Папки-передвижки

Мастер-класс для педагогов ДОО «Познавательное и речевое развитие дошкольников с ОВЗ на примере темы «Семья»

Людмила Семенова
Мастер-класс для педагогов ДОО «Познавательное и речевое развитие дошкольников с ОВЗ на примере темы «Семья»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад №91 компенсирующего вида"

МАСТЕР - КЛАСС

для педагогов ДОО

на тему:

"Познавательное и речевое развитие дошкольников с ОВЗ

на примере темы "Семья"

Провела:

учитель - дефектолог Семенова Л. И.

Саранск, 2021

МАСТЕР - КЛАСС

Познавательное и речевое развитие на тему "Семья"

Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОО „Познавательное и речевое развитие дошкольников с ОВЗ на примере темы „Семья“» размещена в разделах

Цель: познакомить педагогов с играми и упражнениями, которые способствуют познавательно-речевому развитию дошкольников.

Задачи:

1. Повысить профессиональный уровень педагогов по использованию игр для развития речи воспитанников.

2. Сформировать мотивацию и познавательную потребность в реализации представленного опыта по познавательному и речевому развитию детей.

3. Осуществление индивидуального подхода по отношению к каждому участнику мастер - класса, обобщение позитивных результатов деятельности каждого педагога.

Планируемые результаты:

Участники активно и доброжелательно взаимодействуют друг с другом при представлении дидактических игр по познавательно - речевому развитию, с интересом участвуют в обсуждении представленного опыта.

Оборудование:

экран, ноутбук. Модель мамонтенок и мама; сказка «Три медведя» .

Иллюстрации по теме «Семья»(бабушка, дедушка, мама, папа, сын, дочка).

Предметные картинки: «Что не так нарисовано?», деревня Простоквашино,

Лес: деревья, цветы, дома; корзина с предметами (утюг, газета, молоток, кукла кубики со спицами) домашнего обихода; муз. центр, запись песенки мамонтенка, мольберт, подставка для книг

Ход мастер-класса

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я рада вас приветствовать на нашем мастер-классе.

Развитие речи у детей с интеллектуальной недостаточностью существенно отличается от речи нормального ребенка. Отставание в развитии речи у них начинается с младенчества и продолжает накапливаться в раннем детстве. Соответственно, к дошкольному возрасту у всех отмечается существенное речевое недоразвитие. К тому времени, когда речь должна быть средством общения, обозначения и орудием мышления, она оказывается в крайне неразвитом состоянии. У детей с интеллектуальной недостаточностью первые слова появляются гораздо позднее 3-х лет. Значительное отставание отмечается у детей с интеллектуальной недостаточностью и в появлении фразовой речи. При этом временной интервал между первыми словами и фразовой речью у них более длительный, чем у нормальных детей. Скудные и аграмматичные фразы появляются к 5-6, и даже к 7 годам. Многие дети не начинают говорить не только к началу дошкольного возраста, но и к школе.

Для большинства детей с интеллектуальной недостаточностью развитие речи в дошкольном возрасте только начинается. Первые слова появляются у них после 3 лет, фразы - к концу дошкольного возраста.

Работа по развитию речи осуществляется на специальных занятиях и в повседневной жизни и деятельности.

Во время всех занятий необходимо приучать детей слушать обращенную к ним речь; учить выполнять инструкции, данные в словесной форме; рассказывать о своих действиях.

На специальных занятиях по речевому развитию происходит упорядочение речевого материала, который дети получают на других занятиях в процессе свободной речевой деятельности, в ходе общения. Занятия по речевому развитию проводятся в соответствии с дидактическими принципами, речевой материал подается в определенной последовательности, постепенно усложняется и расширяется. Требования к проведению занятий по развитию речи :

– предварительная тщательная подготовка к занятию, его планирование;

– обеспечение речевой и умственной активности каждого ребенка на всех этапах занятия;

– сочетание фронтального характера и индивидуального подхода на занятии;

– воспитательный характер занятия;

– необходимость закрепления знаний, умений и навыков на других занятиях;

– правильная организация занятия;

– целесообразная структура занятия, правильное распределение методов и приемов обучения;

– оптимальная интенсивность нагрузок;

– эмоциональный характер;

– закрепление пройденного материала на других занятиях и в других видах деятельности.

Необходимо помнить также и об общих принципах построения занятия с детьми дошкольного возраста, имеющими интеллектуальную недостаточность. Это такие, как:

– частая смена видов деятельности;

– целесообразное сочетание деятельности за столом и подвижных видов деятельности на занятии;

– игровая форма занятия;

– повторяемость материала;

– обеспечение переноса усвоенного способа действия.

Поскольку основным средством обогащения словаря является расширение представлений детей об окружающей действительности, то данная задача обычно и решается на соответствующих занятиях. На занятиях же по развитию речи словарь в большей степени закрепляется, уточняется и активизируется. Занятия по ознакомлению с окружающим миром объединяются в одно занятие по развитию речи с одновременным расширением круга дидактических задач, которые очень тесно взаимосвязаны.

Организационный момент.

1. Сегодня на мастер-классе я представлю вашему вниманию некоторые речевые игры и упражнения на примере темы «Семья», которые я использую в работе с детьми. Прошу выйти на сцену четыре -пять участников.

2. Развитие речи традиционно осуществляется в разных видах деятельности детей посредством использования практических методов, направленных на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игровые упражнения, игровые технологии. Они используются для решения всех речевых задач. В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А что является основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности? (ответы слушателей). - Конечно же - это игра, т. к у нас с вами профессиональная деятельность связана с детьми в детском саду, а ведущей деятельностью этого возраста является ИГРА, значит, мы с вами сейчас тоже поиграем.

3. И начнем мы с Организационного момента, где я использовала такой психологический прием как «Эстафета дружбы».

- Ребята, встали в круг. Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Р., от Р. к Л. и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, потому что каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же наша дружба не покидает нас и согревает».

4. Создание игровой ситуации.

Звучит песня Мамонтенка. Здравствуйте, я мамонтенок!

У – Д: Здравствуйте, это ты сейчас пел свою песенку?

М. : Да, я! А куда я попал?

У. - Д: В детский сад.

М: А у вас нет моей мамы?

У. -Д. : Нет, а что случилось? Почему ты ищешь свою маму?

М. : Я непослушный, я потерялся. Говорила мне мама не уходи далеко

от дома, играй рядом. А я так заигрался, что не заметил, как ушел далеко

и теперь хожу, ищу и не могу найти свой дом и свою маму. Мне так

хочется домой!

У – Д: Ай –ай – ай, мамонтенок. Как же так! Маму нужно слушаться.

М. : А вы, ребята, слушаетесь своих мам?

У – Д: Конечно, наши ребята стараются не огорчать своих мам, потому что

мама нас любит, волнуется за нас, переживает и не хочет, чтобы с нами

случилась беда! И не только мама! А кто еще волнуется и переживает за нас?

У и Д: Еще папа, бабушка, дедушка. Одним словом мама, папа, бабушка, дедушка, я – это семья!

М. : А что такое семья? Я не знаю.

У – Д: А хочешь, мамонтенок, дети тебе расскажут про семью, и не только расскажут, но и покажут.

М. : Конечно!

5. Предлагаю такой вид деятельности, как составление рассказа о семье по фотографии и по схеме. Например : Это моя семья. Как зовут маму? Как зовут папу? Есть брат или сестра? Что делает мама? Папа? Какая мама? Папа? Я люблю свою семью.

М. : Мне понравились ваши рассказы про семью. Какая большая семья у Р. и у Т. ,а у меня маленькая семья : только мама и я.

У – Д: Да, мамонтенок, семья может быть большая, а может быть маленькая, но, главное, семья, это когда люди живут в одном доме, ведут общее хозяйстве, и главное, любят и заботятся друг о друге. Вот что такое семья!

М. : Да, а они тоже слушаются? А кого они слушаются?

У – Д: Да, мамонтенок, в семье всегда есть старшие и младшие. Давайте расскажем мамонтенку кто в семье самый старший!

6. Д/ И: Расставь картинки по порядку: от самого старшего до самого младшего»

У – Д: Младшие всегда должны слушаться старших, уважать их. Дети слушаются маму, папу, бабушку, дедушку.

М. : Как интересно! Но я совсем запутался. Это мальчик этому дяде –дедушка?

У – Д: Нет, мамонтенок. Ребята, поможем мамонтенку разобраться кто кому кем приходится»

7. Д/ И: «Кто кому кем приходится».

Этот мальчик маме кто? (сын). – А эта девочка маме кем приходится? (дочка)

- А девочка мальчику кто (сестра) – А мальчик девочке (брат).

- аналогично рассматривается бабушка и дедушка. В заключение можно спросить, а ты Н. кем приходишься маме? Кто ты для бабушки? И т. д. Молодцы!

М. : Да, очень сложно разобраться! А как же они все живут в одном доме, что они делают?

8. Д/ И: «Кто чем занимается дома?» и поможет нам в этом –вот эта корзинка.

- Что это? (молоток) Кому дома нужен молоток? (папе). Что папа делает молотком (Папа забивает гвозди).

- О., иди возьми любой предмет и скажи, кому он принадлежит? Это клубок! Кому нужен клубок (бабушке). Что делает бабушка (Бабушка вяжет). Аналогично разбираются другие предметы, составляются простые предложения. Учитель делает вывод.

У. -Д. : Значит, что делает мама дома: убирается, готовит, стирает, гладит. Папа- ремонтирует, ходит в магазин, помогает маме. У бабушки с дедушкой тоже есть свои обязанности: помогать маме и папе, гулять с внуками и т. д.

9. Д/ И: «Про кого можно сказать».

А теперь подумайте, про кого можно сказать

-заботливая, нежная, добрая, ласковая, самая красивая- мама

- сильный, строгий, большой – папа

- старенькая, ласковая добрая – бабушка

- старый, мудрый, серьезный – дедушка

-маленький, забавный, веселый – сынок

- старательная, грамотная, аккуратная – дочка.

М. : Я понял, что такое семья и как это важно! У меня маленькая семья, но это - моя семья. И я очень ее люблю и так жалею, что не послушался свою маму. Наверное, она очень переживает за меня, волнуется, ищет меня. Что же мне делать?

У – Д: Мамонтенок, а хочешь мы вместе с тобой пойдем искать твою маму?

М. : Да, конечно, хочу! Спасибо вам!

У-Д: Тогда в путь. Дорога нам предстоит дальняя, поедем на поезде. Я буду паровозиком, а вы вагончиками. Занимайте свои места (чух – чух).

10. Д/ И: «Я люблю всех. Назови ласково».

Остановка лес. У-Д: Выходим, встали все парами, идемте все за мной, смотрите не потеряйтесь. А вот чей то домик. Кто здесь живет? Заглянем в о окно, посмотрим нет ли здесь мамы? Кто здесь живет (Три медведя). Папа – медведь, мама – медведица, сын – медвежонок. Как они весело разговаривают друг с другом. А как вы думаете как медвежонок обращается к своей маме, как он ее называет (мамочка, мамулечка). А к папе (папа, папулечка).А мама и папа как обращаются к медвежонку (сынок, сыночек,сынулечка). Вы дома как обращаетесь к маме?папе? и т. д. Молодцы! А мамы здесь нет. Поедем дальше.

Чух – чух… следующая остановка деревня Простоквашино. Выходим, мальчики помогают девочкам, идем друг за другом, не отстаем, не толкаемся. Что – то никого не видно. А вот идет почтальон Печкин. Поздороваемся с ним.

У-Д: Здравствуйте, почтальон Печкин. Не встречали ли вы маму мамонтенка?

Не знаю, живет здесь одна странная семья. Может быть ваша мама там? Посмотрите, какие странные открытки они отправили. Ничего не понимаю1.

11. Д/ И: «Что не так нарисовал художник?».

У-дети: А что же здесь нарисовано? Папа играет с машинкой. Так бывает? Нет, кто играет с машинками (сынок). И т. д.

Почтальон Печкин: Ага, опять кот Матроскин с Шариком пошутили. Своими лапами дорисовали. А дядя Федор отправил и не проверил. Пойду, отдампусть исправляет. А вашей мамы здесь нет, уважаемый мамонтенок.

У-Д: Спасибо, Печкин, до свидания! Ну что, едем дальше! Нигде нет твоей мамы, мамонтенок. А знаешь что, спой свою песенку, может быть мама услышит и отзовется. (звучит песня мамонтенка, голос мамы: ау – ау, где ты сынок)

У-Д: Вы ничего не слышали, мне показалось кого – то зовут. Давайте остановимся.

М. : Это моя мама! Мамочка, я здесь.

Мама м: Где ты был? Я тебя давно ищу!

М. : Прости меня мама! Я буду тебя слушаться. Я так много понял. Ты у меня самая … Ты, мамочка, лучше всех, и я люблю тебя!

У-Д: Да, и вы ребята, запомните, дома с мамой всегда тепло и хорошо. Ведь недаром говорится «При солнышке тепло, при матери добро», «Материнское сердце лучше солнца греет».

Попрощаемся с мамонтенком и мамой, пожелаем всего хорошего, слушаться маму, любить, не огорчать ее. А нам пора возвращаться. Садимся в поезд.

12. Итог, рефлексия

-Что хорошего сегодня мы сделали (помогли мамонтенку найти маму, и поняли, что такое семья. Будьте приветливыми, доброжелательными. Заботьтесь о своих родителях, берегите их!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Дружная семья!» — Мастер-класс. (Художественно-эстетическое развитие)«Дружная семья!» — Мастер-класс. (Художественно-эстетическое развитие) " В небе солнце катится, словно жёлтый мячик. То за тучку спрячется, то по ёлкам скачет. Выйди, выйди, солнышко,посвяти щедрее. Посвяти.

Дидактические игры по ОО «Речевое развитие»Дидактические игры по ОО «Речевое развитие» Дидактические игры по О. О. «Речевое развитие» Дидактическая игра «Уникуб». Задачи: Образовательные - совершенствовать умение формулировать.

«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» План – программа итогового НОД в областях «Речевое развитие». «Социально - коммуникативное развитие» с детьми средней группы на тему: «Путешествие.

Конспект открытого занятия по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе «Я и моя семья»Конспект открытого занятия по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе «Я и моя семья» Тема: «Я и моя семья». Цель: формирование духовно - нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье. Задачи: Образовательные:.

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки» Математическая концепция в образовании. принятая Правительством Российской Федерации, ставит перед музыкальным руководителем ДОУ задачу:.

Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи»Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи» 1. слайд: Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных.

Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через словесные игры»Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через словесные игры» Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний.

Перспективное планирование образовательной области «Речевое развитие». Развитие речи в старшей группе (сентябрь-январь) Сентябрь 1 неделя Занятие 2. Мы – воспитанники старшей группы Цель:Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь.

Работы детей за октябрь. Темы «Осень», «Семья», «ППД»Работы детей за октябрь. Темы «Осень», «Семья», «ППД» Вот наконец то нашлось время выложить работы моих ребятишек. Первые работы по теме "Осень". Вот, что у нас получилось. Вот такие.

Занятие для детей (2–3 года): Речевое развитие и Художественно-эстетическое развитие «Петушок и его семья» Цель: приобщать детей к устному народному творчеству с раннего возраста Задачи: Закреплять умение детей слушать знакомые фольклорные произведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов ДОО «Познавательное и речевое развитие дошкольников с ОВЗ на примере темы «Семья»
Опубликовано: 5 июля 2021 в 20:30
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов ДОО «Познавательное и речевое развитие дошкольников с ОВЗ на примере темы «Семья»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Семенова (УИ 69864) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД