Татьяна Константиновна
Мастер-класс для педагогов «Приёмы развития критического мышления в ДОУ»
Мастер-класс «Приёмы критического мышления: кластер, диаграмма Венна, Синквейн»
Для решения различных задач педагоги в своей работе используют традиционные образовательные технологии в сочетании с современными, инновационными. Технология развития критического мышления - один из современных методов, направленных на развитие у ребёнка мыслительных умений, необходимых для жизни в современном мире: умения критически относиться к информации, самостоятельно принимать решения и делать выводы. В процессе развития дошкольников можно использовать разные приемы.
1. Хочу поделиться опытом работы в составлении так называемых кластерных таблиц в процессе изучения нового материала или обобщения знаний по изученной лексической теме. Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать знания по той или иной проблеме.
«Кла стер» (англ. cluster — скопление, кисть, рой) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.
Метод кластеров универсален – помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить
Метод кластера может применяться практически на всех занятиях, при изучении самых разных тем. Возможно применение кластера на протяжении всего занятия, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях.
Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей педагога и детского коллектива.
В зависимости от способа организации занятия, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого при выполнении индивидуального задания.
В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:
• умение ставить вопросы;
• выделять главное;
• устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
• переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
• сравнивать и анализировать;
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль. По сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями, которые в свою очередь могут делиться на более мелкие составляющие. И сейчас предлагаю вместе составить кластер на тему «Весна»
2. Прием "Кольца Венна", или "Диаграмма Венна".
Использую этот прием тогда, когда нужно сравнить два или более понятия, явления, способа, предмета. С помощью диаграммы Венна выявляем с детьми общее в двух или нескольких явлениях, стараемся отметить различия и обобщить знание по любой изучаемой теме. Например, при сравнении времен года. Сравниваем осень и зиму, весну и зиму, весну и лето и т. д.
Даю задание: разложить картинки с признаками на каждой из диаграмм - это отличительные при-знаки, а сходные – в месте пересечения диаграмм.
На этапе осмысления обсуждаем составленные диаграммы коллективно, по группам или в парах.
Очень часто использую коврограф на котором размещаю круги и дополнительный материал на карточках. Например, сравнивая огурец и помидор, дети выбирают карточки, обозначающие цвет и форму овощей- это различие. А в месте пересечения диаграмм ставят карточки с обозначением овощей и то, что эти овощи растут на грядке.
При сравнении собаки и волка задаю вопросы:
Каковы характерные черты собаки?
А волка? Существует ли сходство между ними?
Существуют ли различия?
Ответы на данные вопросы также отражаются в диаграмме.
Данный прием применим к любой изучаемой лексической теме. С помощью данного приема у детей формируется собственной личностное отношение к изучаемой теме и к проблеме, если таковая имеется, ребенок может собственное мнение, умножать свои знания и представления, а также пере-осмысливать их.
А сейчас предлагаю составить диаграмму Венна и сравнить насекомых: стрекза и кузнечик
3. Синквейн в работе с дошкольниками
Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк»; Синквейн – это не обычное стихотворение, а нерифмованное стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.
Что пишется в каждой строке?
1 слово – Это существительное или местоимение. (Кто? Что)
2 слова Это прилагательные - описание понятия. (Какой? Какая? Какое? Какие)
3 слова Это глаголы- действия. (Что делает? Что делают)
4 слова Это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора.
5 слово Вывод, итог. Это существительное, синоним первой строки. (Кто? Что)
Педагогическая ценность Синквейн – концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет.
Обогащает словарный запас. Учит формулировать идею (ключевую фразу). Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом. Получается у всех. Активизирует и развивает мыслительную деятельность.
А сейчас давайте вместе составим синквей на слово ОТПУСК
1. Отпуск
2. Увлектельный, долгожданный
3. Загорать,купаться, отдыхть.
4. Как долго я тея ждала.
5. Отдых.
Благодарю за внимание!