Людмила Семенова
Мастер-класс для педагогов ДОО «Познавательное и речевое развитие дошкольников с ОВЗ на примере темы «Семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад №91 компенсирующего вида"
МАСТЕР - КЛАСС
для педагогов ДОО
на тему:
"Познавательное и речевое развитие дошкольников с ОВЗ
на примере темы "Семья"
Провела:
учитель - дефектолог Семенова Л. И.
Саранск, 2021
МАСТЕР - КЛАСС
Познавательное и речевое развитие на тему "Семья"
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОО „Познавательное и речевое развитие дошкольников с ОВЗ на примере темы „Семья“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2021
Цель: познакомить педагогов с играми и упражнениями, которые способствуют познавательно-речевому развитию дошкольников.
Задачи:
1. Повысить профессиональный уровень педагогов по использованию игр для развития речи воспитанников.
2. Сформировать мотивацию и познавательную потребность в реализации представленного опыта по познавательному и речевому развитию детей.
3. Осуществление индивидуального подхода по отношению к каждому участнику мастер - класса, обобщение позитивных результатов деятельности каждого педагога.
Планируемые результаты:
Участники активно и доброжелательно взаимодействуют друг с другом при представлении дидактических игр по познавательно - речевому развитию, с интересом участвуют в обсуждении представленного опыта.
Оборудование:
экран, ноутбук. Модель мамонтенок и мама; сказка «Три медведя» .
Иллюстрации по теме «Семья»(бабушка, дедушка, мама, папа, сын, дочка).
Предметные картинки: «Что не так нарисовано?», деревня Простоквашино,
Лес: деревья, цветы, дома; корзина с предметами (утюг, газета, молоток, кукла кубики со спицами) домашнего обихода; муз. центр, запись песенки мамонтенка, мольберт, подставка для книг
Ход мастер-класса
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я рада вас приветствовать на нашем мастер-классе.
Развитие речи у детей с интеллектуальной недостаточностью существенно отличается от речи нормального ребенка. Отставание в развитии речи у них начинается с младенчества и продолжает накапливаться в раннем детстве. Соответственно, к дошкольному возрасту у всех отмечается существенное речевое недоразвитие. К тому времени, когда речь должна быть средством общения, обозначения и орудием мышления, она оказывается в крайне неразвитом состоянии. У детей с интеллектуальной недостаточностью первые слова появляются гораздо позднее 3-х лет. Значительное отставание отмечается у детей с интеллектуальной недостаточностью и в появлении фразовой речи. При этом временной интервал между первыми словами и фразовой речью у них более длительный, чем у нормальных детей. Скудные и аграмматичные фразы появляются к 5-6, и даже к 7 годам. Многие дети не начинают говорить не только к началу дошкольного возраста, но и к школе.
Для большинства детей с интеллектуальной недостаточностью развитие речи в дошкольном возрасте только начинается. Первые слова появляются у них после 3 лет, фразы - к концу дошкольного возраста.
Работа по развитию речи осуществляется на специальных занятиях и в повседневной жизни и деятельности.
Во время всех занятий необходимо приучать детей слушать обращенную к ним речь; учить выполнять инструкции, данные в словесной форме; рассказывать о своих действиях.
На специальных занятиях по речевому развитию происходит упорядочение речевого материала, который дети получают на других занятиях в процессе свободной речевой деятельности, в ходе общения. Занятия по речевому развитию проводятся в соответствии с дидактическими принципами, речевой материал подается в определенной последовательности, постепенно усложняется и расширяется. Требования к проведению занятий по развитию речи :
– предварительная тщательная подготовка к занятию, его планирование;
– обеспечение речевой и умственной активности каждого ребенка на всех этапах занятия;
– сочетание фронтального характера и индивидуального подхода на занятии;
– воспитательный характер занятия;
– необходимость закрепления знаний, умений и навыков на других занятиях;
– правильная организация занятия;
– целесообразная структура занятия, правильное распределение методов и приемов обучения;
– оптимальная интенсивность нагрузок;
– эмоциональный характер;
– закрепление пройденного материала на других занятиях и в других видах деятельности.
Необходимо помнить также и об общих принципах построения занятия с детьми дошкольного возраста, имеющими интеллектуальную недостаточность. Это такие, как:
– частая смена видов деятельности;
– целесообразное сочетание деятельности за столом и подвижных видов деятельности на занятии;
– игровая форма занятия;
– повторяемость материала;
– обеспечение переноса усвоенного способа действия.
Поскольку основным средством обогащения словаря является расширение представлений детей об окружающей действительности, то данная задача обычно и решается на соответствующих занятиях. На занятиях же по развитию речи словарь в большей степени закрепляется, уточняется и активизируется. Занятия по ознакомлению с окружающим миром объединяются в одно занятие по развитию речи с одновременным расширением круга дидактических задач, которые очень тесно взаимосвязаны.
Организационный момент.
1. Сегодня на мастер-классе я представлю вашему вниманию некоторые речевые игры и упражнения на примере темы «Семья», которые я использую в работе с детьми. Прошу выйти на сцену четыре -пять участников.
2. Развитие речи традиционно осуществляется в разных видах деятельности детей посредством использования практических методов, направленных на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игровые упражнения, игровые технологии. Они используются для решения всех речевых задач. В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А что является основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности? (ответы слушателей). - Конечно же - это игра, т. к у нас с вами профессиональная деятельность связана с детьми в детском саду, а ведущей деятельностью этого возраста является ИГРА, значит, мы с вами сейчас тоже поиграем.
3. И начнем мы с Организационного момента, где я использовала такой психологический прием как «Эстафета дружбы».
- Ребята, встали в круг. Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Р., от Р. к Л. и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, потому что каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же наша дружба не покидает нас и согревает».
4. Создание игровой ситуации.
Звучит песня Мамонтенка. Здравствуйте, я мамонтенок!
У – Д: Здравствуйте, это ты сейчас пел свою песенку?
М. : Да, я! А куда я попал?
У. - Д: В детский сад.
М: А у вас нет моей мамы?
У. -Д. : Нет, а что случилось? Почему ты ищешь свою маму?
М. : Я непослушный, я потерялся. Говорила мне мама не уходи далеко
от дома, играй рядом. А я так заигрался, что не заметил, как ушел далеко
и теперь хожу, ищу и не могу найти свой дом и свою маму. Мне так
хочется домой!
У – Д: Ай –ай – ай, мамонтенок. Как же так! Маму нужно слушаться.
М. : А вы, ребята, слушаетесь своих мам?
У – Д: Конечно, наши ребята стараются не огорчать своих мам, потому что
мама нас любит, волнуется за нас, переживает и не хочет, чтобы с нами
случилась беда! И не только мама! А кто еще волнуется и переживает за нас?
У и Д: Еще папа, бабушка, дедушка. Одним словом мама, папа, бабушка, дедушка, я – это семья!
М. : А что такое семья? Я не знаю.
У – Д: А хочешь, мамонтенок, дети тебе расскажут про семью, и не только расскажут, но и покажут.
М. : Конечно!
5. Предлагаю такой вид деятельности, как составление рассказа о семье по фотографии и по схеме. Например : Это моя семья. Как зовут маму? Как зовут папу? Есть брат или сестра? Что делает мама? Папа? Какая мама? Папа? Я люблю свою семью.
М. : Мне понравились ваши рассказы про семью. Какая большая семья у Р. и у Т. ,а у меня маленькая семья : только мама и я.
У – Д: Да, мамонтенок, семья может быть большая, а может быть маленькая, но, главное, семья, это когда люди живут в одном доме, ведут общее хозяйстве, и главное, любят и заботятся друг о друге. Вот что такое семья!
М. : Да, а они тоже слушаются? А кого они слушаются?
У – Д: Да, мамонтенок, в семье всегда есть старшие и младшие. Давайте расскажем мамонтенку кто в семье самый старший!
6. Д/ И: Расставь картинки по порядку: от самого старшего до самого младшего»
У – Д: Младшие всегда должны слушаться старших, уважать их. Дети слушаются маму, папу, бабушку, дедушку.
М. : Как интересно! Но я совсем запутался. Это мальчик этому дяде –дедушка?
У – Д: Нет, мамонтенок. Ребята, поможем мамонтенку разобраться кто кому кем приходится»
7. Д/ И: «Кто кому кем приходится».
Этот мальчик маме кто? (сын). – А эта девочка маме кем приходится? (дочка)
- А девочка мальчику кто (сестра) – А мальчик девочке (брат).
- аналогично рассматривается бабушка и дедушка. В заключение можно спросить, а ты Н. кем приходишься маме? Кто ты для бабушки? И т. д. Молодцы!
М. : Да, очень сложно разобраться! А как же они все живут в одном доме, что они делают?
8. Д/ И: «Кто чем занимается дома?» и поможет нам в этом –вот эта корзинка.
- Что это? (молоток) Кому дома нужен молоток? (папе). Что папа делает молотком (Папа забивает гвозди).
- О., иди возьми любой предмет и скажи, кому он принадлежит? Это клубок! Кому нужен клубок (бабушке). Что делает бабушка (Бабушка вяжет). Аналогично разбираются другие предметы, составляются простые предложения. Учитель делает вывод.
У. -Д. : Значит, что делает мама дома: убирается, готовит, стирает, гладит. Папа- ремонтирует, ходит в магазин, помогает маме. У бабушки с дедушкой тоже есть свои обязанности: помогать маме и папе, гулять с внуками и т. д.
9. Д/ И: «Про кого можно сказать».
А теперь подумайте, про кого можно сказать
-заботливая, нежная, добрая, ласковая, самая красивая- мама
- сильный, строгий, большой – папа
- старенькая, ласковая добрая – бабушка
- старый, мудрый, серьезный – дедушка
-маленький, забавный, веселый – сынок
- старательная, грамотная, аккуратная – дочка.
М. : Я понял, что такое семья и как это важно! У меня маленькая семья, но это - моя семья. И я очень ее люблю и так жалею, что не послушался свою маму. Наверное, она очень переживает за меня, волнуется, ищет меня. Что же мне делать?
У – Д: Мамонтенок, а хочешь мы вместе с тобой пойдем искать твою маму?
М. : Да, конечно, хочу! Спасибо вам!
У-Д: Тогда в путь. Дорога нам предстоит дальняя, поедем на поезде. Я буду паровозиком, а вы вагончиками. Занимайте свои места (чух – чух).
10. Д/ И: «Я люблю всех. Назови ласково».
Остановка лес. У-Д: Выходим, встали все парами, идемте все за мной, смотрите не потеряйтесь. А вот чей то домик. Кто здесь живет? Заглянем в о окно, посмотрим нет ли здесь мамы? Кто здесь живет (Три медведя). Папа – медведь, мама – медведица, сын – медвежонок. Как они весело разговаривают друг с другом. А как вы думаете как медвежонок обращается к своей маме, как он ее называет (мамочка, мамулечка). А к папе (папа, папулечка).А мама и папа как обращаются к медвежонку (сынок, сыночек,сынулечка). Вы дома как обращаетесь к маме?папе? и т. д. Молодцы! А мамы здесь нет. Поедем дальше.
Чух – чух… следующая остановка деревня Простоквашино. Выходим, мальчики помогают девочкам, идем друг за другом, не отстаем, не толкаемся. Что – то никого не видно. А вот идет почтальон Печкин. Поздороваемся с ним.
У-Д: Здравствуйте, почтальон Печкин. Не встречали ли вы маму мамонтенка?
Не знаю, живет здесь одна странная семья. Может быть ваша мама там? Посмотрите, какие странные открытки они отправили. Ничего не понимаю1.
11. Д/ И: «Что не так нарисовал художник?».
У-дети: А что же здесь нарисовано? Папа играет с машинкой. Так бывает? Нет, кто играет с машинками (сынок). И т. д.
Почтальон Печкин: Ага, опять кот Матроскин с Шариком пошутили. Своими лапами дорисовали. А дядя Федор отправил и не проверил. Пойду, отдампусть исправляет. А вашей мамы здесь нет, уважаемый мамонтенок.
У-Д: Спасибо, Печкин, до свидания! Ну что, едем дальше! Нигде нет твоей мамы, мамонтенок. А знаешь что, спой свою песенку, может быть мама услышит и отзовется. (звучит песня мамонтенка, голос мамы: ау – ау, где ты сынок)
У-Д: Вы ничего не слышали, мне показалось кого – то зовут. Давайте остановимся.
М. : Это моя мама! Мамочка, я здесь.
Мама м: Где ты был? Я тебя давно ищу!
М. : Прости меня мама! Я буду тебя слушаться. Я так много понял. Ты у меня самая … Ты, мамочка, лучше всех, и я люблю тебя!
У-Д: Да, и вы ребята, запомните, дома с мамой всегда тепло и хорошо. Ведь недаром говорится «При солнышке тепло, при матери добро», «Материнское сердце лучше солнца греет».
Попрощаемся с мамонтенком и мамой, пожелаем всего хорошего, слушаться маму, любить, не огорчать ее. А нам пора возвращаться. Садимся в поезд.
12. Итог, рефлексия
-Что хорошего сегодня мы сделали (помогли мамонтенку найти маму, и поняли, что такое семья. Будьте приветливыми, доброжелательными. Заботьтесь о своих родителях, берегите их!