МААМ-картинки

Мастер-класс для педагогов «Приёмы развития критического мышления в ДОУ»

Татьяна Константиновна
Мастер-класс для педагогов «Приёмы развития критического мышления в ДОУ»

Мастер-класс «Приёмы критического мышления: кластер, диаграмма Венна, Синквейн»

Для решения различных задач педагоги в своей работе используют традиционные образовательные технологии в сочетании с современными, инновационными.  Технология развития критического мышления - один из современных методов, направленных на развитие у ребёнка мыслительных умений, необходимых для жизни в современном мире: умения критически относиться к информации, самостоятельно принимать решения и делать выводы. В процессе развития  дошкольников можно использовать разные приемы.

1. Хочу поделиться опытом работы в составлении так называемых кластерных таблиц в процессе изучения нового материала или обобщения знаний по изученной лексической теме. Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать знания по той или иной проблеме.

«Кла стер» (англ. cluster — скопление, кисть, рой) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.

Метод кластеров универсален – помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить

Метод кластера может применяться практически на всех занятиях, при изучении самых разных тем. Возможно применение кластера на протяжении всего занятия, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях.

Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей педагога и детского коллектива.

В зависимости от способа организации занятия, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого при выполнении индивидуального задания.

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

• умение ставить вопросы;

• выделять главное;

• устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;

• переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;

• сравнивать и анализировать;

 Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль. По сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями, которые в свою очередь могут делиться на более мелкие составляющие. И сейчас предлагаю вместе составить кластер на тему «Весна»

2. Прием "Кольца Венна", или "Диаграмма Венна".

Использую этот прием тогда, когда нужно сравнить два или более понятия, явления, способа, предмета. С помощью диаграммы Венна выявляем с детьми общее в двух или нескольких явлениях, стараемся отметить различия и обобщить знание по любой изучаемой теме. Например, при сравнении времен года. Сравниваем осень и зиму, весну и зиму, весну и лето и т. д.

Даю задание: разложить картинки с признаками на каждой из диаграмм - это отличительные при-знаки, а сходные – в месте пересечения диаграмм.

На этапе осмысления обсуждаем составленные диаграммы коллективно, по группам или в парах.

Очень часто использую коврограф на котором размещаю круги и дополнительный материал на карточках. Например, сравнивая огурец и помидор, дети выбирают карточки, обозначающие цвет и форму овощей- это различие. А в месте пересечения диаграмм ставят карточки с обозначением овощей и то, что эти овощи растут на грядке.

При сравнении собаки и волка задаю вопросы:

Каковы характерные черты собаки?

А волка? Существует ли сходство между ними?

Существуют ли различия?

Ответы на данные вопросы также отражаются в диаграмме.

Данный прием применим к любой изучаемой лексической теме. С помощью данного приема у детей формируется собственной личностное отношение к изучаемой теме и к проблеме, если таковая имеется, ребенок может собственное мнение, умножать свои знания и представления, а также пере-осмысливать их.

А сейчас предлагаю составить диаграмму Венна и сравнить насекомых: стрекза и кузнечик

3. Синквейн в работе с дошкольниками

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк»; Синквейн – это не обычное стихотворение, а нерифмованное стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.

Что пишется в каждой строке?

1 слово – Это существительное или местоимение. (Кто? Что)

2 слова Это прилагательные - описание понятия. (Какой? Какая? Какое? Какие)

3 слова Это глаголы- действия. (Что делает? Что делают)

4 слова Это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора.

5 слово Вывод, итог. Это существительное, синоним первой строки. (Кто? Что)

Педагогическая ценность Синквейн – концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет.

Обогащает словарный запас. Учит формулировать идею (ключевую фразу). Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом. Получается у всех. Активизирует и развивает мыслительную деятельность.

А сейчас давайте вместе составим синквей на слово ОТПУСК

1. Отпуск

2. Увлектельный, долгожданный

3. Загорать,купаться, отдыхть.

4. Как долго я тея ждала.

5. Отдых.

Благодарю за внимание!

Публикации по теме:

Игровые приёмы для развития графических навыковИгровые приёмы для развития графических навыков Консультация для педагогов и родителей Уважаемые коллеги, я продолжаю тему, начатую в прошлой публикации, которая была посвящена проблеме.

Дидактическое пособие для использования технологии критического мышления «Кубик Блума»Дидактическое пособие для использования технологии критического мышления «Кубик Блума» В своей работе я часто использую один из приёмов технологии критического мышления – кубик Блума. Кубик Блума можно использовать по всем.

Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Содержание работы с родителями состоит в следующем:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Приёмы развития критического мышления в ДОУ»
Опубликовано: 21 мая 2025 в 20:34
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Приёмы развития критического мышления в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Константиновна (УИ 2496883) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных