - в чем состоит проблема? ( Проблема: почему камешки тонут)
Как можно назвать 2 этап?
II - выдвижение предположений ( Предположение: может быть они тяжелые)
Как можно назвать 3 этап?
III - подведение итогов (игра или экспериментирование, в результате которых делается вывод: камни тяжелые)
Как вы думаете, какие этапы решения проблемной ситуации предусматривают проявление самостоятельности детей? Почему?
Прием активизации педагогов «Придумай проблемную ситуацию»
Предлагаю вам, следуя этому алгоритму, создать данной теме проблемную ситуацию и раскрыть, как бы вы организовали работу с детьми по решению этой ситуации.
Тема: 1 этап: постановка проблемы 2 этап: предположение 3 этап: вывод
Тема «Листопад»
Тема «Птицы»
Данный метод можно использовать и в старшем дошкольном возрасте.
С детьми раннего возраста мы можем исследовать не только игрушки, камни, воду и т. д., но и цвет. Это мы можем делать с использованием элементов ТРИЗ.
Прием «Волшебные дорожки»
На дорожках можно установить любые показатели: цвет, форму, размер, материал и др. в зависимости от цели занятия. По этой дорожке путешествует Герой (объект) и с ним происходят самые невероятные изменения.
Предлагаю вам рассмотреть одну из таких дорожек.
В гости к детям приходит, например, Колобок. Он какой? Круглый, румяный, мягкий, веселый…. Решил Колобок погулять по разноцветной дорожке.
Колобок отправился в путешествие и покатился по красной дорожке. Каким он стал? (Красным) На что похож? (на помидор, красное солнышко, цветок, красное колечко от пирамидки, шарик у погремушки и т. п.) Как думаете – понравилось ему? Чем, почему? А потом он посмотрел вокруг – весь мир тоже стал красным… (Можно предложить детям посмотреть через красное стеклышко или красную прозрачную пластмассу) Все вокруг красное - и небо, и столы-стульчики, и вода… Как думаете – это Колобку понравилось? Не очень, наверное, хорошо, когда все красное…
Взял Колобок немного красной краски (или красный фломастер, карандаш) и покатился дальше. Закатился на синюю дорожку. Каким Колобок теперь стал? На что похож? И все вокруг тоже стало синее (посмотреть через синее стеклышко или пластмассу) И т. д.
Аналогично Колобок путешествует и по другим дорожкам.
Поддержка индивидуальности и инициативы : дети выбирают краску любого цвета, красят ладонь и пальчики краской (кистью или поролоном, делают оттиск. Воспитатель подписывает каждую ладошку. Панно вывешивается в группе в доступном месте для детей, чтобы они могли найти свои ладошки, приложить свои ладошки к изображённым и сравнить их с другими.
Прием активизации педагогов «Придумай дорожку»
Педагогам предлагается придумать аналогичную дорожку с геометрическими фигурами.
Рефлексия (самоанализ) У вас у каждого на столе лежат листочек и конфета, если для вас была полезная, актуальна наша информация, и вы будете это использовать в своей работе – возьмите конфету. Если для вас информация была не интересна, и опыт моей работы вы не будете применять - листочек.